Пять капитанов

Древнерусские боевые парусно-гребные лодьи, копии английского и турецкого военного флота, верейки, кижанки, джонки — историческое деревянное кораблестроение возрождается в Карелии на частных верфях.

 


Основоположником исторического кораблестроения в Карелии, да, наверное, и в России по праву считается Виктор Дмитриев, носящий громкое прозвище Адмирал. Более 35 лет назад он бросил прозябание в одном из карельских НИИ и начал путешествовать и заниматься кораблестроением. Именно он первым задался целью воссоздать старый поморский коч — тип судов, заимствованный российскими северянами у норвегов. И в 1990 году на воду вышли натурные модели древнерусских боевых парусно-гребных лодей IX–XII веков «Вера», «Надежда», «Любовь», на которых Дмитриев с товарищами совершил паломничество в Святую землю. Правда, по дороге большинство паломников разбрелось по турецким магазинам. За это суровый Адмирал ссадил их на берег в греческом Пирее. Так что до Израиля дошла лишь «Надежда» и 17 аскетов. Еще был поход в Афон и фрегат петровских времен «Святой дух», героически погибший во время шторма у берегов Голландии. Клубом Дмитриева воссоздано или, как он говорит, возвращено из прошлого порядка 40 исторических кораблей. Адмирал также разработал образовательную игру «Остров сокровищ и корсары Онежского моря» и занимается коммерческими проектами: делает мини-хаус-боты — небольшие тримараны для семейного отдыха.

 


 

— Прокат маломерных двухместных судов — это чисто коммерческий проект. Всего 5 л. с., так что права не нужны. Устойчивые, надежные, на борту есть все необходимое. В Карелии же хотят развивать туризм. Вот, прекрасный способ. Я называю эти хаус-боты лопатой, которой можно копать деньги.


— Сейчас делаем судно для Федора Конюхова, чтобы через Северный полюс дрейфовать могло. Еще настоящие плавающие дома, чтобы можно было на воде жить. Строим судно для съемок фильма «Викинг». Но главное для меня — это возрождение, сохранение и развитие отечественной морской культуры. Меня ведь потому и Адмиралом называют, что я первым возродил в России исторический флот.

 



Александр Скворцов — главная творческая единица исторического кораблестроения. Архитектор, художник, мастер и яхтенный капитан. Он не только проектировал корабли, но и строил их собственными руками. Не только строил, но и ходил на них боцманом, штурманом и капитаном. За его плечами более 600 000 морских миль, заходов в более чем 900 портов мира. Скворцов был кандидатом в олимпийскую сборную СССР по парусному спорту, выигрывал ветеранское первенство Голландии по мини-футболу. В общем, интересная у человека жизнь. Последний год капитанит где-то в Испании.
В 1991 году Скворцов побывал в норвежской тюрьме. На построенной им северорусской торговой лодье «Святитель Николай» Скворцов отправился в уникальное путешествие по Скандинавскому кольцу: из Петрозаводска на север и против часовой стрелки вокруг Норвегии, Швеции и Финляндии, через Питер обратно в Петрозаводск. Норвежцы встречали советский корабль восторженно. Разрыв железного занавеса, русские свободно проходят через границу — пресса взрывалась радостными статьями. Скворцова пригласили на первый фестиваль деревянного судостроения в местечко Фолдвик. Но ни он, ни приглашавшая сторона не знали, что по норвежским правилам помимо виз и приглашений нужно еще разрешение на вход в порты. А тут еще и Фолдвик этот находился в двух шагах от военно-морской базы НАТО. В общем, Скворцов был пойман, задержан и допрошен.
 

—  Меня сразу же увезли в темные казематы и немедленно приступили к интенсивному интервьюированию. Почти двое суток без перерыва на обед и сон. Только мерзкий кофе пару раз принесли. Допрашивали перекрестно на двух языках: русском и английском. Среди вопросов были довольно странные и не имеющие прямого отношения к моей предполагаемой шпионской миссии: мои любимые цветы, какое рождественское блюдо готовит моя мама, цвет глаз моей возлюбленной, ведущие футболисты клуба «Аякс» и так далее по кругу. За мои преступления обещали никогда меня оттуда не выпускать и взыскать штраф в размере $200 000. К счастью, организаторы фестиваля сделали все необходимые документы вплоть до поощрительного письма кого-то из королевской семьи, подняли в прессе невероятную бучу по поводу нового мышления, добрососедства, Горбачева и перестройки. «Святитель Николай» стал героем первых полос центральных газет. Так что, когда меня вернули на судно, оно было усыпано букетами цветов, коробками конфет, алкогольными напитками, а также записками, выражающими глубочайшие извинения и стыд за дуболомство отставшей от жизни империалистической военщины.


