Нижний Новгород: город как ответ на вызовы

«Моя Планета» приглашает читателей в круиз по Волге. Первая остановка была в Мышкине, теперь мы подплываем к Нижнему Новгороду.

 

МышкинКостромаПлес

 

По прямой от Плеса до Нижнего Новгорода — 190 км. Дорога на машине по шоссе через Приволжск, Шую и Палех (300 км) займет около пяти часов.

 

 

Неторопливым ходом по петляющей Волге — 18 часов. Берега в этом месте чуть всхолмленные, устья рек, впадающих в Волгу, широкие. Они, как и сама Волга, стали более полноводными из-за близости Горьковского водохранилища. Сел и городов на этом отрезке пути немного, крупные населенные пункты, как правило, расположены на более высоком правом берегу.

 

 

На стрелке Волги и Сунжи — поселок Каменка, появившийся на одноименной пустоши в 1868 году вместе с текстильной фабрикой, очистные сооружения которой врезаются в устье Сунжи. Затем — торгово-промышленная Кинешма, над которой возвышается Троицко-Успенский собор с колокольней 1798 года. На входе в Горьковское водохранилище стоит основанный в начале XIII века Юрьевец, на выходе — шлюзы и еще более древний Городец.

 

 

И, наконец, на стрелке Волги и Оки — Нижний Новгород, город на холмах, основанный в 1221 году владимирским князем Юрием Всеволодовичем как форпост противостояния восточным соседям. К середине XIV века город стал торговым и ремесленным, а с конца XVIII века — промышленным и культурным центром.

 

Вся историю этого города, возникшего и развившегося как ответ на вызовы времени, пронизана духом свободы и самостояния. Нижний Новгород всегда делал то, что было нужно: воевал, торговал, строил, налаживал и развивал производство.

 

 

Именно в Нижнем Новгороде в 1611–1612 году сформировалось ополчение Минина и Пожарского. В течение шести веков он был центром речного транспорта, а со строительством железных дорог — крупным железнодорожным узлом. По Волге везли зерно — возникли мукомольные предприятия. Нужны были корабли — появились верфи «Сормова», главной судостроительной базы Волжского флота, где делали все — от моторов и коробок передач до последнего винтика.

 

По местному преданию, «…на месте Нижнего Новгорода жил некогда Мордвин Скворец, друг Соловья Разбойника, у него было 18 жен и 70 сыновей. Чародей Дятел предсказал ему, что если дети его будут жить мирно, то останутся владетелями отцовского наследия, а если поссорятся, то будут покорены русскими; потомки Скворца начали враждовать между собою, и Андрей Боголюбский изгнал их с устья Оки».

 

С.М. Соловьев «История России с древнейших времен», т. 2, гл. 6

 

Со второй половины XIX века на знаменитую Нижегородскую ярмарку, уникальная инфраструктура которой поражала современников, съезжались купцы со всего мира.

 

Когда началась промышленная добыча нефти, Нижний Новгород первым в России (в 1900 году) начал выпускать станки ударного канатного бурения, а еще через четыре года с нижегородских стапелей сошел первый дизельный танкер «Вандал». Понадобились танки — первый танк был выпущен сормовским заводом в 1920 году.

 

Началось развитие автомобильной промышленности — в городе стали делать коробки скоростей, моторы, автофургоны, лавки-прицепы и др. Пришла пора строить газопроводы — наладили изготовление газокомпрессоров.

 

В течение веков вокруг главных направлений разрасталась сопутствующая инфраструктура, а вместе с ней и культурная — гимназии, коммерческие училища, университет, медицинское училище, театры, музеи.

 

В сегодняшнем Нижнем Новгороде больше всего поражает то, как этот город-труженик сумел органично вписать памятники своей истории и культуры в природный ландшафт и современную жизнь.

 

С 1810 по 1990 год население Нижнего Новгорода выросло в 100 раз (с 14 000 до 1,4 млн человек)

 

Ока делит город на две половины: верхнюю, формировавшуюся вокруг исторической части города, и нижнюю, деловую — ее инфраструктура сложилась вокруг Нижегородской ярмарки, заводов «Сормова», других промышленных предприятий и железнодорожного вокзала.

 

Старая часть Нижнего Новгорода, поднимающаяся от Волги высокими холмами, имеет все атрибуты столичного города, организующим центром которого является кремль, построенный в самом начале XVI века. С одной стороны его стены ограничивают пространство центральной площади, с другой — уступами «стекают» к реке. Из-за огромного перепада высоты нижегородский кремль считается одним из самых совершенных инженерно-фортификационных сооружений своего времени.

 

 

Широкие стены, по которым можно обойти просторную территорию кремля, и Михайло-Архангельский собор, в котором через сто лет после его освещения был похоронен Козьма Минин, — это единственное, что сохранилось от первоначальных построек XVI века. За кремлевскими стенами находятся административные здания и ухоженный парк, из которого открывается прекрасный вид на город и опоясывающие его реки.

 

Перед кремлем — площадь Минина и Пожарского, обрывающаяся к Волге огромной лестницей, на вершине которой стоит памятник Валерию Чкалову, легендарному летчику-испытателю, родившемуся в селе Василево (сейчас это город Чкаловск) Нижегородской губернии.

