Не Транссибом единым

 

Россия — одна из немногих стран на планете, не до конца колонизировавших собственную территорию. Здесь продолжают строиться огромные инфраструктурные проекты — в первую очередь речь идет о дорогах, которые тянутся на сотни и тысячи километров по нехоженым ранее местам. Какие-то были построены и брошены, по другим еще предстоит пройти строительной технике.

 

 

Амуро-Якутская железнодорожная магистраль: стройка длиной в три века

 

 

Быстрое промышленное развитие и освоение новых территорий, последовавшее за победой промышленной революции, казалось, не остановится никогда, что позволяло романтикам конца XIX века, промышленным магнатам и политикам строить далеко идущие планы. Одним из таких проектов можно смело назвать строительство железной дороги из Азии в Америку через Берингов пролив. Впервые идею озвучили еще в 1890-х годах, а уже в начале 1904 года международный синдикат предлагал царскому правительству строительство такой железной дороги в обмен на право добычи полезных ископаемых в 15 км по обе стороны от магистрали. Однако после двух лет раздумий Россия отказалась от предложения, а начавшаяся мировая война и революция надолго отложили грандиозный план.

Больше 100 лет спустя идея так и не реализована, и можно предположить, что о ней забыли. Но при этом на востоке России в последние годы на север тянется строящаяся железная дорога. Работы там начались в середине 90-х, когда, казалось бы, об инфраструктурных проектах в нашей стране никто не думал. За 15 лет железку дотянули до Нижнего Бестяха, который расположен ровно напротив Якутска.

Между вокзалом, который уже готов к открытию, и городом —Лена. От станции до центра города около 20 км — это ширина могучей сибирской реки с учетом всех проток и островов, подтапливаемых в половодье. Предполагаемый мост (или тоннель) будет первой и пока единственной постоянной переправой через Лену на всей территории Республики Саха.

Строительство дороги в Магадан пока существует только в мечтах, иногда — в качестве предложений на высокопоставленных мероприятиях.

Пока путешественник может наслаждаться поездом Москва — Нерюнгри (пять суток в пути), пригородным поездом оттуда до Томмота, а также редкими прицепными вагонами туда же из Москвы, Хабаровска и Благовещенска. Открытие вокзала Нижнего Бестяха перенесено на осень.

 

 

Трансполярная магистраль: дорога смерти в управлении газовиков

 

 

Трансполярная магистраль строилась вскоре после Великой Отечественной войны силами заключенных. Железная дорога длиной 1500 км (Чум — Салехард — Надым — Новый Уренгой — Игарка) должна была пройти за полярным кругом, по вечной мерзлоте и болотам. Цели проекта менялись в процессе реализации, но в любом случае были военными (строительство дороги к месту строительства порта или аэропорта вне досягаемости бомбардировщиков потенциального противника). Должных изысканий перед стройкой не проводилось, качество используемых материалов было крайне низким. Работы велись с 1947 года, стройку, на которой погибло 300 000 человек, бросили в 1956-м, после смерти Сталина.

В строй успели ввести только телеграфную линию. Судьба самой железной дороги оказалось разнообразной. Участок от Чума до Лабытнанги продолжает действовать и сегодня, по нему можно проехать на стартующей из Москвы «Полярной стреле» или на обычном поезде, идущем из Воркуты. От Лабытнанги можно переправиться в Салехард по льду, на пароме или вертолете, в зависимости от сезона.

Участок от Салехарда на восток оказался полузаброшенным: в течение десятилетий на нем на дрезинах ездили связисты, поддерживавшие работу линии связи. Большинство деревянных мостов по ходу трассы развалились или сгорели, но еще на рубеже веков дорогу можно было пройти пешком.

От Старого Надыма дорога вновь оказывается «живой» — после нескольких ремонтов в 60-е и 90-е ее используют газовики для перевозки грузов на крайне малой скорости (участок в собственности и управлении «Газпрома»). Учитывая, что через одноименную реку сейчас строят совмещенный мост, который заменит автомобильную понтонную переправу, можно ожидать реконструкции ветки вплоть до Нового Уренгоя. Сюда уже ходят обычные пассажирские поезда «РЖД». Еще через 70 км дорога сворачивает со «сталинской» насыпи на юг, к Тюмени.

Дальше на Восток лежит самая запущенная и труднопроходимая часть магистрали, в том числе участок в несколько десятков километров, оставшийся без насыпи и уложенных шпал. Пройти по нему не легче, чем по тем же местам, где не ступала нога человека.

17
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Александр Баркар
Великие стройки
Сергей Бовыкин
Сколько людей на таких стройках угробили, а теперь удивляемся: где же русский народ? почему на такой огромной территории всего 140 миллионов, когда в одном штате Индии и то больше проживает.
Евгения Дронова
0
Прочитав заметку о ж, д. захотелось поделиться своими воспоминаниями 55летней давности. В 1960м году мы работали там.Мы -это геофизики электроразведчики из ВНИИГЕОФИЗИКИ.До  Лабытнанг на поезде. далее на катере до Салехарда (там база экспедиции была). Профиль работ был выбран вдоль железной дороги от Салехарда до Надыма.Базу партии выбрали в Ярудее. Это была приличная станция .поселок.где когда-то жили вольнонаемные.На тот момент там жили муж и жена связисты. Они охраняли свой участок связи..
Илья Филатов
0
Прочитав заметку, хочется написать автору.. Андей если копируешь из инета данные, то копируй полную информацию с документальной точностью и фото! ПОЗОР!
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.