Кострома: горький привкус истории

«Моя Планета» приглашает читателей в круиз по Волге. Первая остановка была в Мышкине, теперь мы подплываем к Костроме, где сошлись воедино безвозвратно ушедшее прошлое, обаяние XIX века, личные трагедии и текущая мимо всего этого Волга.

 

 

Вторая остановка — Кострома.

 

Мышкин

 

По прямой от Мышкина до Костромы около 150 км. По вписанному в ландшафт шоссе — 226 км, можно доехать за три часа. По реке — целых 13 часов, и все потому, что Волга делает две большие петли. Одна идет вверх, на север, к огням промышленного Рыбинска с коротким заходом в Рыбинское водохранилище, размерами и волной похожее на настоящее море. Вторая сползает на юг, мимо ночного Ярославля, стоянка в котором будет на обратном пути, а потом поворачивает на восток.

 

 

И вот Кострома — высокий, утопающий в зелени берег. От реки к центральной площади поднимается улица под названием Молочная Гора. В сущности, это и есть гора, в верхней части которой начинаются торговые ряды, построенные в начале XIX века. Это, конечно, не петербургский Гостиный двор, но идея та же: галереи, арочные своды, просторные внутренние помещения. Костромские торговые ряды занимают два квартала. Под стать и названия улиц — Красные Ряды, Мучные Ряды, Табачные Ряды.

 

 

На самом верху — огромная Сусанинская площадь, окруженная зданиями в стиле русского классицизма: пожарная каланча, бывшая гауптвахта, здание присутственных мест, особняк Борщова и чуть дальше — Дворянское собрание. И конечно, памятник Ивану Сусанину около торговых рядов.

Этот архитектурный ансамбль считается историческим центром города, что вызывает легкое недоумение: как же так? а где же по-настоящему старый город, где следы истории, уходящей, если верить летописям, в самое начало XIII века?

 

 

Увы, от бурной истории почти ничего не осталось — разрушилось от ветхости, стало жертвой пожаров, было целенаправленно уничтожено. И началось это в том же XIII веке — первое упоминание Костромы связано с сожжением города во время карательного похода на Кострому сына Всеволода Большое Гнездо, князя Константина. В летописях так и сказано: «Пожже ю всю, а люди изымаша».

 

Зато во время монголо-татарского нашествия Кострома практически не пострадала. Как и почему, точно не известно: то ли откупилась, то ли не дошли они до нее, то ли взять не смогли и пришлось договариваться. Не исключено, что именно поэтому не куда-нибудь, а в Кострому Дмитрий Донской сбежал от войск хана Тохтамыша в 1382 году, а его сын Василий — от войск Едигея в 1408 году.

 

Но в 1416 году крепость сгорела, новый кремль построили в другом месте, восточнее и ближе к реке. Сначала это была одна крепость, потом по инициативе посадских людей к ней пристроили еще одну.

 

 

Через 300 лет, во времена Екатерины II, сразу после того, как Кострома получила статус губернского города, пожар уничтожил большую часть старых деревянных построек. В 1781 году был утвержден генеральный план перепланировки, который определяет современное лицо центральной части города — подъем от пристани, веер улиц, расходящихся от реки. А на месте кремля и старого города, за торговыми рядами, разбили парк.

 

Одновременно в Костроме, бывшей до того городом купцов и ремесленников, начинает развиваться легкая промышленность. К середине XIX века на западной окраине, прилегающей к реке Кострома, появляются фабрики, главным образом текстильные, рядом с ними — рабочие поселки, а в центре города — новые каменные дома промышленников и купцов.

 

Удивляет, что в городе с такой длиной историей не очень много церквей, но те, что сохранились, не похожи друг на друга и очень красивы. Например, церковь Воскресения на Дебре, единственный сохранившийся в Костроме посадский храм XVII века, украшен поливными изразцами и каменной резьбой. Его апсиды расписаны бриллиантовым рустом, частично восстановлены фрески 1650–1652 годов, а один из приделов украшает старинный пятиярусный иконостас с тончайшей деревянной резьбой и древними иконами.

