Кто и как спасает самолеты от птиц?

Столкновения птиц с самолетами входят в топ-3 основных причин летных происшествий. «Моя Планета» побывала в орнитологической службе аэропорта Домодедово и выяснила, как спасают воздушные суда от пернатых.

 

В перечне причин, по которым происходят самые частые авиапроисшествия, на первых местах стоят технические неисправности, человеческий фактор и, как это ни странно, столкновения самолетов с птицами.

Если пернатые окажутся на пути следования воздушного судна в момент взлета или посадки, последствия могут быть самыми серьезными: от трещины в лобовом стекле до отказа всех двигателей. К счастью для пассажиров, в аэропортах всего мира, и в российских в том числе, работают специальные орнитологические службы, которые следят за тем, чтобы на территории не было пернатых: залетевших отлавливают с помощью ловушек или специально обученных ястребов, а также отгоняют устройствами для отпугивания птиц. Наш корреспондент познакомился с орнитологом аэропорта Домодедово и лично поучаствовал в патрулировании территории в компании с ястребом по имени Брунхильда.

 

 

Девятимесячная Брунхильда — одна из пяти ястребов-тетеревятников, которые содержатся в аэропорту Домодедово для обеспечения орнитологической безопасности полетов. Вместе со своим напарником — орнитологом Иваном Дзюбаком — она патрулирует территорию и выезжает на срочные вызовы.

Сигнал может подать как экипаж судна, готовящегося к взлету или посадке, так и любой сотрудник аэродрома, заметивший птиц вблизи летного поля. В течение 15–30 минут дежурный орнитолог обязан прибыть на место и предпринять меры: в зависимости от ситуации он может отпугнуть птицу с помощью сигнального пистолета, ракетницы или же поймать ее, выпустив на охоту ястреба. Второй способ менее гуманный, но более действенный.

«Если птицу поймал наш ястреб, судьба ее незавидна: она будет съедена в качестве награды. Хотя часто случается, что птица ловится живой и забирается у ястреба невредимой. Если птицы отловлены сетями или ловушками, обычно мы отдаем их в питомник или центр реабилитации, где их выхаживают и выкармливают, или просто выпускаем, отвозя подальше от аэропорта», — рассказывает Иван Дзюбак.

 

 

На голове Брунхильды надет специальный головной убор — клобучок: благодаря ему птица не видит, что происходит вокруг, и ведет себя спокойнее. Во время охоты клобучок снимается и хищница видит свою добычу.

Ястреб «работает» обычно на голодный желудок, и ему легко удается догнать и обезвредить даже таких крупных птиц, как журавль или гусь. Например, в день нашего совместного рейда Брунхильда успела позавтракать дикой уткой.

Если ястреб наелся досыта, в этот день охотиться уже не будет. Сокольник каждый раз сам оценивает обстановку и принимает решение, когда кормить птицу. Поэтому обычно питомца кормят после рабочего дня: когда все дикие пернатые уже отогнаны.

 

 

По словам Ивана, его работа имеет много общего с охотой, однако при малейшей возможности он старается спасти добычу, предлагая Брунхильде взамен пойманной живой особи куски мяса — для таких случаев специально закупают тушки перепелов. Всего в орнитологической службе Домодедова заняты пять человек, однако с ловчими птицами работают лишь двое — в режиме два дня через два, с 8 утра до 9 вечера без ночных смен. «На одного человека у нас приходится две птицы: есть любимая жена, есть нелюбимая и запасная — одна на всех», — шутит Иван и объясняет, что ястребы-тетеревятники раз в год линяют и во время линьки не участвуют в дежурствах — физическая нагрузка в этот период для них нежелательна.

 

 

Обучение молодых ястребов длится около двух месяцев. «Моя задача — сделать так, чтобы птица верила: поймать добычу с помощью меня гораздо проще, чем без меня, — объясняет Иван. — Я не являюсь хозяином птицы или указчиком, что ей делать и как, я являюсь помощником. Она понимает, что я действительно полезен — могу отнести ее в такие места, до которых она сама не доберется: на расстояние броска от добычи».

По словам Ивана, работе с ловчими птицами он обучался по собственному желанию у опытных сокольников Москвы параллельно с учебой в Тимирязевской академии на зооинженерном факультете. Именно благодаря его увлечению и умению работать с птицами его заметили и пригласили на собеседование в аэропорт Домодедово.

