Корабли-мертвецы: последняя тайна Архипелагской экспедиции

В течение 1770–1774 годов 27 островов Эгейского моря и  Кикладского архипелага приняли российское подданство, образовав так называемую Архипелагскую губернию со столицей на острове Парос. Именно этот остров в 1770 году был выбран графом Алексеем Орловым в качестве главной базы русского флота. Это было уникальное и революционное образование, некий эксперимент Екатерины Великой — губерния, которая просуществовала более четырех лет и в любом случае не могла быть образована в России того времени. В 1774 году с Османской империей был заключен Кючюк-Кайнарджийский мир, по которому все острова, входившие в состав губернии, были разменяны Екатериной Великой на Крым и Приазовье. Русские ушли, а корабли на дне остались. Найти их стало моей навязчивой идеей.      

 

 

Много ли кораблей потеряли русские за шесть лет экспедиции? Всего лишь 11 из нескольких десятков кораблей! И ведь далеко не все они были новыми. А несовершенство конструкции, достаточно сложные условия мореплавания и навигации в этом регионе, наличие огромного количества подводных опасностей вообще доводили риск гибели кораблей до критического… Но русские потеряли всего лишь 11 кораблей. Причем небоевых кораблей среди потерянных было всего лишь четыре, и только два из них были утрачены в результате навигационной ошибки.

 

 

Пинк «Лапоминк» затонул в 1769 году, сев на мель у берегов Дании в самом начале экспедиции. Кто-то сочтет это навигационной ошибкой, случайностью, а кто-то — диверсией. В ту ночь маяк у мыса Каттегат почему-то не горел. Если бы терпящий бедствие «Лапоминк» не подал сигнал остальным кораблям, на камнях оказались бы все остальные суда русской эскадры…

 

 

Линейный корабль «Святой Евстафий» взорвался почти со всем экипажем во время Чесменского сражения. Пушка и единорог с этого корабля с клеймами русских литейных заводов, а также личные вещи моряков хранятся сегодня как самые ценные экспонаты музея турецкой крепости Чесма. Причем это утверждает администрация музея, полагая, что именно на них приходят поглазеть посетители.

 
 

Трофейный «Родос» дал течь во время плавания в Кронштадт и был сожжен экипажем у берегов Пелопоннеса.

 

 
Небольшой фрегат «Феодор» также тек как решето и потому затонул в октябре 1771 года в бухте небольшого острова Св. Евстратия.

 

 
Линейный корабль «Азия» пропал без вести вместе со всем экипажем во время шторма в 1773 году между Паросом и Миконосом. Ни один из членов экипажа не выжил, единственное, что рассказало о произошедшей трагедии, были выброшенные на берег Миконоса остатки такелажа и обломки шлюпки.

 

 
Пять кораблей были затоплены и брошены в 1774–1775 годах в бухте острова Парос по причине «ветхости и непригодности к дальнейшей службе». В конце мая 2012 года мы нашли на дне бухты Ауза пять кораблей, из которых два больших, линейных — «Трех Святителей» и «Святой Януарий». Они для своего возраста вполне неплохо сохранились, и, зная место, где они упокоились, можно разглядеть их с поверхности воды при помощи обычной маски. Особенно интересен балластный камень этих кораблей — он выложен словно мостовая, ровными рядами, камешек к камешку. Нечто не поддающееся идентификации, в виде трех кучек камней и щепочек — это то, во что превратились фрегаты «Надежда благополучия» и «Делос», а также бомбардирский корабль «Гром». Для того чтобы принять их за корабли, нужна изрядная доля фантазии либо навык, позволяющий идентифицировать в кучке камней осколки русской истории.
 

 

Самый большой в русской эскадре линейный корабль «Святослав», который, как это редко бывает в истории, не только был потерян в 1770 году, но и изменил весь ход русской истории. Если бы не гибель этого корабля, то война не продлилась бы еще четыре года, а Россия не отдавала бы внешние кредиты еще почти сто лет.

 

 

Когда сравниваешь современные электронные навигационные карты со старыми картами островов и всего региона, составленными русскими офицерами во время Архипелагской экспедиции, невольно обращаешь внимание, насколько внимательными были составители тех старых карт к деталям, рифам, подводным камням, промерам глубин и мелям. При этом очертания берегов на карте могут иногда не соответствовать оригиналу  радикально. Загадки тут нет: офицеры эскадры занимались этой работой целенаправленно и использовали опыт местных капитанов, рыбаков, которых чаще всего нанимали в качестве лоцманов.

