Почему Греция не стала русской

 

В середине октября Алексей Никулин и Марк Подрабинек снова отправятся в путь — снимать продолжение проекта «Русский след». Новый сезон и новые серии — о тайне Архипелагской экспедиции. Маршрут пройдет по греческим островам, которые два столетия назад российский флот под предводительством графа Орлова отвоевал у турок. Команда телеканала «Моя Планета» ищет ответ на вопрос: почему же Россия не воспользовалась победой и Константинополь не стал русским в 1770 году? Алексей Никулин — о подготовке к новой экспедиции и исторических тайнах, которые предстоит раскрыть.

 

— Алексей, только недавно вы снимали несколько серий о следах присутствия графа Орлова на греческих островах. И снова отправляетесь в те же края. На этот раз — с новым оборудованием.
— За прошлую экспедицию мы прошли 2500 миль по морю в очень сложной навигационной обстановке. Учитывая тот факт, что мы снимаем фильм о русской истории, решили, что в этот раз будет логично и патриотично использовать нашу российскую спутниковую систему ГЛОНАСС.
— Маршрут уже проложен?
— В первой экспедиции мы пошли «с конца» — с Чесменской бухты, где произошло  сражение, в котором эскадра графа Орлова разбила турецкий флот и с этого началось присутствие России на греческих островах. В новой экспедиции будем повторять путь эскадры с начала, а именно с Пелопоннеса. Кстати, греческая Корсика — самый удаленный и самый дикий район не только в Греции, но и во всей Европе: по тому, какие это места и кто там живет. Именно тут в 1770 году высадились русские войска, а греческие повстанцы майноты (потомки спартанцев) приняли присягу на верность Екатерине Великой. Тогда и началось освобождение Греции от турок.
Далее мы пойдем в Турцию, в Чесму. Потом на Лемнос, остров у входа в пролив Дарданеллы и Мраморное море. Там задержимся...

 

Не исключено, что корабль был потерян умышленно и таким образом сорвался захват Дарданелл и Константинополя

— Что будете делать?
— О, там будет самое интересное. На Лемносе собираемся найти русский затонувший корабль. У меня есть старые карты 1770 года из архива, я на них нашел примерно отмеченное место, где затонуло судно.

 

 

 

Но тут понадобятся современные навигационные системы. Вообще в Греции можно все узнать и найти, просто разговаривая с людьми на улице, но у нас не тот случай. Будем использовать симбиоз тех карт и того функционала, что нам сейчас может предложить ГЛОНАСС. Совместим и попробуем найти этот корабль. Там очень большая мель, и от того, где мы найдем судно и найдем ли, зависит, сможем ли поставить точку в этой истории.
— Что за история?
— Не исключено, что корабль был потерян умышленно и таким образом сорвался захват Дарданелл и Константинополя. Моя гипотеза такова: один из адмиралов, Джон Эльфинстон, англичанин по национальности, служа Екатерине Великой, был агентом влияния — работал на английского короля и пытался сорвать план. Англичане, конечно, хотели, чтобы турки были побеждены, но в победе России были заинтересованы до определенной степени. В общем, хочу понять, была ли возможность не затопить корабль.

 

Везде, где бы ни приходили русские, они оставляли глубокий культурный след. Для греков это была как вспышка. И Архипелагская экспедиция Орлова тоже


— Что потом?
— Потом пойдем в Стамбул. Мы ведь параллельно снимаем фильм о русской миграции 1920 года. И Стамбул, и Лемнос — важные точки: в Стамбуле произошла первая высадка в 1920 году. Такое вот пересечение истории: в 1770-м Лемнос брали русские войска, и, если б не посадка на мель, Лемнос стал бы русским.

 

 

И спустя два столетия туда же высадились три казачьих войска (донское, кубанское и терское). У них был лагерь, и осталось кладбище. Они оставили глубокий след на Лемносе. Вообще везде, где бы ни приходили русские, они оставляли глубокий культурный след. Для греков это была как вспышка. И Архипелагская экспедиция Орлова тоже. Греки до сих пор считают, что это были их лучшие годы. Там у многих местечек сохранились русские названия.

 

Рыбаки перегораживают море сетями, попадешь  — неприятности и проблемы, судно обездвижено. Рыбаки про всех остальных участников движения считают: «Да подвинутся»

— Расскажите про съемочный процесс.
— В команде нас всего пять-шесть человек. Мы снимаем об истории — это тяжелые темы, их не снимешь как обычно, втроем (оператор, автор и ассистент). Мы работаем в очень сложных климатических условиях, плюс высокие физические нагрузки. Навигация на длинном маршруте на относительно небольшом судне имеет свою специфику. Помимо производства кино мы должны еще и яхтой управлять — за нас этого никто не сделает. Так, в прошлом году на Патмосе у нас был один день съемок, а мы там пробыли четыре дня только потому, что нам погода не позволяла покинуть остров. Выходили в ночь — гроза. Возвращались, ждали погоду. Судно небольшое: попадет молния — сгорит все оборудование, и навигационное, и съемочное. Такие экспедиции — это риск и физические нагрузки, потому что приходится не спать ночами, нести вахты. Днем мы снимаем, а ночью часто совершаем переходы.

 

 


— А есть какие-то особенности ночной ориентации?
— Навигация должна быть, в первую очередь. Достойная навигационная система, в нашем случае ГЛОНАСС. То есть это система позиционирования, прикрученная к морской карте. Ты должен очень хорошо понимать, где находишься. На маршруте довольно много островов, подводных опасностей. А навигационные карты Греции не всегда точные. Я сталкивался с такими случаями, когда трек чертится по земле, и, если не учитываешь погрешности в своей навигации, будешь на камнях. Поэтому навигация, особенно в ночное время, очень важна. Плюс к этому радар, потому что встречные суда в ночное время никто не отменял. Третье — надо учитывать рыбаков, это еще одна опасность. Они перегораживают море сетями, попадешь  — неприятности и проблемы, судно обездвижено. Рыбаки про всех остальных участников движения считают: «Да подвинутся». Это своеобразная публика, но я к ним очень уважительно отношусь. Потому что они — пахари моря, в отличие от многих других, кто приходит в море развлекаться. Рыбаки выполняют тяжелую работу день за днем и рискуют, поэтому они чувствуют себя хозяевами моря. И ведут себя таким образом, что «ребята, не хотите намотать сети, тогда нас учитывайте». Надо все время смотреть — они иногда ставят специальные поплавки с отражателем, иногда нет. Обычно на рыболовецких суднах есть навигационные огни, и можно примерно представить, где сеть относительно судна.
— Когда ждать «Русский след. Тайну Архипелагской экспедиции» в эфире?
— Будем стараться до Нового года смонтировать обе серии и запустить в эфир.

 

8
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Лев Мальцев
0
Семь футов под килем
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.