«Путешествовать по странам бывшего СССР очень интересно»

Андрей Сапунов

 

СПРАВКА Андрей Сапунов — путешественник, краевед, писатель. Родился в 1977 году в Киеве, закончил факультет международной экономики Киевского национального экономического университета имени Вадима Гетьмана. Путешествует с 1997 года, посетил более 40 стран, особый интерес — СНГ. Автор и соавтор более десятка путеводителей, в том числе «Прибалтика», «Беларусь», «Узбекистан», «Киев», «Украина и Молдавия», «Средняя Азия. Практический путеводитель по Кыргызстану, Узбекистану, Казахстану и Таджикистану», «Мексика».

 

— Я занимаюсь тем, что езжу по разным городам и странам и пишу книжки-путеводители. У меня хобби и работа совмещены в одном. Начал я путешествовать в 1997 году, после окончания института. Первые поездки занимали два-три месяца в году. Потом желание ездить усилилось, и поездки заняли значительную часть жизни. Финансирует мои путешествия написание книг и их продажа. Спонсоров у меня нет, я все организую самостоятельно.

 

 

— За последние 16 лет произошла настоящая революция в условиях путешествий. Нам, как жителям бывшего Советского Союза, в начале 90-х стала в принципе доступна возможность выехать за границу. Раньше поехать, например, в Израиль было большим событием. А сейчас пожалуйста — штамп в паспорте, и для тебя открыт Израиль, открыта Мексика, в которую раньше добыть визу было очень сложно. Безвизовой стали Аргентина, Бразилия, Лаос, Таиланд, Вьетнам… Плюс интернет дает такие прекрасные возможности, как ночлег у людей во всех точках земного шара — для этого есть сайты всемирного гостеприимства: Couchsurfing, The Hospitality Club.

 

В путешествии по провинции России можно останавливаться в местных туристических клубах. Во многих даже маленьких городках, в райцентрах есть турклубы, станции детского и юношеского туризма, где собираются люди, которым не чужды рюкзак и походы — можно прийти туда, найти общий язык и переночевать.

 

— Я путешествую на всех видах общественного транспорта: поезда, электрички, автобусы, междугородние маршрутки и автостоп. Иногда пешком. Когда путешествуешь много месяцев в году и не имеешь большого капитала или спонсоров, неизбежно сталкиваешься с недостатком финансов, и бюджетность является одним из приоритетов. Это, кстати, и большой плюс — позволяет не отрываться от народа в каждой стране: ты находишься очень близко к простым людям, тем более если идешь пешком или едешь с ними на машине, а то и в каком-нибудь овощном поезде.  

 

Я два месяца жил в Якутии: тундра, городки, затерянные в Арктике, из которых половина населения выехала за последние 20 лет, а вторая половина живет и мечтает об отъезде, то есть достаточно депрессивные места. Или наоборот — бурно развивающиеся нефтяные городки в Тюменской области, все вокруг строится, блестит и сверкает огнями… Россия такая разная.

 

Автостоп — это очень хороший способ увидеть изнутри каждую страну, познакомиться с местным населением и понять, как они живут. Встал на дорогу, остановил машину и сразу едешь, скорее всего, с жителем ближайшего райцентра, и тебе рассказывают про местную жизнь.

В принципе во всех странах СНГ ездить автостопом реально, но в странах Средней Азии водители часто ждут оплаты, поэтому этот вопрос нужно оговаривать заранее. А в европейских республиках все хорошо: очень легко ездить автостопом в Прибалтике и в Белоруссии, в России тоже все прекрасно — это, наверное, одна из самых автостопных стран мира. Подавляющее большинство водителей знает о таком способе передвижения и о таком туризме, и те, кто останавливается, относятся благожелательно.

 

— С туристической индустрией не все так плохо. Конечно, осталось немало советских гостиниц с грязными облезлыми номерами и ворчливыми администраторами, но такие есть и на западе. Единственная проблема в России — отели низкого уровня стоят слишком дорого для своего класса. Когда ты останавливаешься в паршивом отеле за $10 — это одно, а когда за те же условия хотят $50, как в России, — это перебор.

