Рисунок городов

Рисунок уличной сети каждого города уникален, как отпечатки пальцев на руке человека. Но несмотря на кажущееся многообразие, многие из современных городов строились по единым принципам, унаследованным с давних времен. Какими правилам руководствовались градостроители Европы, США, Латинской Америки и Китая? И как эти правила отражаются в современном облике городов?

 

 

С чего все начиналось

 

 

Простые геометрические формы — крест и квадрат, с древности сопоставляемые с четырьмя сторонами света, легли в основу базисной планировочной конструкции. Изобретение простейшей прямоугольной сетки улиц античные греки приписывали математику Гипподаму Милетскому, но по факту ее использовали еще задолго до его рождения. В строгую геометрическую сетку греки привнесли кратность размеров квартала и дома, в соответствии с такими правилами строились новые греческие города. В эпоху эллинизма в городском плане появились прямые и широкие главные улицы с колоннадами, большие площади, сады и галереи.

Греческие градостроительные решения переняли римские архитекторы, и во времена Римской империи античный урбанизм достиг своего расцвета. Хотя в самом Риме к тому времени уже сложилась радиальная система улиц, новые римские города строились по строгому плану: две главные дороги, ориентированные по сторонам света, под прямым углом делили город на четыре части и выходили к городским воротам. Типичную римскую планировку до сих пор можно проследить в центральных кварталах Барселоны.

 

 

Средневековые лабиринты

 

 

С упадком Римской империи наступила эпоха Средневековья, когда города Европы подвергались разрушительным набегам варваров. Для защиты поселения окружали толстыми стенами, валами и бастионами — роль градостроителя перешла в руки военному инженеру. Города оказались запертыми внутри защитных сооружений, и их дальнейший территориальный рост на какое-то время остановился. Территория внутри крепостных стен и валов стала плотно застраиваться, магистрали становились уже, меняли прямолинейную траекторию и закручивались. Появились улицы, где было трудно разойтись даже вдвоем, исчезли сады и декоративная растительность. Так сформировался популярный у туристов старый город, типичная планировка которого определила современный облик центральной части многих городов Европы, таких как Кельн, Марсель, Бремен и др.

 

Модернизация

 

 

В скором времени города стали задыхаться в тесноте защитных сооружений, где процветали чума и лихорадка, копились проблемы транспортной доступности и пожарной безопасности. Настал период сложной модернизации средневековой городской планировки и инфраструктуры. Этот длительный и дорогостоящий процесс затронул в первую очередь крупные европейские мегаполисы. Первым таким городом стал Рим, где было необходимо решить вопрос перемещения паломников между религиозными святынями. Так от площади Пьяцца-дель-Пополо, через которую проходила основная масса путников, в центр Рима разошлись три лучевых магистрали — виа дель Корсо, виа дель Бабуино и виа ди Рипетта, до сих пор сохранившиеся в плане города.

С развитием военного дела сплошная линия фортификации утратила свое значение, укрепления выносились за пределы поселения. На месте снесенных стен и засыпанных валов повсеместно устраивались кольцевые бульвары. Тем не менее для более масштабной реконструкции требовались не только значительные ресурсы, но и поддержка государственной власти. Самым известным примером стала модернизация средневекового Парижа, успешно осуществленная его префектом бароном Османом при твердой поддержке Наполеона III. В результате масштабных изменений сквозь средневековые кварталы Парижа были проложены широкие проспекты, появились бульвары с ровным строем зданий. Значительные усилия были направлены на создание скверов и парков, обустройство «легких Парижа» — Булонского и Венского леса. Османизация Парижа во многом определила современный облик города, который сохранил свою любовь к радиально-кольцевой системе планировки и прямым магистралям.

 

 

Американские кварталы и стриты

 

 

С открытием Америки и колонизацией новых земель античные модели градостроительства, искаженные временем в городах Европы, перенесли на другие континенты. Гипподамова сетка улиц до сих пор остается неизменной в Нью-Йорке: проложенные с севера на юг авеню и с запада на восток стриты образуют ровные кварталы Манхэттена, размер которых не изменился при смене застройки. Парижская схема модернизации нашла отражение при разработке плана Вашингтона. Архитектор французского происхождения Пьер Ланфан совместил сетку улиц (стритов), проходящих с севера на юг и с запада на восток, с широкими диагональными авеню. В результате получилась знаменитая геометрия вашингтонских улиц. В центре города расположено здание Капитолия, которое является самым высоким из всех строений благодаря принятому в 1894 году закону об ограничении высотности.

 

 

Латиноамериканские города

 

 

Особый тип городской планировки сложился в колониальных поселениях Латинской Америки. Основанные испанцами и португальцами города выполняли функции опорных пунктов европейской колонизации, поэтому их строительство строго регламентировалось. Свое видение идеального города испанцы воплотили в своде предписаний «Законы Индий», где было строго оговорено, где и как должно возводиться новое поселение.

Основой колониальных городов Южной Америки стала главная площадь прямоугольной формы («пласа майор»), расположенная в топографическом центре или рядом с портом в приморских городах. На восточной стороне площади строилось здание церкви, на западной — дом губернатора, на южной — городское самоуправление, а на северной — казармы и лавки. Таким образом, здания главной площади символизировали единство королевской власти и церкви. От площади расходились восемь главных городских улиц — по две от каждого угла. Законы также регламентировали и архитектурную застройку: все здания, кроме главных, должны были иметь не больше двух этажей, а балконы не должны были перекрывать улицы. В результате испанского подхода к городскому планированию сформировался современный облик исторических центров таких городов, как Лима, Кито, Асунсьон, Мехико и др.

 

 

Города по фэншуй

 

 

Параллельно принципы городского планирования развивались и на Востоке. В Китае к XV веку сложились нормы градостроительства, в которых также доминировали порядок и четкие геометрические схемы. Города имели преимущественно прямоугольную или квадратную форму с ориентированной по сторонам света сеткой улиц. Через весь город, от северных до южных ворот, тянулась главная магистраль, вдоль которой располагались самые высокие здания. Немалое значение имели в городской застройке Китая правила фэншуй. Фасады зданий рекомендовалось обращать на юг, на ту же сторону выходят главные ворота императорского дворца Пекина, хотя это правило исходит скорее из потребностей инсоляции. Принципы градостроительства Китая отражаются в сохранившихся центральных кварталах Пекина, Сианя и других городов.

14
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Елизавета Герасимова
А как же российские города? и одна из наиболее популярных сейчас радиально-кольцевых строений городов?
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.