Москва — Торжок: тайны русской глухомани

Если вовремя свернуть с дороги Москва — Санкт-Петербург, можно зацепить колесом булыжник, о который цеплялась карета Александра Сергеевича Пушкина. Или попасть на место съемки «Ночного дозора». Мы отправились в двухдневное путешествие из столицы в Торжок с проектом «Территория Русь». Тот самый случай, когда не нужно выбирать между приключением и просвещением.

 

Время русской хандры

 

 

— Унылая пора! — произносит капитан экспедиции Марко Зечевич, то и дело включая и выключая дворники. Он худощав, голубоглаз и бородат. За окном машины дождь или, пожалуй, снег — не поймешь, хмуро и ветрено. Но Марко не унывает.

— Такая погода для нашего приключения просто идеальна! Грязи сколько угодно. Так что будет интересно!

Однажды Марко задумал объединить познавательный и приключенческий туризм, для чего проложил несколько автомобильных маршрутов по России разной степени сложности. Они проходят по фирменной русской распутице через интересные в архитектурном и историческом смысле места, до которых обычным туристам добраться нелегко. По одному из этих маршрутов мы сегодня и едем.

Ранняя бесснежная зима — время русской хандры, действительно, самое желанное время для любителей внедорожных путешествий. Придется изрядно вихлять, утопая колесами в зыбкой грязи, помогать друг другу выбраться, решать, к какому дереву протянуть спасительную лебедку. И слушать хруст льда, чуть подернувшего за ночь лесные лужи.

Пушкин приходит Марко на ум с самого начала неслучайно. Нам предстоит пройти автоколонной из Москвы в Торжок — не столько по трассе, сколько по полям, бревенчатым мостам и коротким участкам старой дороги Москва — Санкт-Петербург. По ней-то и ездил великий русский поэт, ругая на чем свет стоит состояние дорог, губернаторов и «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева.

Единожды проложенные дороги редко меняют свои направления. Асфальт появляется прямо поверх старых трактов, кроме мест, где новая дорога срезает лишние углы и объезды. Дорога Москва — Санкт-Петербург — исключение, потому что новое шоссе проложили чуть в стороне от старой грунтовки, которая теперь, конечно, основательно заросла и путь к ней нелегок.

 

 

— Ребята, подъезжаем к первому объекту — Иосифо-Волоцкому монастырю, — женским голосом оживают рации, установленные в каждом автомобиле колонны. На связи культуролог Евгения Коханова, она отвечает за образовательную часть приключения.

— Это головокружительно красивая и значительная в историческом смысле обитель. Вот она, справа показалась, смотрите!

У надвратной церкви Святых Петра и Павла, усыпанной муравлеными изразцами, притулился ларек. Мы застаем привоз сыров — их как раз выгружают из открытого багажника машины. Силами одной только братии, численность которой, к слову, невелика — человек 15 всего, спрос на фермерскую продукцию не удовлетворить. У машины итальянский госномер. Должно быть, поставки идут с итальянской фермы в селе Медное, что неподалеку.

 

Незваные радисты

 

 

Съезжаем с трассы сначала в ухабистую колею, дальше — в болота и поля татарника. Кругом все посыпано инеем, оттого пейзажи в своем минимализме походят на морские. Впереди — река, а над ней — мост из положенных рядом друг с другом бревен. Ехать по нему нужно осторожно и по очереди, пользуясь подсказками товарищей. Они машут руками с противоположного берега: «Чуть правее! Теперь прямо! Еще правее!»

Рация неожиданно добавляет ситуации драматизма: вдруг из нее доносится непродолжительный треск, а сразу за ним — неразборчивая мужская речь на английском языке. Слова торжественны, тон строгий. Кажется, этот монолог произносится в огромном зале. Прислушавшись, мы понимаем, что рация поймала проповедь священника. Отличный саундтрек для опасного участка пути, ничего не скажешь!

 

 

Снова треск. И вот уже священника сменяет веселая русская речь:

— Ты что купил к водке? А я говорю: горох — лучшая закуска!

Тем временем бревенчатый мост остается позади, начинается лес.

Еловые ветки утыкаются в ветровое стекло, цепляют боковые зеркала и размазывают комочки грязи, налетевшие из-под колес. Лес расступается, мы спускаемся к реке Тверце по крутому склону. Поскользнувшись на нем, рискуешь искупаться.

 

 

Вдоль реки тянется старинный, проложенный при Петре I бечевник — дорога, по которой шли лошади, тянувшие за канаты барки с товарами вниз по течению. Вернуть барки против течения было уже нельзя, поэтому они служили лотками для продажи тех же самых товаров, а потом распродавались на доски. Бечевник на Тверце — это несколько валунных мостов, прочных настолько, что простоят до апокалипсиса, едва заметная колея и даже пара мощеных участков.

 

 

Мост из «Ночного дозора»

 

 

Хрустальное от мороза утро позволяет налюбоваться купеческим величием Торжка. Два ярчайших его свидетельства связаны с двумя фамилиями: Пушкин, Львов, и оба покрыты патиной.

За произведением, связанным с Александром Сергеевичем, мы идем в музей при фабрике «Торжокские золотошвеи». Золотное шитье — городской художественный промысел, известный с XIII века. Здесь издревле оборачивали тончайшей золотой проволокой проволоку попроще и вышивали получившимися нитями узоры и сюжеты. Торжокское золотное шитье, в отличие от строгановского, богато сотней разновидностей швов — для достижения разных визуальных эффектов. Так, литой шов создает впечатление, что это никакой не шов, а цельная золотая пластина — главки церквей, расшитые в такой манере, закругляются и сверкают в точности как настоящие.