 

 

— Что касается поездов, где до сих пор за проводников собирают постельное белье пассажиры, то тут трудно сравнивать. Поезда на длинные расстояния остались только в России, Индии и Китае. Российский сервис значительно выше китайского или индийского. В Европе же дальние поезда почти все вымерли, они ходят на небольшие расстояния, а в Америке и вовсе никогда не было большого количества поездов: жители перемещаются на самолетах, автобусах и личных автомобилях. Но стоят поезда у нас слишком дорого, и в будущем, я думаю, самолеты их вытеснят: в России грядет транспортная революция. Это неизбежно произойдет, и быстрее, чем многие думают.

 

— Путешествовать по странам бывшего СССР очень интересно, потому что это наша большая родина, и многое из того, что мы видим в отдаленном Азербайджане или в маленькой Эстонии, нам сразу понятно: почему дома выглядят так, а не иначе, почему заводы на окраинах имеют не самый лучший вид… Как у нас в родном городе, так и за 5000 км вся промышленность и колхозы начали приходить в упадок в один и тот же период, поэтому всегда есть общие темы для разговоров с людьми. Люди имеют общее прошлое, общую историю, культурную базу — с ними интересно разговаривать. Нет языковой проблемы — везде можно общаться на русском.

 

 

 

— Во всех странах кроме традиционных достопримечательностей меня влекут и менее раскрученные, как, например, промышленные, монофункциональные города, построенные при каком-нибудь заводе или при шахте. В них практически не бывают туристов, о них мало что известно, люди варятся в собственном соку. Кроме того, меня интересуют города, разделенные границей, двойные города… Города при разных электростанциях в пределах бывшего Советского Союза — это отдельная тема для исследования, потому что в них всегда собиралось очень пестрое многонациональное население, туда приглашали на работу жителей всех республик, и они до сих пор живут в этом интернационале, притом что Советский Союз более 20 лет назад распался.

 

 

 

— Из стран среднеазиатских самая интересная для наших туристов, наверное, Узбекистан. Там смесь очень красивой старой архитектуры с довольно необычной природой — пустыни, горы, долины, искусственно орошаемые оазисы, и при этом там очень низкие цены. Узбекистан — это такая страна, куда средний русский человек может приехать и почувствовать себя богачом. Там можно в кафе и за $1 поесть, что довольно затруднительно в России. Если брать Закавказье, то, наверное, самая интересная страна — Грузия, потому что она объединяет в себе сразу три культурных уровня: в чем-то это страна европейская, в чем-то азиатская, а в чем-то остается до сих пор советской. Если брать Прибалтику, то тут самая интересная страна — Латвия: она находится на стыке разных культур, кто-то уловит там дыхание Скандинавии, в чем-то Германии, кто-то почувствует Россию — там много мест, совершенно неотличимых от наших.

 

Самые неприятные страны, которые я посетил, — это Северо-Кавказские республики, например Дагестан. Там возникает ощущение постоянного напряжения, чувство, что что-то может произойти. Не происходит, но может.

 

 

— После того как Советский Союз распался, страны СНГ пришли в упадок. Это увядание заметно во многих аспектах: в Закавказье, в республиках Средней Азии исчезли книжные магазины, закрылись, наверное, тысячи театров. В сильном упадке оказалось сельское хозяйство, потому что колхозы и совхозы оказались недееспособны при капитализме. Развалины коровников, животноводческих ферм — повсюду. Едешь тысячи километров от Душанбе до Риги, от Мурманска до Владивостока — и повсюду разруха: брошенные цеха промышленных предприятий, брошенные многоэтажные жилые дома в тех местах, где нет никакой работы, а какое количество брошенных военных городков…

 

 

— Я два месяца жил в Якутии: тундра, городки, затерянные в Арктике, из которых половина населения выехала за последние 20 лет, а вторая половина живет и мечтает об отъезде, то есть достаточно депрессивные места. Или наоборот — бурно развивающиеся нефтяные городки в Тюменской области, все вокруг строится, блестит и сверкает огнями… Россия такая разная. Я был во Владивостоке, в Хабаровском крае, Сахалин весь проехал — 2000 км. Теперь хочу увидеть русский Север.

