Кто такие гейши на самом деле

«Двигайся в одинаковом темпе, делая небольшие шаги, чтобы низ кимоно трепетал. Идущая женщина должна производить впечатление волны, разбивающейся о песчаный берег», — учила Мамеха из «Мемуаров гейши» начинающую Саюри. Кто такие эти «гэйся», откуда взялись и почему мужчины тоже гейши.

 

Люди искусства

 

 

Вернее, «искусство-человек» — так переводятся с японского два иероглифа, звучащие как «гэй» и «ся». Гей-ша — это неправильно, по-западному. А еще по-западному считать гейш проститутками. Это миф. Гейша — продвинутее и тоньше. Душа за деньги. Сублимация куртизанки. Непостижимая, как иероглиф, и простая, как наступление нового дня.

В первом приближении — помесь тамады и психолога. Во втором — воплощение мужской мечты. Японской мечты. А она не прозаична, как и вся культура Страны восходящего солнца. Постигать ее — искусство, которому гейши учатся всю жизнь. Главная заповедь — бесконечно угождать мужчине, не теряя достоинства. Быть «нежной, как цветок, и гибкой, как ива». Открытой и загадочной. Наивной и мудрой. Манкой и недоступной. Живой куклой. Мадонной и шлюхой. Пожалуй, гейша — воплощение не только японской мужской мечты.

 

 

Она не такая

 

 

Первыми гейшами были мужчины. Невероятно, но факт. Правда, развлекали они не женщин, а все тех же мужчин. Не в том смысле. Гейши мужского пола были попросту шутами («хокэн»), которые, будоража фантазию гостей непристойными песнями и анекдотами, готовили их к встрече с юдзё — японскими проститутками. Но уже скоро женщины… стали проигрывать мужчинам. В компании скучных ночных бабочек притязательным японским мужчинам было тоскливо. И тогда на роль гейши впервые и очень успешно пробуется женщина. Касэн-сан из чайного домика Огия в токийском районе «красных фонарей» Ёсиваре. Бывшая куртизанка.

Первыми гейшами были мужчины. Невероятно, но факт

И в те далекие времена — в середине XVIII века — не все гейши были «жертвами общественного темперамента». С самого начала они делились на две категории: сиро-гэйся («белая гейша») и короби-гэйся («опрокидывающаяся гейша»). Первые только развлекали, вторые — приторговывали телом. Но уже в 1779 году подобные шалости им запретили. Раз и навсегда.

Отныне гейши не могли даже сидеть за одним столом с клиентами юдзё, носить яркие кимоно, сложные гребни и длинные шпильки. Кстати, самый простой способ отличить проститутку от истинной гейши — взглянуть на пояс ее кимоно. Если он, как и положено, завязан сложным узлом сзади — перед нами «женщина-цветок» (гейш так и называют). Если спереди — дело ясное. Потому что человек, способный завязать кимоно самостоятельно, еще не родился. Для этого нужны время, сноровка и специально обученные помощники. Японским жрицам любви по понятным причинам делать это просто не с руки.

 

 

Гейшелогия: наука рафинирования

 

 

Чтобы стать воплощением мужского счастья, учатся долго. Лет с десяти. Правда, по сегодняшним законам начать обучение можно, только окончив общеобразовательную школу — лет в 15-16. Раньше девочку продавали в окия (дом, где обучают гейш) за долги ее собственные родители. Сейчас девушки идут в профессию сами. Но мир цветов жесток, большая часть отсеивается уже на начальном этапе, когда девочка становится сикоми — помощницей в сборах других гейш, постарше. Года на два.

Второй этап (девочка теперь зовется минараи) — наблюдение за опытными гейшами, чтобы перенять их уловки, манеру, движения, технику нанесения макияжа, умение петь, танцевать, составлять икебану, разливать сакэ, сочинять стихи и прозу, рисовать, играть на музыкальных инструментах. Хотя бы на одном — японском национальном сямисэне. И уж, конечно, умению делать главное — вести непринужденный разговор с мужчинами. Умеючи льстить их самолюбию, раскрепощать и флиртовать. Намекать, но не переходить дозволенных границ. Никакого продолжения нет у поцелуя гейши, не забывайте.

