Лодка как улика

Ученые и путешественники отправляются по стопам первооткрывателей, мастерят и испытывают плавательные средства ранних мореплавателей. Иногда это опасно, иногда вовсе недостижимо, но некоторые научные теории и гипотезы можно проверить только экспериментальным путем.

 

Тур Хейердал: жизнь как научный опыт

 

 

Тур Хейердал, пожалуй, самый известный ученый, решивший на деле проверить собственную теорию. Он отправился в Полинезию на самодельном деревянном плоту «Кон-Тики» из бальзовых деревьев, который смастерил по примеру древних перуанских индейцев. Тем самым он хотел подтвердить собственную гипотезу о том, что заселение Полинезии произошло не из Азии, как считали ранее ученые, а из Южной Америки. Пока Хейердал с командой из пяти человек рубил деревья в джунглях Эквадора, сплавлял бревна вдоль побережья Южной Африки и делал плот в Перу без единого гвоздя, связывая бревна веревками, весь ученый мир пророчил ему неудачу: считалось, что этот вид древесины не выдержит плавания в открытом океане и сразу распадется. Однако путешественники успешно преодолели Тихий океан, используя попутный ветер и течение Гумбольдта, и благополучно высадились на острове Раройя, где посадили семена привезенных с собой растений, как это, по мнению Хейердала, делали древние южноамериканские индейцы. В ходе поездки Хейердал опытным путем опровергнул еще одну научную гипотезу: о том, что кокосы и батат не могли приплыть в Полинезию сами, так как в ходе плавания теряют свойства давать всходы, а значит, их могли завести только люди.

 

 

Миграция древних народов продолжала занимать Хейердала. В конце 70-х он мастерил ретролодки из папируса, горя желанием доказать, что древние мореплаватели бороздили океаны на примитивных папирусных суднах, которые ученые ошибочно считают исключительно речными. Первая лодка «Ра» была построена по рисункам и макетам кораблей Древнего Египта и не прошла испытания океаном. Зато вторая, сделанная мастерами с озера Титикака, успешно проплыла из африканского Марокко в Барбадос по Атлантическому океану. В команде плыли восемь человек разных рас, национальностей и убеждений, включая советского ученого Юрия Сенкевича — тем самым Хейердал хотел доказать, что мир между разными людьми возможен даже в экстремальных условиях на утлом суденышке.

 

 

В конце 70-х Хейердал совершил новое знаменательное плавание: на тростниковом паруснике «Тигрис», построенном на реке Тигр по образцу древнешумерских кораблей из рогозы. Интернациональная команда — 11 человек из девяти стран мира, включая Сенкевича, повторила путь древних мореходов Востока, доказывая, что между Месопотамией и Индией существовал контакт. Когда началась война между Сомали и Эфиопией и продолжение плавания стало невозможным, Тур сжег корабль в знак протеста «против проявлений бесчеловечности в мире 1978 года».

 

 

Эрик де Бишоп: неудачливый оппонент

 

 

Не один Тур Хейердал пытался повторить опыт древних мореплавателей, просто не всем так везло. Французский ученый, этнограф и барон по рождению Эрик де Бишоп заинтересовался полинезийским мореходством раньше норвежского коллеги и выдвинул противоположную теорию миграции: о том, что полинезийцы пересекали Тихий океан с Востока на Запад, плавая от Полинезии к Южной Америке. Однако практически каждое построенное ученым судно попадало в кораблекрушение.

В 1932 году он построил традиционную азиатскую лодку-джонку «Фоу-По» и отправился изучать тихоокеанское течение, но через пять дней его уже спасали жители острова Тайвань. В 1933 году он смастерил джонку «Фоу-По II» и поплыл по Тихому океану на Восток по предполагаемому им маршруту древних полинезийцев. Однако путешествие оказалось весьма сложным: поломки, шторма, конфликты с напарником, арест экспедиции японцами, неожиданная порча всех продуктов и месяц на одних сухарях — казалось, все было против Бишопа и его замысла. В итоге ученый признал, что полинезийцы здесь плавать не могли. Судно погибло в шторме в 1935 году.

Отважный Бишоп не сдавался: спустя два года он построил 12-метровое каноэ по полинезийскому образцу «Каимилоа». Плавание прошло успешно, возможно, потому что с ученым ехала его любимая женщина — Папалеаиаина, которую он встретил в Гонолулу. Путешественники успешно доплыли от Гавайев до Канн, причем на некоторых участках это плавание проходило в рекордные сроки, что доказывало превосходство древней полинезийской техники мореходства над европейской.

Еще через пару лет Бишоп создал каноэ «Каимилоа-Вакеа» и направился к Маркизским островам. Но уже через неделю судно попало под пароход, а сам Бишоп, не умеющий плавать, чуть не погиб: его вытащила из воды жена. Вскоре случилось горе — ученый был обвинен в шпионаже в адрес Японии и проторчал в тюрьме до конца войны.

В 1956 году Бишоп затеял опасное плавание на бамбуковом плоту «Таити-Нуи» из Полинезии к Южной Америке — в пику идеям Хейердала. Кроме экипажа, на борту были куры, котята и свинья, подаренные полинезийцами. И снова неудача: случился шторм, какие бывают раз в 50 лет, плот развалился в ходе буксировки к острову Пасхи. Спустя два года Бишоп и команда построили новый плот — уже из кипариса. Новое путешествие доконало ученого: шторма, поломка руля, Бишоп заболевает, плот оседает и уходит под воду, в команде происходят ссоры, дальнейшее плавание невозможно. Бишоп придумывает план строительства третьего плота, прямо в открытом море, но в строительстве не участвует из-за болезни. Команда предпринимает роковую попытку причалить к атоллу Ракаханга — она заканчивается катастрофой: плот разбивается об риф, а Эрик де Бишоп умирает от удара. Кажется, сама судьба опровергала научные гипотезы ученого.