 

 

 

— Из дальних стран всем рекомендую Мексику. Это очень интересная, необычная страна, недооцененная большинством наших туристов. Люди туда ездят в основном за пляжным отдыхом, притом что Мексика — страна огромная, и количество достопримечательностей там чрезвычайно велико. В нашем сознании есть стереотип: если за архитектурой, то в Европу, а Мексика в нашем представлении — это место, где можно купаться в теплом море и смотреть кактусы. То, что там огромное количество красивых соборов XVI–XVII веков, узенькие улицы, вымощенные брусчаткой, с домами, построенными испанскими колонизаторами сотни лет назад, — об этом никто не помнит.

 

Я считаю, что большая часть того, что можно заснять в любой части мира, уже заснято кем-то и выложено в интернет

 

Между Мексикой и Россией много общего. Мексика — очень большая страна, тысячи и тысячи километров отделяют один город от другого. Очень разная климатически: на севере может быть минусовая температура, а на юге люди мучаются от жары. При этом большинство мексиканцев недооценивают мощь и величие своей страны, поглядывая на северного соседа — США. Это близко и России: многие русские смотрят на Европу и говорят: «Мы сильно отстаем». В Мексике, как и в России, основные доходы от нефти и газа. Мексиканские люди с деньгами любят купить себе джип и рассекать на нем с нарушением правил, что тоже сближает их с россиянами.

 

В путешествиях я не фотографирую — это моя личная позиция, часть моего стиля. Я считаю, что большая часть того, что можно заснять в любой части мира, уже заснято кем-то и выложено в интернет. Я документирую свои поездки книгами, это гораздо более полно, чем фотографии.

 

— Путешествуя, убеждаешься в двух, казалось бы, противоположных вещах. С одной стороны, мир очень многообразный, в разных странах самые разные культуры, архитектура, природа, люди думают о разных вещах, имеют свои особые традиции. Но вместе с тем начинаешь понимать, что везде есть много общего, что в любой стране, куда бы ты ни приехал, люди — такие же, как мы. У них тоже есть добро и зло, любовь и преданность, они хотят иметь семью, детей, с любовью и уважением относится к своим родителям. Каждый, кто едет за границу, понимает, что где бы он ни оказался, будут люди, которые отнесутся по-дружески и помогут.

17
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Александр Баркар
Правда, что фотографировать вряд ли есть смысл. Лучше потратить эти пару мгновений на эмоции, чем на выкладывание сомнительного качества фотографии в инстаграм.
Мария Склямина
0
Спасибо большое за Вашу статью -)) Благодарю Вас.
Вадим Alexандров
0
Здорово. Мне понравилось. Про фотографии вопрос живой, актуальный. Моё имхо, людей которых встречаешь фотографировать стоит. Все же это запечатление своего взгяда, а памяти нашей нужно помогать 😉
Варвара Крот
0
Еще как, здорово! Как бы перенять такой опыт... Обажаю путешествовать,фотографировать и писать о своих маленьких поездках...
Tanya Sergeeva
0
Всех приглашаем в Приднестровье!!! Самолет до Кишинева сегодня недорого, а там вас встретят и обеспечат отличный отдых и приятные впечатления. только предупредите заранее!
https://www.facebook.com/etecotiras
Поверьте: не зря в советские времена наш край называли "цветущей Молдавией". Коллективные поездки приветствуются, безопасность гарантируется: нет у нас никакой "горячей точки", а проблемы с непризнанностью не мешают людям жить и радоваться жизни, гостеприимно встречать туристов!
Список маршрутов - на страничке в ФБ "ЭтЭкО". Милости просим!!!
Доктор Kto
0
Супер, очень интересно. Мы недавно путешествовали автостопом по Кавказу. Были в Дагестане и Азербайджане. Для нашего человека места скажем так экзотические по культуре местного населения :) Вот наш отчёт  http://hramputi.ru/dagestan-azerbaydzhan/  Если захотите, зайдите и меня почитать. Постарался расписать всё подробно о встрече с мусульманским миром. В общем в итоге если вспоминать, то было здорово :)
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.