 

 

Тем сложнее поверить в случайность катастрофы «Святослава», севшего на мель невероятных размеров в 30 кв. миль! Согласно официальным отчетам корабль пытались снять с мели, но, когда турки высадили десант и стало понятно, что остров потерян, «Святослава» подожгли, предварительно сняв с него пушки, вооружение и имущество. Правда, в записках С.П. Хметевского, который как должностное лицо был совершенно непричастен к этому происшествию и мог позволить себе написать, как оно было на самом деле, все зафиксировано совсем иначе:

 

6 числа сентября известились от греков, что корабль 80-пушечный «Святослав», на котором свой имел флаг контр-адмирал Эльфинстон, поставлен на мель на банку, которая лежит от Лимноса к востоку, и оный корабль, стоя на мели несколько дней, неизвестно кем зажжен; хотя не очень далеко стоял наш на якоре корабль «Саратов» и другие суда, с корабля, кроме людей, ничего почти не спасено: артиллерия с снарядами, такелаж, провиант, мундирные и амуничные вещи вместе с корпусом корабля пропали без остатка. Контр-адмирал Эльфинстон, подняв свой флаг на корабле «Не тронь меня», ушел к Лимносу, в бухту к крепости Литоди, которая содержана в атаке графом Алексеем Григорьевичем Орловым

 

Еще одна нестыковка: получается, что, если это была диверсия, поджог корабля «Святослав»  был скорее ее продолжением:  мало было посадить корабль на мель, надо было его поджечь, чтобы уничтожить наверняка.  Можно было сколько угодно сравнивать и изучать факты, домыслы и свидетельства. К ответу на все вопросы меня могло приблизить лишь одно — найденный корабль «Святослав».

 

 

Поиск русских кораблей

 

 

И мы его нашли, именно там и в том районе, где я предполагал, вычислив место его предполагаемой гибели по крупицам собранных материалов, на основании диверсионной версии. Мы нашли его целиком, с пушками, единорогами, якорями, корабельным имуществом, останками корпуса…

Место гибели «Святослава» на сегодняшний день определено, зафиксировано… и засекречено, поскольку нас ждет еще продолжение этой истории.

Из одиннадцати кораблей Архипелагской экспедиции нам удалось найти шесть, «Святой Евстафий» был найден турецкими дайверами в Чесменской бухте, и еще два места гибели русских кораблей уже определены, и мы всего в шаге от того, чтобы добавить их в свою коллекцию. Несмотря на то что в мае 2012 года мы пробыли на Паросе более двух недель и сделали немало реальных открытий, это далеко не все, что еще предстоит открыть и исследовать. Есть еще немало загадок: в частности, предстоит найти несколько якорей и понять, откуда на одном из них появился такой диковинный орнамент в виде львиной головы. Известно, что якоря производились не только в Питере или Архангельске, многое, в том числе и корабли, закупалось в Англии.

Сегодня каждый, не лишенный духа авантюризма и жаждой открытий, может пройти по нашим следам и попытаться внести свою лепту в сделанные открытия, открыв для себя этот удивительный уголок островной Греции, а главное — прикоснуться к нашей с вами истории. Для этого можно присоединиться к одному из яхтенных маршрутов, проложенных при нашем непосредственном участии. И это будет не псевдоисторический тур, а реальная парусная экспедиция и  реальные открытия.     

 

Для подготовки материала использован отрывок книги «Последняя тайна Архипелагской экспедиции», которая будет издана в этом году издательством «Паулсен».  

19
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Елена Климентова
Какой странный предыдущий комментарий! Никакого понятия о содержании статьи. Спамм? Вполне возможно!
Андрэ М
1
Захватывающе! И это я уж молчу про чисто личный, дайверский интерес)) Спасибо!
Алексей Никулин
Вы абсолютно правы, подтверждаю- там было на что посмотреть. и сама находка подтвердила диверсионную версию, но само зрелище корабля разбросанного на мелководье это нечто! но согласно документов многое лежит под грунтом и там могут быть находки сенсационные.
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.