И да. Делать все это она должна «от чистого сердца» (но за деньги). Впрочем, не надо ехидства. Гейши никогда не станут развлекать компанию, которая им неприятна. Даже за пресловутые чаевые, которые здесь называются «цветочными деньгами». А если кто надумает распустить руки — может и веером схлопотать. По лицу. Пребольно.

И вот в один прекрасный день для минараи наступает время стать… не истинной гейшей, а всего лишь майко — ученицей, молодой гейшей. Майко уже может присутствовать на чайных церемониях, но не одна, а со своей «старшей сестрой» — опытной гейшей, которую назначает хозяйка окия. «Старшая» и «младшая» сестры проходят специальный обряд, после которого они связаны навсегда. Первая будет учить вторую всем тонкостям искусства обольщения и помогать обрести популярность у гостей чайного домика. Правда, для начала младшей сестре требовалось пройти мидзуагэ — обряд лишения девственности состоятельным престарелым мужчиной, который раз в день в течение недели должен был смазывать половые губы девушки яичным белком, каждый раз все глубже погружая пальцы в ее лоно, а на седьмой — совершить с ней половой акт. Сегодня это не практикуется. Да, у японцев все очень сложно.

 

 

Любовь и брак

 

 

Когда новоиспеченной гейше исполнится восемнадцать, она может обзавестись собственным покровителем — данна. Он покупает гейше новое кимоно, дорогие украшения и вообще обеспечивает безбедное существование. Иногда этих двоих связывают интимные отношения, а порой даже любовь. Но чаще — просто симпатия. Как ни удивительно.

Самый простой способ отличить проститутку от истинной гейши — взглянуть на пояс ее кимоно

Гейша может иметь несколько половых партнеров, но чаще предпочитает одного — репутация дороже. Она даже может родить ребенка от данна.

Гейша может выйти замуж. И еще как! Известны случаи, когда гейш брали в жены дипломаты, министры, князья, олигархи. Правда, после замужества гейша должна уйти из профессии. На этот случай у затейливых японцев тоже есть обряд. Всем своим клиентам, хозяйкам чайных домиков, «сестрам» и «матушкам» окия должно быть выслано специальное угощение — коробочка вареного риса. Если рис белый — девушка не вернется. Если красный — все может быть.

 

 

Красивая профессия

 

 

Но, увы, вымирающая. Даже в Киото — традиционном «цветочном городе» — гейш сегодня около трехсот. Еще в 1920-е годы во всей стране насчитывалось 80 тысяч работниц окия, сейчас их не больше тысячи. Большая часть девушек с выбеленными лицами, разгуливающих в кимоно по улицам Токио и даже киотского района гейш Гиона, — обыкновенные статисты, зарабатывающие на фотографиях с неразборчивыми туристами.

Зато в «стране с двумя лицами» до сих пор есть гейши-мужчины. Живые. Целых два. Одного из них зовут Эйтаро, он работает в одном из токийских районов гейш Мукодзима. Мать его тоже была гейшей, поэтому парнишка с детства впитал «цветочный» аромат и захотел пойти по ее стопам. Мужчины-гейши носят женское кимоно и делают тот же макияж, что и женщины. Да и цели у них похожие — развлекать. Кому, как не мужчине, знать природу сильного пола.

33
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Рената Мрв
Загадочная и совершенно непонятная российскому человеку профессия. Впрочем, как и вся японская культура.
Сергей Тимонин
В России это трудно назвать профессией.
Дуня Бобрышева
Замечательная статья. Восхищаюсь умением японцев видеть прекрасное даже в самых простых вещах. И доводить все до совершенства.
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.