Национальное достояние: наличники

 

Искусство наличников зародилось в Поволжье в XVII веке, но, как ни странно, до сих пор нет ни одного исследования об этом уникальном ремесле. Пробел пытается восполнить фотограф из Подмосковья Иван Хафизов: с 2007 года он путешествует по России и фотографирует резные наличники на окнах деревенских избушек. Свою коллекцию Иван демонстрирует в специально созданном Виртуальном музее резных наличников, попутно рассказывая об особенностях наличников в разных городах. Своими наблюдениями из многочисленных поездок Иван поделился с корреспондентом «Моей Планеты».

 

Откуда пошли наличники?

 

Родиной резных наличников считается Нижегородская область. Наличники появились в тот момент, когда исчезло деревянное судоходство, возникли паровые машины, металлические корабли. Оставшимся без работы резчикам, которые всю жизнь занимались украшением деревянных кораблей, стало некуда прикладывать свой труд: они принялись украшать свои дома, а затем и дома соседей. Это совпало с промышленной революцией и экономическим ростом: появились стекла, оконные проемы стали больше размером, у людей возникла потребность их украшать.

 

 

Есть и другая теория: наличники пришли к нам из Европы. Они очень похожи на иконные оправы, на церковную резьбу. Принцип по сути один: прямоугольная картинка обрамляется деревянным украшением. Резчики наличников изначально занимались украшением иконостасов. Еще одно европейское влияние: мотивы, которые встречаются у нас в оконной резьбе, у итальянцев прослеживаются в камне гораздо раньше, еще в XVII веке. Вероятно, крестьяне, видевшие Вену, Париж и другие города, вернулись после войны 1812 года в родные деревни и попытались сделать что-то похожее. У специалистов нет единого мнения о происхождении наличников. И все это говорит о том, что это искусство не застывшее, а очень живое.

 

 

Местные особенности наличников

 

Наличники в итальянском стиле можно увидеть в Иркутске, Тюмени — это живой классицизм. В Томске и маленьком городе Балашов встречаются рококо и барокко. В Энгельсе Саратовской области почти все окошки со ставнями — и не резные, а цветные. Обычно двухцветные, сочетаются зеленый с синим, оранжевый с фиолетовым, но в основном белый с синим, видимо, сказывается близость воды. В Чувашии также преобладает бело-синяя покраска, по бокам — прорези. В Татарстане наличники яркие, с татарским уклоном, но в Казани все по-другому: сдержанные цвета, тонкая резьба, ненасыщенные узоры.

В Нижегородской области развита глухая резьба: рельефная, объемная. Такая же тенденция в Томской области и в Тюмени. А есть регионы, где больше развита сквозная резьба, встречается очень ажурная. В Брянской области сохранились наличники образца XIX века, которые не погибли даже во время войны, хотя этот регион был захвачен. Никакие фашисты их не погубили, не сожгли, потому что это просто невероятная красота! То же самое можно сказать про Забайкалье. Есть город Нерчинск (когда-то он был очень богатым), там получила развитие очень ажурная резьба, про которую почему-то никто не пишет.

 

 

В Красноярске на всех наличниках встречается перевернутая неправильная буква Ш. Это символ древнего рода, называется тамга (тот же символ, но перевернутый, есть на гербе Украины). Это фамильный знак династии Гиреев, которая владела Красноярском и Крымом. Об этом ни знает никто даже в краеведческом музее Красноярска. Хотя почти 100% наличников Красноярска осенены этим символом.

В начале XX века было сильно влияние модерна — в Омске есть целый район с наличниками в духе постмодернизма. А вообще модерн — это Ярославская область и север Московской области.

 

 

Миграция наличников

 

Тенденция, которая началась с 50-х годов XX века и даже ранее, — миграция наличников. Когда умирает деревня, люди, проезжая мимо, видят красивые наличники на разрушенных домах и забирают их себе. В Ярославской области есть город Тутаев, в котором целая улица наличников перекочевала из легендарного города Молога (он был затоплен при строительстве Рыбинского водохранилища, и несколько десятков домов «переехали»). И вот города нет, а моложские наличники сохранились в Тутаеве. Это очень интересно — сейчас Мологу собираются восстанавливать.

