Осторожно, чартер!

 

Авиабилет на чартерный рейс не гарантирует, по сути, ничего: в нем может поменяться и дата, и время, и тип воздушного судна, и авиаперевозчик, и аэропорты, и цена. Насколько это законно? Разберем реальную ситуацию и узнаем мнение юриста.

 

История обманутого пассажира

Собираясь на летний отдых в Болгарию, Елена Минина заранее забронировала авиабилеты на сайте Clickavia, который позиционирует себя как «сервис по бронированию чартерных авиабилетов для организации самостоятельных поездок по миру» и заманивает слоганом «Низкие цены для умных пассажиров». Елена тщательно выбирала не только дату и время, но и авиаперевозчика, заботясь о комфорте своих попутчиков. Выбор пал на один из самых дорогих вариантов перелета: рейс компании S7 Airlines, услугами которой Минина пользуется регулярно, более дешевые билеты малоизвестной компании были проигнорированы сознательно. Каково же было разочарование и возмущение Елены, когда накануне вылета она, получив билеты, выяснила, что летит рейсом именно той компании, которую не выбирала. «При покупке в апреле мы принципиально не покупали билеты этого перевозчика, так как уже раннее сталкивались с отвратительным сервисом и необязательностью этой компании, несмотря на то что билеты были значительно дешевле», — рассказала Елена. Таким образом, компания-посредник продала Мининой более дешевые билеты по цене дорогих — разница составляла 3000 руб. за один билет, а билетов было куплено шесть.

Елена обратилась к компании Clickavia с просьбой о возврате первоначального варианта перелета, однако ей лишь переслали выдержку из договора оферты, который публикуется при продаже билетов через интернет. В этом документе компания-посредник фактически снимает с себя ответственность за любые изменения.

 

 

 

 

Ответ компании

«Агент не несет ответственности за: изменения в полетной программе, отмену рейса, изменение авиаперевозчика, изменение времени и даты отправления авиарейсов, изменение аэропорта вылета / прилета, типа воздушного судна и связанные с этим изменения в программе поездки клиента. Клиент предупрежден, осознает и согласен с тем, что приобретает билеты на чартерный рейс, являющиеся невозвратными. Время чартерного рейса, аэропорт вылета и прилета, перевозчик могут быть изменены. Клиент обязуется проверить авиабилеты при получении. Указанное при бронировании время вылета, аэропорт, рейс и перевозчик не являются конкретизирующими признаками предмета договора.

Наши партнеры изменили рейс, и билеты уже выданы. Поменять на компанию S7 мы не можем. С уважением, "Клик Авиа"».

Елена восприняла это как обман и мошенничество: «Получается, что деньги взяты за высококачественного и востребованного перевозчика, а билеты предоставлены на маленького, необязательного и невостребованного перевозчика. Это, по нашему мнению, является чистым обманом и недобросовестным выполнением обязанностей перед потребителем. Продавец зарабатывает на ровном месте».

Хождение по юристам оказалось делом затратным: женщине предлагали заплатить 20 000 — 35 000 руб. за ведение дела, которое не обязательно закончится успехом.

 

 

 

 

Советы юриста

Мы решили выяснить, стоит ли игра свеч и что можно предпринять в подобной ситуации? На наши вопросы ответил Григорий Решетов, юрист Общества защиты прав потребителей «Резонанс».

 

— Григорий Анатольевич, если произошла замена перевозчика, можно ли требовать возврата средств?

— Нет, замена перевозчика, даже с учетом того, что предоставленные услуги могут оказаться менее качественными, — с этим сложно что-то сделать. В законах о воздушных перевозках есть исчерпывающий перечень оснований, по которым возврат денег возможен, — он изложен в статье 227 Федеральных авиационных правил и в Воздушном кодексе в статье 108 . К сожалению, достаточных оснований для предъявления требований по смыслу действующего законодательства не усматривается.

 

— А как же защита потребителя?

— Сложность заключается в том, что рейс в данном случае чартерный, то есть это фактически аренда воздушного судна в коммерческих целях, поэтому закон «О защите прав потребителей» очень ограниченно действует.

 

— То есть любители чартерных рейсов хуже защищены законом?

— Да. Чартерный рейс — фактически по определению является коммерческой перевозкой. К регулярным рейсам применяется закон «О защите прав потребителя», они более выгодны и более обращены к потребителю, чем к коммерческому субъекту — исполнителю услуг. При покупке авиабилетов на чартерные рейсы потребители менее защищены. В Воздушном кодексе прописано, что если вас предупредили о том, что деньги по договору воздушной перевозки не подлежат возврату, то можно требовать лишь неизрасходованную часть этих средств в случае, если эти деньги еще не были переданы: воздушному перевозчику и т. д.

 

— Но что-то все-таки можно предпринять?

— За сутки до авиаперевозки я бы рекомендовал написать заявление, но ссылаться в нем следует на другое основание: не подходит маршрут или еще другие основания, которые указаны в статье 227 Федеральных авиационных правил. Потому что по изложенному основанию — замена авиаперевозчика — вернуть что-то сложно. До полета ссылаться на некачественные услуги нелогично, ведь у вас нет доказательств, что они будут плохими. Вот если бы вы полет совершили, а качество услуг было ниже заявленных, тогда можно было бы потребовать полного возврата денежных средств при существенном отступлении от качества (обоснование — «непредоставление пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете»). Если, например, вам предоставили места ниже заявленного класса: не «бизнес», а «эконом», то это достаточное основание составить претензию после полета и потребовать возврата средств. При этом в полете надо собирать любые фактические данные, которые подтверждают вашу претензию.

 

— В договоре оферты компания разрешила себе любые изменения в билетах. Это законно?

— Договор оферты не должен противоречить законам: Федеральным авиационным правилам о воздушных перевозках и Воздушному кодексу РФ. Если же в нем есть противоречие, то он признается недействительным полностью или частично. Например, вы можете встретить такое условие: «если от полета потребитель отказывается менее чем за пять суток, то деньги не возвращаются». Это недействительная позиция, она противоречит закону, который дает возможность отказаться от билетов за сутки без потери средств (за исключением сборов). Если вы нашли противоречие, нужно обращаться в суд. Однако в законе вы не найдете такое основание для возврата средств как «изменение перевозчика».

 

— Какой совет можно дать пассажирам?

— Прежде чем совершить сделку, следует внимательно читать договор оферты, а пользоваться чартерами я бы посоветовал лишь при острой необходимости.

12
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Дмитрий Бизяев
Информация, конечно полезная, но... Хорошая попытка S7 :)
Петр Григорьев
Кстати, да, заказушечка.
iulia kolesnik
0
Замечательная статья. Очень доступно объяснили.
Петр Григорьев
Объясните мне, на кой черт Елена покупала через посредника? Агрегатором, типа кликавиа, или скайсканнер, ищем рейсы, смотрим детальную инфу о них, кто перевозчик. Далее идем на офсайт этого перевозчика, регистрируемся(если реги еще нет) и тупо покупаем билеты без наценок посредника. С гарантиями, с полной инфой, с бонусами лояльности. Ноубуллшит. Комплимент кликавиа в сторону клиента, типа умный покупатель - сарказм.
Дарья Волкова
вполне возможно, что у официального перевозчика билеты были дороже, чем у посредника
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.