 

 

В музее есть множество головокружительных работ, но самая впечатляющая из них — панно с изображением пушкинского путешествия из Москвы в Петербург. Вокруг сюжета с каретой скрупулёзно и очень детально вышиты десятки сценок из его сказок.

Архитектор Николай Львов — вторая после Александра Сергеевича звезда нашего маршрута, поскольку земли вокруг его родового гнезда, то есть Торжок и окрестности, буквально усыпаны новаторскими для его XVIII века архитектурными изобретениями. За главным шедевром Львова поднимаемся на колокольню Надвратного храма Новоторжского Борисоглебского монастыря — оттуда во всей красе виден собор Бориса и Глеба.

 

 

Совсем недалеко от Торжка находится архитектурно-этнографический музей под открытым небом «Василево» — один из самых неизбалованных туристами музеев деревянного зодчества России. Он располагается на территории усадьбы, спроектированной Николаем Львовым для своего дальнего родственника. На территории есть впечатляющий 100-метровый валунный мост. Думаю, рты гостей усадьбы, как и рот Тимура Бекмамбетова, снявшего здесь сцену борьбы добра и зла из «Ночного дозора», были широко открыты от изумления при виде этого моста. Огромные валуны наваливаются друг на друга, образуя пять арок разных размеров. Сооружение кажется исполинским, хмуро-средневековым. Словно бы когда-то оно связывало с внешним миром древний город-крепость.

 

 

Еще один автобросок — и мы уже стоим напротив огромной пирамиды. За два дня путешествия это уже третья пирамида на нашем пути. Первая встретилась еще на Новорижском шоссе — архитектора Голода, человека, увлеченного эзотерикой и установившего в 90-е немало зданий-пирамид по всей стране. Верхушка второй — Львовской — виднелась неподалеку от Василева. Теперь мы гуляем вокруг той, что построена Львовым на территории собственной усадьбы в селе Никольское над ледником — погребом для хранения продуктов, куда зимой складывали лед, не таявший под землей и в теплое время. Пирамида сооружена из мрамора и обычных булыжников с берега реки. Кстати, из таких булыжников местные жители и сегодня строят сараи: бесплатный и добротный стройматериал. Дело в том, что Львов даже хозяйственные постройки делал красивыми, чтобы не было нужды прятать их на территории. Так, он строил скотные дворы с шестиколонными портиками и палладианские дровяные сараи. Жаль, что ничего из этого не сохранилось, кроме ледников-пирамид.

Пока мы рассматриваем гризальную роспись внутри, снаружи на нас неистово шипят гуси. Тревожно выглядываем наружу. Кажется, окружить не успели, значит, пора ехать.

 

 

Мистическое краеведение

 

 

К руине церкви Петра и Павла села Переслегино мы добираемся по темноте. Ставим машины так, чтобы мощные фары подсветили строение со всех сторон, что позволило бы его рассмотреть.

— Угадайте, кто архитектор, — шутит по рации гид. Кажется, стиль Львова мы узнаем теперь даже безлунной ночью.

Забираемся внутрь. Ход на звонницы ведет по узкой лестнице, сильно засыпанной песком — некоторые ступени приходится перешагивать, чтобы не поскользнуться на горках песка. Стоя на самом верху, замечаю тайные окошки внешнего купола церкви — Львов любил прятать места входа света в свои строения. По задумке архитектора, свет поступает через них во второй, внутренний купол, отражается от него и достигает основного объема уже рассеянным.

Собираемся ехать дальше, но вдруг из темноты выходит мужчина: калоши, ушанка, борода. С ним две собаки. Разговор начинается неожиданно.

— Вы насколько хорошо знаете архитектора Львова? — спрашивает мужчина вкрадчиво. — Меня, кстати, Евгением зовут.

— Два дня уж смотрим на его творения, — не без гордости отвечаем мы, на что Евгений довольно улыбается.

— Тогда вы должны были уже почувствовать сами, что его строения — это не просто архитектура, а сгустки энергии.

После этих слов стараюсь незаметно принюхаться к дыханию собеседника — не пьян ли?

— Если внутри любой его пирамиды большой группой людей исполнить синусоидный речитатив, можно создать буквально энергетический вихрь!

 

 

Евгений оказывается кем-то вроде краеведа-мистика. Он демонстрирует богатые знания истории родного края, замешанные с информацией из эзотерических книг. И хоть мысли Евгения через одну граничат с абсурдом (кстати, он все-таки совсем не пьет), встреча с ним идеально дополняет образ архитектора Львова в моей голове.

Обескураженные встречей, мы рассаживаемся по машинам, чтобы оказаться дома через несколько часов. По инерции размышления застревают в метафизических категориях. Кажется, за пределами асфальтированной дороги лежит огромная, непознанная страна. Усеянная пирамидами, омываемая хаотичными радиоволнами, населенная краеведами-мистиками территория. Скорее всего, так и есть.

 

О том, как принять участие во внедорожных экспедициях проекта «Территория Русь», можно узнать на сайте проекта territory-rus.ru.

21
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Игорь Дмитриев
интересный  рассказ.
может тоже  в те  места  выберемся
Игорь Дмитриев
Фотографий  бы чуть побольше
Виктория Павленко
Очень красивый слог, такое переплетение документального с художественным - очень оживляет репортаж) Буду с интересом следить за Вашими публикациями )
Анастасия Клепова
Виктория, спасибо!
Ябелс Тан
0
ПирамидАРТ впечатляет!
Павел Тютьнев
0
На досуге отобедай
У Пожарского в Торжке
Жареных котлет отведай
И отправься налегке
А.С. Пушкин
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.