Помимо работы с ловчими птицами в задачи Ивана и его коллег входит осмотр территории аэродрома и его окрестностей в радиусе 30 км, а также обслуживание оборудования: это и пропановые пушки, имитирующие звук ружейного выстрела, и визуальные репелленты (яркие шары, наполненные воздухом, раскрашенные как глаз хищной птицы), и антиприсадные устройства (пластиковые «ежи» и стальные струны, которые устанавливаются так, что птица не может сесть на защищенное место), и живоловушки (ловушки с приманкой для ворон, специальные сети для ловли куропаток), и биоакустические установки, которые транслируют голоса птиц, сигнализирующих об опасности.

 

 

В день нашей поездки Иван и его коллеги запустили новый звуковой трек. На нем записаны выстрелы и крики попавших в беду пернатых: чаек, ворон, гусей и др. По задумке эти звуки должны вызывать леденящий ужас у всех приближающихся птиц и заставлять их изменить маршрут. Хотя каждое устройство эффективно само по себе, в совокупности они работают лучше. Например, если прозвучит «ружейный выстрел» от пропановой пушки, а потом начнут транслироваться крики птиц, сигнализирующие об опасности, то это сработает в два раза эффективнее, чем по отдельности.

На отдаленном участке аэродрома проезжаем ловушку с воронами, их довольно много в клетке. Вспоминается фильм «Ночной дозор» и саундтрек «А дальше — беда за бедой, как по нотам: ворона залетела в турбину самолета…». Но, как поясняет Иван, этот род птиц наименее опасен для воздушных судов: будучи умнее своих собратьев, они чувствуют и понимают, что не стоит подлетать к огромным машинам с работающими турбинами, и успешно их избегают. «Опасность прежде всего представляют две категории пернатых: это куриные (куропатки и тетерева) и водоплавающие и околоводные птицы (гуси, утки, чайки, кулики). Ни та ни другая группа особо не блещет интеллектом. Они очень трудно понимают, что такое самолеты и насколько они рискуют, подлетая к ним».

Весна и осень — самые напряженные периоды в работе орнитологической службы, так как в это время происходит миграция пернатых. «Во время миграции птицы очень сильно устают, им требуется повышенное количество корма, и, когда они видят здесь такие прекрасные поля — места, которые вычищены, выкошены и на которых с первого взгляда им ничего не угрожает, — они прилетают сюда отдохнуть и подкормиться», — поясняет Иван. Сотрудники аэропорта стараются сделать территорию Домодедова максимально непривлекательной для залетных гостей: осушают водоемы, выкашивают траву, устраняют деревья и кустарники и т. п.

Наиболее опасны для самолетов пернатые, сбивающиеся в стаи: чайки, голуби, кулики. «Если такая стая чего-то испугается и решит лететь в сторону полосы, то при столкновении с самолетом может составить для него очень большие проблемы. Куриные птицы крупные, их много, и повреждения могут быть достаточно серьезными. Плюс они очень сильно привязаны к территории. Например, стая куропаток может оставаться здесь, пока ее полностью не ликвидируют. Прогнать такую стаю целиком и навсегда практически невозможно», — объясняет Иван.

Орнитологическая служба в Домодедове появилась еще в 80-х годах, но ловчих птиц здесь стали использовать 14 лет назад, в 2002 году — это было ноу-хау для России, основанное на опыте испанских коллег. Все методики и оборудование сертифицировано и рекомендовано Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) — по словам Ивана, они используют те же технологии, что и аэропорты всего мира, и следят за опытом других стран. На сегодняшний день пернатые охотники работают в крупнейших воздушных гаванях США, Англии, Испании, Канады — более чем в 20 странах.             

 

Это интересно

 

— Международная организация гражданской авиации (ИКАО) каждый год регистрирует в мире примерно около 5000 случаев столкновения воздушных судов с птицами. В России в настоящее время таких случаев происходит от 50 до 70 раз в год.

— Годовой ущерб от столкновений воздушных судов с птицами оценивается в $1,2 млрд для коммерческих воздушных судов в мире.

— Крупнейшая авиационная катастрофа, связанная с птицами, произошла в 1960 году в Бостоне: американский авиалайнер L-188 врезался в стаю скворцов и уже спустя полминуты после взлета рухнул в Бостонскую бухту из-за отказа двигателей. Погибли 62 человека, десять выжили.

— Самая известная аварийная посадка, спровоцированная птицами, произошла в США в 2009 году: в момент взлета A320 стая канадских гусей «отключила» оба двигателя и пилотам пришлось сажать самолет на реку Гудзон в районе Манхэттена, 150 пассажиров и пять членов экипажа не пострадали.

— Подавляющее большинство столкновений — до 84% — происходит на высотах до 100 м на этапах разбега, отрыва и набора высоты, а также захода на посадку, касания и пробега, то есть непосредственно в зоне аэродромов. Вероятность столкновения самолета с птицей выше в светлое время суток.

9
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.