 

 

Все архитектурные памятники Костромы — от храмов и старых деревянных домов с резьбой, характерной для Русского Севера, до купеческого барокко и русского модерна конца XIX века — разбросаны по городу и не воспринимаются как нечто цельное. В принципе это характерно для больших развивающихся городов, но в Костроме — за исключением ансамбля Сусанинской площади — исторические артефакты часто выглядят неухоженными, а их местоположение никак не обыграно.

 

Одним из немногих мест, где старательно оберегается запах истории, является Ипатьевский монастырь, находящийся на стрелке между Волгой и впадающей в нее рекой Кострома. Он и стоит отдельно от города, за рекой, и все постройки его — от Троицкого собора и крепостных стен до монастырских келий — выглядят так, будто и сегодня готовы захлопнуть ворота и выдержать осаду.

 

 

Впервые Ипатьевский монастырь упоминается в летописи в 1432 году как давно действующий, то есть основан он был значительно раньше. Также известно, что с начала XVI века монастырю покровительствовал род Годуновых и лично царь Борис, что немало способствовало процветанию тихой обители. Еще известно, что незадолго до гибели в Ипатьевском монастыре скрывался Лжедмитрий II.

 

Главным событием, вписавшим монастырь в историю России, стало призвание на царство Михаила Романова. Гостевой дом с высоким крыльцом, перед которым в февральский мороз 1613 года прибывшее из Москвы великое посольство в течение шести часов уговаривало 13-летнего Михаила принять трон, позже был переделан под палаты Романовых. Сейчас там разместился музей, интересный в первую очередь интерьером и вещами, сохранившимися со времен великого посольства.

 

 

Рядом с монастырем — Музей древнего зодчества, в который со всей области свезли церкви, дома и иные старинные постройки. И тут же, с другой стороны монастырской стены, — торговые ряды, где можно купить изделия местных текстильных фабрик.

Как любой большой город, Кострома многослойна и крайне неоднозначна. Это живой город, но есть в нем навязчивое ощущение какой-то дисгармонии и обманутых ожиданий. Как будто тебе не показывают что-то самое важное. И если поинтересоваться, окажется, что это впечатление вполне обоснованно.

 

Город, глубинное местоположение которого превратило его в место, где можно укрыться от опасностей, не берег свои культурные артефакты. Что-то было разрушено временем, что-то сгорело, что-то снесли, потому что оно мешано «новой жизни».

 

 

Именно так в годы советской власти было уничтожено много храмов. От созвездия монастырей, которыми славился город, остались только Ипатьевский, Знаменский и Богоявленско-Анастасьинский с собором времен Ивана Грозного, но и в нем часть старинных фресок уничтожил пожар 1982 года. Главный экспонат Музея деревянного зодчества — церковь из села Спас-Вежи, построенная в 1713 году, сгорела в 2002 году. В церкви Иоанна Богослова на Кадкиной горе, построенной в 1686 году, до сих пор находится планетарий.

 

 

Всего этого можно и не знать, но от ощущения, что все в этом городе — природа, история и современная жизнь — существует как бы отдельно, все равно никуда не деться. Похоже, именно это мешает почувствовать этот непростой, но очень живой город, поэтому остается только расслабиться и неторопливо прогуляться по нему, останавливаясь, вглядываясь и вслушиваясь. Медленно подняться от пристани к центральной площади, попетлять по улочкам, выйти к набережной, вдохнуть реку и простор, и на прощание, вишенкой на торт, зайти в беседку Островского, из которой, согласно легенде, смотрела на пристань бесприданница.

 

 

Парадоксальным образом именно в этой беседке, построенной над Волгой на остатках крепостного вала XV века, сошлись воедино безвозвратно ушедшее прошлое, обаяние XIX века, личные трагедии и текущая мимо всего этого Волга.

12
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Вероника Вьюгина
Интересно, Кострому так назвали отттого, что часто горела или наоборот?
Любовь Панферова
Города часто называли по рекам, на которых они стояли. А вот река, возможно, названа в честь Богини весны и плодородия, ее как раз сжигали, но тогда с таким же успехом могли нахвать Мара, так ее тоже на Масленицу (Комоедицу) сжигали.
оксана смирнова
Душевно написана статья.Была в этом городе в 90 х,прочитав, побывала вновь.
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.