Место силы: Рдейское болото

Загадки, тайны и жители самого большого в Европе болота — расследование команды программы «Русский след».

 

В фокусе программы «Русский след» легенды, тайны и загадки, связанные с культурой и историей России, в какой части мира или нашей страны ни находились бы ответы.

На сей раз наш путь лежал в Новгородскую область, где находится самое большое в Европе болото — Рдейское. Впрочем, нас интересовало не столько само болото, сколько монастырь, расположенный на маленьком островке в самом его центре. Монастырь был основан в середине XVII века, около 1666 года. Первые его обитатели — 12 монахов-затворников, посчитавших, что место это идеально подходит для уединения и молитвы. Во что легко верится — добраться до этого места сегодня даже при наличии современных технических средств очень непросто, иногда даже невозможно. Причем по разным причинам.

 

 

В 1764 году, при Екатерине Великой, монастырь был упразднен, земли были переданы в казну, и обитель пришла в запустение. Тем не менее, среди верующих это место продолжалось считаться невероятно намоленным — что называется, местом силы!

И в 1887 году по указу Священного синода монастырь открывается вновь, а деньги на его восстановление, вернее, на его строительство дает московский купец Александр Николаевич Мамонтов, двоюродный брат Саввы Мамонтова. Возведение обходится в невероятную по тем временам сумму — более 350 000 руб.

Сегодня можно только представить, каким был храм Успения сразу после окончания строительства в 1902 году.

 

 

Он был сопоставим с самыми роскошными московскими храмами: иконостас был сделан из мрамора, привезенного из Италии, напольная плитка изготовлена в Польше по специальному заказу, иконы писались в Московском Кремле. Отапливался храм с помощью системы центрального отопления! И все это в центре огромного болота. Напрашивается вопрос: зачем? Вероятно, смысл был, раз люди стремились именно в это место.

Согласно легендам это место обладает необыкновенной силой, которая пускает туда не с первого раза, людей лишь с чистыми помыслами и вообще далеко не всех. Здесь излечиваются больные, а посягнувшие на храм ушли из жизни до срока. В местных водах водится всего два вида рыб — окунь и щука неожиданно больших размеров, формы и окраса. Еще это место облюбовали летающие тарелки, на подходе к острову находятся энергетические столбы, что легче всего ощутить, находясь в воздухе, а алтарь храма обращен не на восток, как у всех, а на север

Эти и прочие многочисленные легенды и факты мы решили проверить.

Нам предстояло проехать от Москвы по трассе «Балтия» 550 км, а затем еще 16 км, чтобы преодолеть заключительный этап по болоту. Первый этап пути мы проделали на кроссовере Infinity QX60 с гибридным двигателем, предоставленном нашей съемочной группе на тест нашим партнером, автосалоном «Инфинити на Таганке». Нам было любопытно протестировать эту новинку и понять, насколько она соответствует нашим специфическим требованиям и ожиданиям. Оказалось, что соответствует — все съемочное оборудование, а это около 100 кг негабаритного груза, включая еще спальники, палатки и сапоги, багажник нашего четырехколесного друга всосал без остатка. Правда, в центральном зеркале заднего вида вместо дороги надолго обосновался огромный чехол от штатива камеры с надписью «не кантовать». Что ж, первый тест был пройден успешно.

 

 

На трассе «Балтия» с хорошим, а местами и превосходным покрытием машина показала себя отлично, причем расход у такого большого белого «холодильника» не превысил 12 л 95-го бензина на сотню при средней скорости 130 км/час.

«Ну ничего, — потирая руки, подумал я, — вот сейчас съедем после Торопца на грейдер и посмотрим, каково тебе придется!» А дальше… дальше было удивление — подвеска уверенно отрабатывала и глотала все неровности покрытия (временами при отсутствии асфальта), напоминающего поле боя. Машина стояла на грейдере как приклеенная. Восхищение вызвала шумоизоляция, причем отсутствие звуков в салоне даже приводило к некому дискомфорту — возникало ощущение глухоты.

 

 

Попытки на следующий день дать понюхать QX60 легкого бездорожья были вовремя остановлены умной электроникой: ребята, угомонитесь, это не для меня, — мягко напомнила она, и мы угомонились.

Дальше было болото! Прежде чем соваться туда, мы решили облететь его на мотодельтаплане. Заодно и снять монастырь с воздуха. Мирон Антипов, который помог мне подняться в воздух, человек во многих смыслах уникальный. Поскольку к монастырю просто так не добраться, то он уже несколько лет устраивает воздушные экспедиции для того, чтобы привлечь к монастырю внимание и потихоньку восстановить его всем миром. И у него получается!

 

 

Кроме того, он сам является живым подтверждением удивительных возможностей монастыря. Несколько лет назад он разбился и практически оторвал ногу при посадке. Ногу пришили, но ее функции не восстановились — без костыля Мирон перемещаться не мог

После первой же посадки у Рдейского монастыря он отбросил костыли и вспоминает о них лишь при обсуждении темы о чудесах и вообще вещах непонятных. Практически эпизод из фильма «Праздник Святого Йоргена»

 

Во время полета он толкнул меня и прокричал в ухо: держись, в этом месте тряхнет, здесь всегда и всех бросает.