 

 

Тим Северин: проверка мифов и легенд

 

 

Британец Тим Северин, как и его предшественники, всю жизнь посвятил проверке теорий — только проверял он не научные данные, а сказки, легенды и мифы. На первое глобальное плавание его вдохновили легенды о святом Брендане, ирландском священнике, совершившим в VI веке семилетнее плавание по Атлантике в поисках Эдема. В 1976 году ученый построил копию традиционной ирландской кожаной лодки VI века и успешно повторил описанный путь от Ирландии до Нового света, доказав, что это могло быть правдой. Вторая экспедиция была связана с историями о Синбаде-мореходе, совершившем семь путешествий: Северин полагал, что эта глава в «Тысяча и одной ночи» повествует о реальных походах древних арабов за сокровищами Востока. После трехлетнего изучения эскизов арабских и персидских средневековых судов было построено парусное доу, и Северин прошел путь от Маската в Омане до Китая, подтвердив правдоподобность арабской сказки.

На третью авантюру британца сподвиг древнегреческий миф об аргонавтах, отправившихся в плавание за золотым руном. В середине 80-х годов он построил гребное судно и проплыл по пути Ясона, а затем повторил маршрут странствий Одиссея. В 1993 году Тим Северин смастерил бамбуковый плот и добрался на нем от Китая до Америки, доказав, что азиатские моряки пару тысяч лет назад вполне могли плавать по этому маршруту. Последнее эпохальное плавание британец совершил в 1999 году, повторив маршрут китобойного судна «Пекод» из романа «Моби Дик». В ходе экспедиции Северин разоблачил писателя Мелвилла, доказав, что книга полна заимствований и ложных сведений. Самое удивительное, что Тим Северин — наш современник, ему 73 года, он живет в ирландской деревеньке Тимолиге и пишет книги о своих приключениях.

 

 

Леонид Круглов: по следам русских первопроходцев

 

 

Путешественник, документалист и фотограф Леонид Круглов совместно с Русским географическим обществом осуществил глобальный проект «Семеро смелых» — семь путешествий по следам русских первопроходцев, открывших миру глухие уголки планеты: Папуа — Новую Гвинею, Сибирь, Дальний Восток, Амазонию, Центральную Африку, Тибет. В частности, Круглов повторил маршруты Александра Булатовича, первого из европейцев, проникшего вглубь Эфиопии благодаря завязавшейся дружбе с императором Эфиопии Менеликом II; Николая Пржевальского, дошедшего до Запретного города и стоявшего на подступах к столице Тибета; Николая Миклухо-Маклая, который пять лет в одиночку изучал «первобытные племена каменного века» в Папуа — Новой Гвинее; Николая Арсеньева, исследовавшего девственную тайгу Дальнего Востока с местным проводником по имени Дерсу Узала. В июле этого года Круглов вернулся из кругосветного путешествия на историческом барке «Седов», которому уже 92 года. Плавание прошло по маршруту первой русской кругосветки Крузенштерна и Лисянского на кораблях «Надежда» и «Нева» 1803–1806 годов.



Николай Литау: три кругосветки

 

 

Капитан Николай Литау на яхте «Апостол Андрей», отходившей три кругосветки, совершил серию экспедиций, посвященных открытиям российских моряков в Арктике. В 2010 году плавание прошло по пути Саввы Лошкина, первого человека, обогнувшего Новую Землю 250 лет назад. В 2012 году состоялся поход по маршруту пропавшей экспедиции Владимира Русанова на шхуне «Геркулес»: сто лет назад судно отправилось покорять Северный морской путь и исчезло вместе со всем экипажем при невыясненных обстоятельствах. В сентябре этого года «Апостол Андрей» повторил маршрут ледокольных пароходов «Таймыр» и «Вайгач», столетие назад обнаруживших Северную Землю.



Морская арктическая экспедиция: поморы XXI века

 

 

Морская арктическая комплексная экспедиция занимается исследованиями в Российской Арктике с 1986 года: в основном это плавания без современного оборудования и систем навигации в условиях, максимально близких к условиям зарождения судоходства в северных водах. Из недавних проектов: плавание в 2010 году по Белому морю из села Долгощелье до острова Моржовец и вокруг него по периметру на точной копии поморского промыслового судна карбас с целью изучения местных отливов, приливов, течений и воссоздания приемов навигации и бытовых условий, какие были у древних поморцев. Последние три года осуществляется проект «Арктика — территория открытий», реконструирующий прохождение рек, озер и морей русскими первопроходцами. Плавания совершают две точные копии поморских кочей XVII века — судов северных поморов: «Апостол Андрей» (не путать с яхтой Литау) и «Святитель Николай». В 2011 году они прошли через водные артерии Карелии, Вологодской и Архангельской областей, изучая особенности плаваний в суровых арктических водах без современного оборудования. А летом этого года проплыли по маршруту первооткрывателя Берингова пролива Семена Дежнева: по Северному пути до столицы Чукотки Анадыря.

6
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.