 

 

У многих людей от моих фотографий создается впечатление: у нас все так красиво, все так здорово! На самом деле да, много красивых домов люди сохраняют. Даже бабушки, которым тяжело красить наличники, стараются поддерживать. Но есть и другая тенденция — снос деревянных домов. Это особенно заметно в крупных городах: Иркутск, Томск, Воронеж, Рязань, Казань… К сожалению, дома с наличниками исчезают. Конечно, все это очень грустно, и об этом я тоже рассказываю.

 

Иван Хафизов намерен продолжить экспедиции по России в поисках наличников. Его мечта — объехать 500 городов и издать «Путеводитель по русскому наличнику», первую книгу об искусстве наших предков. Сбор средств осуществляется с помощью краудфандинга до 18 сентября. Помочь проекту можно здесь.

 

43
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Михаил Кулик
2
Спасибо! Оказывается и современнейшие пластиковые окна ничего себе выглядят обрамленные традиционным наличником!
Галина Боинчану
3
Тема просто отличная....
Александра Россия
0
Да, жаль, что они исчезают, я давно обратила на это внимания, я рада, что есть люди, которые поднимают, на мой взгляд важные темы, эти росписи, наша культура и мы должны нашу культуру не только помнить, но и вводить ее в моду.У нас много строится домов и почему бы на этих домах, на окнах не устанавливать эти росписи.
Недавно были построены дома для людей из зон затопления, я конечно очень рада за этих людей, но дома внешне настолько были безжизненные и я кстати, сразу подумала о росписях, надо не только строить стандартные коробки, но и вносить душу в эти дома в виде наших росписей.
Иван Хафизов
4
Спасибо Моя Планета, что рассказали об этом проекте!
Вместе у нас всё получится!

Мы с вами еще можем сказать спасибо нашим предкам за то, что сберегли для нас эту красоту.
Но если мы не сохраним  её в книге, то уже наши дети к сожалению этих наличников не смогут увидеть нигде.
Поэтому я всех-всех приглашаю поучаствовать в издании «Путеводителя по русскому наличнику»: http://planeta.ru/campaigns/4804
Валерия Гавриляк
1
Спасибо, тема очень интересная! Буквально на днях проезжала по маленькому городу Балашову) тоже обратила внимание на наличники, бросаются в глаза. Если поеду ещё - присмотрюсь повнимательнее.
Maarja Liit
0
Спасибо за интереснейший репортаж. Как раз вернулась недавно из поездки по Тобольску, Ялуторовску  и другим небольших городкам Тюменской области. Видела там красивейшие ажурные и в то же время многоцветные наличники на фоне стен из темных бревен.

Только как-то звучит не очень понятно:
"Искусство наличников зародилось в Поволжье в XVII веке",
а потом: Наличники появились в тот момент, когда исчезло деревянное судоходство, возникли паровые машины, металлические корабли. Оставшимся без работы резчикам, которые всю жизнь занимались украшением деревянных кораблей, стало некуда прикладывать свой труд.."
так все же в 17 веке или начале 19?
Иван Хафизов
1
Зародилось — в XVII веке, а распространилось — в начале XIX-го :)
Первые наличники действительно были сделаны еще в семнадцатом веке, и потихоньку они стали появляться повсюду.
Но стёкла были невероятно дорогими, позволить их себе мог далеко не каждый, поэтому распространение не было быстрым.
В девятнадцатом же веке производство стекла стало более дешевым, и одновременно с этим высвободились руки резчиков — всё это вместе и дало толчок к распространению этой традиции на огромную территорию)
Елена Рожкова
0
Насколько я знаю, мастера резьбы по дереву , были еще из западных районов России ( юго-запад Брянской области). Так , вот руками этих мастеров была отделана деревянная Москва. В Злынковском, Новозыбковском районах Брянской области,  все частные дома, наличники и ставни  отделаны резьбой по дереву.  и до сих пор отделывают. Я предполагаю, что  является спорным вопросом - считать родоночальником резьбы по дереву  Нижегородскую  обл.. Требуются дополнительные исследования этой темы.
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.