Русская художественная роспись

Сумеете ли вы отличить хохлому от мезенской росписи, а балхарскую — от жостовской? В нашем обзоре мы расскажем об особенностях некоторых художественных традиций России.

 

Хохломская роспись

 

 

Декоративная хохломская роспись выполняется черным и красным (крайне редко каким-то другим) цветом по золотистому фону. На дерево наносится серебряный оловянный порошок. После этого изделие покрывается лаком и обрабатывается в печи — именно благодаря этому процессу достигается узнаваемый медово-золотой цвет, из-за которого легкая деревянная посуда кажется массивной. Традиционные элементы росписи — стилизованные ягоды рябины или земляники, цветы, иногда фантастические птицы, рыбы и звери.

История

Хохлома как промысел возникла в XVII веке в Нижегородской губернии. Название произошло от одноименного села, куда на торги свозились готовые изделия. Первоначально посуда изготавливалась при монастырях и предназначалась для царского двора. Но уже в конце XIX века она распространилась не только по России, но и по другим странам: ее можно было встретить в Индии, Австралии, США. Интерес к хохломе многократно возрос после Всемирной выставки 1889 года в Париже. В 1916 году в городе Семенове открылась Школа художественной обработки дерева. Ее первые выпускники в 1931 году организовали артель, которая со временем превратилась в крупное предприятие.

О популярности хохломы за рубежом (помимо многочисленных выставок) говорит такой факт: авиакомпания British Airways к 40-летию полетов из Лондона в Москву украсила восемь авиалайнеров хохломской росписью.

Справка

Сайт предприятия «Хохломская роспись» — goldenhohloma.com. В Семенове же находится и музей «Золотая хохлома».

 

 

Мезенская роспись

 

 

Традиционно в этой технике предметы расписывались красным и черным цветом. Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Сегодня, конечно, чаще используют кисти. Готовое изделие покрывают олифой, чтобы оно приобрело золотистый цвет.

История

Родиной росписи считается село Палащелье, которое расположено на берегу реки Мезень Архангельского края, поэтому есть и второе название — палащельская роспись. Промысел возник около двух веков назад. Самая древняя прялка с подобным узором датируется 1815 годом, но по-прежнему остается тайной, когда и как появилась сама роспись. Так, на берегах Белого моря и Онежского озера найдены наскальные изображения, которые перекликаются с рисунками в мезенской росписи. Значение рисунков все еще расшифровывают. К примеру, многоярусность, вероятно, предполагает влияние шаманства, в котором было три мира: нижний ярус символизировал подземный мир, средний — землю, верхний — небо. В нижнем и среднем ярусах обычно рисовали оленей и коней, в верхнем — птиц. Образ коня у народов Севера — это еще и оберег, и символ солнца. Исследователи трактуют сюжеты мезенской росписи не как бытовые картинки, а скорее как художественный пересказ мифов.

Кстати, изначально росписью занимались только мужчины.

Справка

Сувениры с самобытной росписью выпускаются в Архангельске на предприятии «Беломорские узоры» (belomoruzor.ru).

 

 

Жостовская роспись

 

 

Знаменитые жостовские подносы в большинстве своем напоминают картины: в центре — цветочное, пейзажное или архитектурное изображение (иногда очень сложное по композиции), а края обрамлены широкой полосой геометрического или растительного орнамента. Особенностью росписи является «двойной мазок», когда на кисть набирается сразу две краски, что добавляет рисунку объем. После росписи поднос покрывается особым «тагильским» лаком, который отличается прочностью и прозрачностью и придает краскам яркость и едва уловимые переливы.

История

Спрос на расписные подносы заметно возрос в XIX веке. В трактирах, гостиницах, а позже и в домах они использовались и по прямому назначению, и как украшение интерьера. Мастерские по производству находились в Московской области, в Петербурге, на Урале. К началу XX века основной центр промысла сосредоточился в Жостове. Но родиной подноса считается Нижний Тагил, где при заводах в XVIII веке возникла живопись по металлу.

Заводчики Демидовы, как взыскательные заказчики художественных изделий, активно поддерживали развитие промысла. В 1806 году они открыли школу, в которой крепостных мальчиков обучали ремеслу.

Со временем на Урале сложились династии, которые бережно передавали от отца к сыну секреты росписи и лакировального мастерства. После революции жизнь промысла затихла, но не остановилась. Создались артели, на базе которых в 1957 году образовался Нижнетагильский завод эмалированной посуды. Он-то и стал центром возрождения подноса.

За последние годы изделия с успехом экспонировались в российских музеях, а также вывозились на выставки в Берлин и Варшаву.

Справка

Официальный сайт Жостовской фабрики декоративной росписи — wzhostovo.ru. Оригинальные подносы можно увидеть в музеях Урала, Санкт-Петербурга, Москвы.

 

Национальное достояние

 

 

Гжель

 

 

Мастера расписывают каждое изделие вручную с помощью беличьей кисти. Несколько красок набираются только на одну сторону кисти — так создается мазок с тенями. Каждый последующий мазок по тону отличается от предыдущего. Наряду с традиционными элементами росписи (растительным, сюжетным орнаментом) применяются и усики, и спирали с завитками, а также точки, штрихи, сетки и полоски.

История

Название пошло от района из 27 деревень, расположенных недалеко от Москвы. Археологи подтвердили существование на этой территории гончарного ремесла еще в XIV веке. В начале XIX столетия здесь обнаружили белую фаянсовую глину, и почти тогда же в Новохаритонове заработала небольшая фабрика по изготовлению посуды и скульптуры. Здесь же возник оригинальный кобальтовый стиль росписи — синий орнамент по белому фону.

Сегодня гжель закупают Германия, Англия, Япония, Италия, Швеция, Турция.

Справка

Сайты российская фабрики фарфора «Гжель», находящейся в деревне Турыгино Раменского района Московской области, — gzhel.ru, efarfor.ru. Здесь же существует музей промысла.

 

 

Балхарская керамика

 

 

Характерные черты балхарского орнамента: солярные знаки, широкая кайма, ромбы и другие незамысловатые геометрические элементы.

На современных изделиях часто встречаются утонченные линии, завитки, спирали, плавная округленность контуров, мелкие детали вокруг основного узора, отсутствие строгой симметрии. Главный рисунок располагается на верхней половине сосуда, подчеркивая его выпуклую форму.

История

Роспись появилась в Дагестане в период ХIII–ХIV веков и имела сходство с античной керамикой, а через четыре столетия достигла расцвета. Тогда же сложился характерный тип неглазурованной балхарской керамики: сочетание строгой простоты силуэта изделия и лаконичной росписи белым ангобом (декоративное покрытие, наносимое на поверхность изделия). До сих пор есть мастерицы (а промыслом всегда занимались только женщины), которые отдают предпочтение этому древнему орнаменту. Изделие они формируют на простейшем ручном гончарном кругу «жюлла».

Справка

Сайт завода в Махачкале по изготовлению гончарных изделий «Балхарская керамика» — balkharceramics.ru. А редкие экземпляры древней керамики хранятся в Дагестанском музее изобразительных искусств.

26
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Галина Боинчану
Отличная тема!
Светлана Чанилова
😊 Спасибо, Галина! Угадали))))
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.