Корабль-перевертыш

 

Как делает «сальто» единственный в мире корабль-перевертыш и что при этом чувствует его команда?

 

FLIP (Floating Instrument Platform — «Плавучая инструментальная платформа») — удивительное судно, способное находиться на воде как в горизонтальном, так и в вертикальном положении. Исследовательский корабль, разработанный двумя учеными из американского Института океанографии Скриппса и построенный в 1962 году, вызывает удивление и почти полвека спустя. Как судно длиной более 100 м может наклоняться на 90 градусов?

 

 

Единственный в мире корабль-перевертыш FLIP был разработан для акустических исследований океана, но сейчас он стал более многопрофильным: с его помощью изучаются штормовые и сейсмические активности, собираются данные о температуре, плотности и циркуляции воды и др.

У судна нет двигателя, поскольку его шум мешал бы слушать звуки океана, в том числе подслушивать «разговоры» морских животных. Поэтому корабль всегда путешествует на буксире: его привозят в нужное место, и уже там он принимает вертикальное положение и приступает к работе.

Flip в переводе с английского означает «сальто», «переворот», еще одно значение под стать судну — «дерзкий». Вместе с кораблем меняют положение и люди на борту: когда хвост — 91 м нежилой площади — уходит под воду, команда занимает места на носу и наблюдает за погружением. Над водой остается лишь верхняя часть палубы длиной 17 м и шириной 7,9 м.

 

 

Внутри рабочих и жилых помещений на носу корабля все подстраивается под новое положение. Некоторые элементы дублируются на стенах — например, раковины. А некоторые переставляются — например, кровати, оказавшиеся на стене, члены команды опускают на пол, а специально сконструированные унитазы разворачивают под нужным углом. Для людей «сальто» корабля не создает больших трудностей, так как оно происходит достаточно медленно: угол в 90 градусов преодолевается примерно за полчаса.

 

 

О том, как технически устроен корабль-перевертыш и как он меняет положение из горизонтального в вертикальное и обратно, мы спросили у специалиста из Института океанографии Скриппса, где и было разработано это инженерное чудо. 

 

Капитан ВМС США в отставке Уильям А. Гейнс, менеджер программы FLIP, морская физическая лаборатория Института океанографии Скриппса:

 

Говоря простым языком, FLIP перемещается из горизонтального положения в вертикальное по мере того, как балластные цистерны (то есть резервуары) заполняются морской водой, и возвращается обратно в горизонтальное, когда вода выталкивается оттуда воздухом под высоким давлением.

FLIP имеет прочный корпус из цилиндрических секций, кормовая часть длиной в 312 футов (95 м) представляет собой восемь балластных цистерн, в которые может поступать вода. Судно меняет горизонтальное положение на вертикальное путем полного или частичного заполнения цистерн морской водой. Каждая балластная цистерна снабжена специальной системой труб, которые идут от верха цистерны к колонке манипуляторов управления клапанами вентиляции цистерн в машинном отделении. Когда клапаны открываются, из балластных цистерн выходит воздух, после чего они либо частично, либо полностью заполняются морской водой. В процессе наполнения цистерн водой FLIP меняет свое положение в пространстве и 300-футовая корма оказывается под водой. Это занимает порядка 25 минут.

FLIP возвращается из вертикального положения обратно в горизонтальное при помощи сжатого воздуха при давлении равном 25 фунтам на квадратный дюйм. Сжатый воздух находится в больших баллонах внутри балластных цистерн: система труб, через которую он поступает, идет от баллонов к системе распределения воздуха в машинном отделении и далее в сами балластные цистерны. Сжатый воздух вытесняет морскую воду из балластных цистерн и вновь меняет положение судна, возвращая корму обратно на поверхность. Это точно так же занимает около 25 минут.

31
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Gary Safronov
0
Скорее всего, корабль-поплавок!)))
Елена Евдокимова
0
Титаник недобитый.
Евгений Функ
1
Оригинально. Для научных целей отличное судно.
Nuriya MNS
0
А вот если бы сделать небольшой катер, чтобы отплыв от берега он превращался в трамплин для прыжков в воду.
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.