 

От центральной площади вдоль течения реки тянутся здания государственных и учебных заведений, выдержанные в стиле классицизма, а вглубь города идут улицы, сохранившие следы купеческого барокко и русского модерна конца XIX века.

 

В Нижнем Новгороде снимались фильмы: «Екатерина Воронина» (1957), «Еще не вечер» (1974), «Мисс миллионерша» (1988), «Сибирский цирюльник» (1998), «Побег» (2005), «Жмурки» (2005), «На игре» (2009), «Овсянки» (2010), Сериал «Отель» (2012), «Гость» (2013)

 

В июле 2014 года начнутся съемки российского ремейка сериала «Декстер» с Константином Хабенским в главной роли

 

Сохранение уникального лица города далось нелегко — в советские времена местные подвижники самоотверженно боролись против сноса старинных особняков и храмов, порой приковывая себя к чугунным оградам и решеткам.

 

 

Зато теперь можно насладиться образцами купеческой архитектуры на Ильинской улице и полюбоваться на дворянские особняки Большой Покровской, ставшей сегодня пешеходной зоной со всеми атрибутами, характерными для центральноевропейского города.

 

 

Можно пойти в картинную галерею, где собрана неплохая коллекция живописи, в Музей речного флота, фотографии или художественных промыслов. А можно еще немного пройти вдоль течения Волги, минуя Александровский сад и Историко-архитектурный музей-заповедник, и за канатной дорогой обнаружить Печерский монастырь с Вознесенским собором (1632), двумя шатровыми церквями (1645 и 1648), уютными галереями и монастырскими стенами, подпираемыми кирпичной кладкой в форме половинок перевернутых бочек, вписанных в подъем холма.

 

 

Рядом с пристанью, ближе к устью Оки, возвышается церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Этот построенный в 1719 году храм привлекает внимание многоцветной росписью куполов, высокой колокольней с часами и флюгером в виде металлического флага и оригинальной резьбой с растительным орнаментом. В честь мецената — купца Строганова за церковью закрепилось название «Строгановская».

 

 

С закрытием этого храма в 1722 году связана легенда о купце Строганове, купившем у мастера Каравики то ли подлинники, то ли точные копии икон, заказанных Петром I для Петропавловского собора Санкт-Петербурга. Обнаружив это во время остановки в Нижнем Новгороде, император (он направлялся в Каспийский поход) рассвирепел и приказал закрыть церковь, и она так и простояла три года с заколоченными дверями до кончины Петра.

 

В Нижнем Новгороде родились: литераторы – Н.А. Добролюбов, П.И Мельников-Печерский, А.М. Горький, А.Б. Мариенгоф (поэт-имажинист), А.В. Иванов («Географ глобус пропил»); композитор М.А. Балакирев; актер Е.А. Евстигнеев

 

Чуть выше по течению Оки, за Канавинским мостом, находится еще один монастырь — Благовещенский, основанный в XIII веке. Из древних построек сохранился собор (1649) и Успенская церковь (1678).

 

 

Все это великолепие живет своей жизнью в обрамлении современной инфраструктуры. Бывает, правда, что, забравшись вглубь, можно натолкнуться на нелепое соседство крохотного старого особняка и уродливой девятиэтажной башни времен застоя. Но это воспринимается скорее как казус, оттеняющий настоящие архитектурные сюрпризы и неожиданные виды, открывающиеся с высоких холмов, мостов и за поворотами дорог.

27
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Елена Савкина
Посмотрела фотографии и сразу захотелось туда поехать. Прекрасный город!
эдгар назарян
0
блин видео нет
Ludmila Safonova
1
Такая ностальгия меня охватила,непередаваемые чувства,так приятно было смотреть на Нижний,и вообще Волга для меня что-то особенное. так как я родилась на Волге в Нижнем Новгороде (тогда Горький) и всю жизнь ностальгирую, живя в Украине. Дважды ездила в круизы по Волге,трёхнедельные круизы, сейчас об этом можно лишь мечтать, т.к. это очень дорого. Вообще люблю круизы,великолепный отдых.
Ольга Комкова
1
Приятно было почитать о родном городе :) А какие у нас виды на Волгу в Кремле, с площадки, где Вечный Огонь, а какие закаты... :)) Так что приезжайте в гости :)
Y Cors
0
Спасибо за репортаж. Местные сподвижники самоотверженно борются и до сих пор ) Уничтожение культурного наследия в Нижнем продвигается широкими темпами. К сожалению. "Купеческая " Ильинка тоже под угрозой
Наташа Ставерова
Вчера приехали из Нижнего Новгорода. Ездили га машине. Дорогоа хорошая , выехали из Москвы в 10 утра, в нижнем были около 15. все очень понравилось, только холодно. Обошли город пешком за 2 дня, покатались на канатной дороге. рекомендую!!!. Потом поехали в Арзаамас. там есть гипсова шахта.
Экскурсия стоит 350 рублей . далее заехали в Дивеево- это вообще не поддается описанию! Там надо быть ! ну на обратном пути заехали во Владимир! Путешествовали 5 дней, летом хотим повторить!
Тамара Гинкулова
спасибо за прекрасное путешествие))))
Ольга Дзедзиц
0
Чудесно!
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.