Нас действительно хорошо тряхнуло. Как он объяснил мне впоследствии, это некие энергетические столбы, при прохождении которых трясет всех.

Попытка попасть в монастырь пешком была недолгой. Есть миля морская, она, как известно, равна почти 2 км. Теперь я узнал, что есть и болотная — она по ощущениям соответствует примерно 5–6 км.

Преодолевать болото пришлось на вездеходах. Первый — гусеничный ГТС, правда, слегка переделанный владельцем Владимиром Федоровичем. Вместо капризного и прожорливого бензинового восьмицилиндрового двигателя ГАЗ-53 он поставил дизель, что явно пошло ему на пользу.

 

 

Поскольку двигатель не оборотистый, то, кроме экономичности и надежности, улучшилась и проходимость. Второй вездеход — небольшой, четырехколесный собственной конструкции моего товарища Анатолия Дубровина, который он назвал «Пачер». Он оснащен небольшим, но тяговитым дизельным двигателем, большими шинами низкого давления. На ходу он «разбирается на винтики», то есть вращается во всех плоскостях, что придает ему невероятную свободу и, как следствие, цепкость.

 

 

Дорога на остров заняла целый день с учетом остановок для съемочного процесса, а также для сбора грибов и ягод, произрастающих в этом забытом месте в невероятном количестве и ассортименте. Утром наш продюсер Володя Гаврилов явился в новом качестве и осчастливил нас 10 л густого рагу из белых и подосиновиков и компотом из черники, голубики, клюквы и еще какой-то ягоды, название которой я не запомнил.

К исходу дня мы добрались до монастыря, а заодно выяснили, что гусеницам пока альтернативы нет. Никто не застрял, но гусеничный ГТС был быстрее, чем колесный «Пачер». Причем надо отметить, что, попадая в болото, четырехколесник обладал очевидным преимуществом и в проходимости, и в скорости. На глине его темп движения существенно снижался, но вылезал он всякий раз сам. При этом оба ломали небольшие деревья (15 см в диаметре) как спички.

Монастырский остров оказался местом во всех смыслах необыкновенным, и по красоте и по ощущениям. И люди, с которыми мы познакомились, как будто прошли некий нравственный отбор — чистые и светлые.

К слову сказать, я поехал в командировку больной и простуженный, прямо из предыдущей поездки. Двухчасовой полет меня добил: к вечеру поднялась температура, и я думал, что к утру окончательно расклеюсь и работать не смогу. Но произошло чудо: переночевав в палатке, утром я был бодр и практически здоров.

 

 

Что касается открытий — да, они были! Мы узнали много нового и неожиданного. Но вы все узнаете из фильма, который выйдет до Нового года. Мы расскажем про последнюю монахиню, про партизан и немцев, про Холмский котел и про то, кто разграбил и погубил этот монастырь и какую кару за это понес. Были, как всегда, незапланированные и неожиданные встречи, и это тоже будет частью этого фильма.

25
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Александр Алексеевич Кочевник
Алексей, здравствуй! Благодарю за интерес к этому удивительному месту и хороший, добрый рассказ без ерничания. Даже отчёт об испытаниях QX60 плавно вписался в повествование. Приятно! Если пришлёшь мне твой почтовый адрес на мою Е-почту: akochevnik@yandex.ru, я смогу прислать тебе в подарок книгу "Рдейская пустынь" Людмилы Андреевны Филипповой (и если хочешь - с автографом автора - ей тоже понравилась твоя публикация), которая может быть интересна тебе и твоим друзьям. Ждём видеофильма! С важением, Александр Алексеевич.
Алексей Никулин
0
добрый день Александр,
с удовольствием приму книгу, адрес вышлю.
константин Барашков
почему рыбу не сфотографировали?
Tiiu Erich
1
S prazdnikom! Smotrela utrom vašu peredatšu pro Rdeiskomu monastõrju, otšen vlijatelnaja, poskolku v nutri monastõrija ja uvidela 2raza pokazõvali familiju estonskuju Jõeleht!!!!  Brata mojei podrugi, Edgar Jõeleht, mobilizovali v armiju v Velikije Luki, i on propal bez vestei, a vot segodnja, v pervõi prazdnik roždestva, takoje uvidit- eto kak tšudo. Mõ dumajem, tšto možet brat i bõl tam, potomu, tšto eto redkaja familija. Spasibo vam za film, eto pomoglo nam vspomnit o teh, kto umerli v voine. S nastupajuššim i novõh tvortšeskih uspehov! Tiiu
Алексей Никулин
0
Надпись на стене храма вполне могла быть оставлена эстонцем -  этом районе действительно воевал 8-й Эстонский стрелковый корпус, в который входили два полка - 7 и 249. В конце 42 - начале 43 года, корпус участвовал в Великолукской наступательной операции, понеся тяжелые потери. До конца войны корпусом командовал генерал Лембит Пэрн, В конце войны корпус стал гвардейским и получил наименование Таллинский.
Хабиба Исакова
0
Алексей, добрый день! Где можно посмотреть фильм о Рдейском болоте!!!!! Безумно интересно.
С уважением, Хабиба
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.