Верфь деревянного судостроения «Варяг», руководимая Павлом Мартюковым, — наверное, самое масштабное производство исторических кораблей в Карелии. Причем как огромных кораблей, так и небольших лодок и даже совсем маленьких моделей для фильмов. В частности, именно на этой карельской верфи в конце 1990-х делались модели кораблей к английскому сериалу «Мичман Хорнблауэр» — это были точные копии английского, французского и турецкого военного флота. Сейчас у верфи очередной грандиозный проект: «Гото Предестинация» («Божье предвидение» — лат.) — точная копия самого первого 58-пушечного линейного корабля, построенного по проекту Петра I в 1700 году. Делается по заказу правительства Воронежской области. Ведь именно в Воронеже при Петре появилась первая российская верфь. Там и был построен прототип корабля, строящегося сейчас в Петрозаводске. 36 м в длину, примерно столько же в высоту. Причем эта махина еще и сборная — в Воронеж ее повезут по частям.

 

 

 


Еще одна колоритная личность деревянного кораблестроения в Карелии — Тарас Тюбко. Начинал еще в 1988 году у Дмитриева коком на коче «Помор». Много лет являлся инструктором по туризму. И наконец тоже начал воссоздавать исторические корабли и лодки — верейки, кижанки, джонки. У каждой, говорит, обязательно есть своя легенда. Тарас называет свой цех самой высокой верфью в Европе. Ведь она находится на четвертом этаже в здании бывшей школы. Там теперь факультет технологии и предпринимательства Карельской педакадемии.
 

— Вот точно на такой плезир-яхте Петр I открывал первую очередь Ладожского обводного канала. Все по чертежам того времени делаем. А это, под окнами, верейка — их делали по типу английских лодок, применяли при хождении по Неве.


— Мы корабли прямо из окон во двор на веревках спускаем. Бывает, что падают. Но не разбиваются. Потому что материал крепкий. И делаем мы хорошо.


 


Владимир Лазарев — мастер золотые руки, корабельный плотник и человек непростой судьбы. Порядка десяти лет прожил в британском Бристоле, работал в доках и пытался привыкнуть к английской жизни. Не смог, вернулся. Теперь в родном Петрозаводске выполняет различные работы, связанные с кораблестроением. В частности, выпиливал золоченые венки, обрамляющие крышки пушечных портов для «Божьего предвидения». Десять штук из 22 вырезал. С детства, говорит, любит резьбу и такелажные работы. Но самым счастливым эпизодом своей жизни он считает историю, связанную с лодкой-долбленкой.
В 1990-х его приятель, охотник и балагур Юрий Семеренко, придумал, как можно хорошо провести лето. Он написал программу для Баренц-региона, где обратил внимание на схожесть древних наскальных рисунков в Карелии и Швеции. Лодки, на которых древние северяне изображали человечков, были чудо как похожи. Семеренко вызвался выдолбить цельную лодку, дойти на ней от Петрозаводска до шведского Нимфорсена и подарить местному музею. И получил под это грант. Дальше они с Лазаревым на одном из Онежских островов нашли 12-метровую 200-летнюю сосну и долго ее подкапывали, чтобы сохранить корень, ставший потом лодочным носом. При буксировке потеряли ее в шторм, нашли и наконец выдолбили вполне аутентичную посудину. Понятно, в Швецию на этом симпатичном корыте никто не пошел. Но Лазарев доставил лодку до Кижей, приделал к ней балансир и с удовольствием провел целое лето, катая девушек вдоль кижских берегов. А сейчас его зовут в арктическую экспедицию коком: «Наконец я дорос до Негоро и Джона Сильвера. Круто».

 

3
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.