Покорители городских склонов

В городах с особыми физико-географическими условиями часто можно встретить необычные виды транспорта, которые помогают местным жителям преодолевать крутые склоны или водные барьеры. Наряду с привычными автобусами, трамваями и линиями метро иногда целые улицы и даже районы соединяют лифты, эскалаторы или фуникулеры, значительно повышая доступность отдельных частей города.

 

Up and down: городские лифты

 

 

Рост городов вверх начался с момента изобретения лифта, когда в 1854 году Элиша Грейвс Отис впервые представил свое изобретение на выставке в Нью-Йорке. С тех пор лифты являются верными друзьями всех небоскребов и значительно облегчают жизнь обитателям многоэтажных домов. Но использование лифтов не ограничено архитектурными строениями, и в некоторых городах лифт исполняет роль городского общественного транспорта, соединяя целые улицы и кварталы.

Самый высокий уличный лифт построен в конце XIX века в Бразилии, в городе Салвадор. Подъемник Ласерда имеет высоту 72 м и соединяет верхнюю и нижнюю части города: исторический центр Салвадора на вершине горы с деловым районом, выходящим к побережью Атлантического океана. Подъемник является главным общественным транспортом города — его пассажиропоток в день достигает 30 000 человек. От этой вертикальной «транспортной магистрали» и в Верхнем, и в Нижнем городе расходятся пешеходные пути, поэтому лифт считают еще и центром Салвадора. В 2006 году с внесением подъемника Ласерда в список художественного и исторического наследия Бразилии было признано его культурное значение для всей страны.

Еще один уличный лифт в другой португалоговорящей стране помогает преодолевать крутой склон пешеходам в историческом центре Лиссабона, связывая улицу Риа-ду-Ору, расположенную в низине между двумя холмами, и площадь Ларгу-ду-Карму на вершине. Холмы Лиссабона всегда представляли проблему для местных жителей и ограничивали доступность многих районов города. Эту проблему решили, построив в начале XX века несколько городских лифтов, из которых до нашего времени сохранился только один — Элевадор-ди-Санта-Жушта. Сооружение высотой 45 м, декорированное в неоготическом стиле, с момента своего строительства стало популярной туристической достопримечательностью. Одновременно лифт является полноценным городским общественным транспортом, обслуживается местной трамвайной компанией и имеет фиксированную оплату проезда и время работы.

 

 

Держитесь правой стороны: уличные эскалаторы

 

 

Другой необычный вид транспорта, который можно встретить на городских склонах, — уличный эскалатор. Относительно лифтов и фуникулеров эскалаторы отличаются большей пропускной способностью, а также непрерывностью действия, что позволяет использовать их в загруженных и многолюдных районах.

Самый длинный в мире уличный эскалатор был открыт в 1993 году в Гонконге. Эскалатор, длина которого чуть более 800 м, соединяет деловой центр города с кварталами, расположенными выше по склону. Отсюда происходит его название — Сентрал-Мид-Левелс-Эскалейторс. При этом из названия следует, что эскалатор не один: эта пешеходная система представляет собой целую цепочку из 23 движущихся дорожек, которые ежедневно поднимают пешеходов на 135 м вверх. В соответствии с направлением основного потока пассажиров с 6 до 10 утра эскалатор помогает спускаться жителям многоэтажных кварталов в деловой район к бизнес-центрам, а после 10 утра до полуночи работает на подъем. Эскалатор, быстро ставший оживленной магистралью, расположен на уровне второго этажа, и вслед за ним кафе и магазинам в прилегающих домах также пришлось поднятья на уровень выше, чтобы привлекать новых посетителей. Ежедневный трафик этой пешеходной системы превышает 55 000 человек. Успешный опыт функционирования эскалатора на крутых склонах городских улиц в Гонконге не так давно был заимствован городом Витория на севере Испании.

 

 

Городские фуникулеры

 

 

Кроме лифтов и эскалаторов, пожалуй, самым распространенным видом транспорта, помогающим преодолевать крутые холмы, является фуникулер. Лифты целесообразны там, где есть резкие перепады высот, эскалаторы же — наоборот, на пологих склонах, изматывающих своей длиной. Золотая середина — это фуникулеры, которые можно встретить во многих городах мира, от Квебека до Стамбула. При этом каждый из фуникулеров проектируется индивидуально в зависимости от угла уклона холма и особенностей местности.

Как правило, фуникулер — наземный вид транспорта, но существуют и подземные фуникулеры, которые можно встретить, например, в Стамбуле или в израильском городе Хайфа. Фуникулер Кармелит в Хайфе, кроме того, имеет еще и несколько промежуточных станций, поэтому его часто называют метрополитеном. Благодаря своей мягкой подвеске Кармелит считается одним из самых тихих рельсовых средств транспорта. Шесть станций подземного фуникулера, проложенного в горе Кармель, связывают между собой три района на разных уровнях склона: деловой центр Хайфы в Нижнем городе, культурный и административный центр города на склоне и жилой район на вершине. Тем не менее из-за малого пассажиропотока и нерентабельности каждый год ставится вопрос закрытия фуникулера, несмотря на его удобство и экологичность.

 

 

Городские канатные дороги

 

 

Канатные дороги — еще один распространенный вид пассажирского транспорта в сложных физико-географических условиях. Это популярное туристическое развлечение во многих городах используется как наиболее эффективный вид общественного транспорта, способный перевозить до 5000 человек в час. Городские канатные дороги встречаются так же часто, как и фуникулеры, поскольку служат для преодоления не только крутых склонов, но и водных барьеров. Примерами тому могут быть канатные дороги через Ист-Ривер в Нью-Йорке, через Темзу в Лондоне и самая длинная в Европе Нижегородская канатная дорога через Волгу.

В фавелах Рио-де-Жанейро канатная дорога стала единственным видом транспорта, способным облегчить доступность трущобных районов, многие из которых хаотично расположены на склонах холмов. На узких и извилистых улицах фавел, застроенных из подручных материалов, практически невозможно функционирование привычного городского общественного транспорта. Результатом масштабных усилий по модернизации инфраструктуры и улучшению условий жизни в необеспеченных городских кварталах Рио-де-Жанейро стала система канатных дорог над районом Комплексу-ду-Алеману, построенная в преддверии чемпионата мира по футболу в 2014 году. В настоящий момент это самая длинная в мире городская канатная дорога — ее длина составляет 3456 м. Над фавелами ежедневно проезжают 152 кабины, которые проходят весь путь всего за 16 минут.

12
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Daladin Dakar
0
интересно.
Элина Хакимова
0
Канатные дороги я видела, и даже лифты ( очень необычное зрелище) . Уличный эскалатор - ни разу. У нас ведь такого нет)
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.