Каменные вампиры

Задумайтесь: Англия насчитывает 84 города, Россия — 1098, Япония — 786. Однако население Лондона, Москвы и Токио растет гигантскими темпами, провоцируя расширение границ, а другие города так и остаются невостребованными среди тех, кто мечтает об улучшении жизненных условий.

 

Жить в крупных мегаполисах означает идти в ногу с прогрессом и использовать перспективы получения качественного образования и карьерного роста, быть в центре экономических событий и реализовывать свои амбиции. СМИ подогревают настроения жителей провинций и деревень к миграции в столицу. Что слышат дети из динамиков телевизоров? Все события — в мегаполисе. Столица — это праздник жизни, за чертой которого ничего интересного не происходит. Для многих это становится веской причиной переезда. Никто не хочет упустить свой шанс и остаться за бортом «настоящей» жизни.

В результате этого один город-«монстр» живет за счет притока рабочей силы и финансовых ресурсов со всей страны и ближнего зарубежья. Существует ли решение этой проблемы? «Моя Планета» решила выяснить, есть ли шанс, что в будущем другие города России будут расти быстрее столицы.

 

Цифры Лондона  Население 8,3 млн человек, увеличивается на 100 000 ежегодно  1/3 всех британцев в возрасте 22–30 лет переехали в Лондон (2010–2012 годы)  40% населения иммигранты (2010 год)  17% от ВВП всей страны  Цифры Токио  Население 31 млн человек, увеличивается на 250 000 ежегодно  30% населения иммигранты  33,6% от ВВП всей страны  Цифры Москвы  Население 12,1 млн человек, увеличивается на 250 000 ежегодно  40% населения иммигранты  20% от ВВП всей страны  Цифры Парижа  Население 10 млн человек, увеличивается на 86 000 ежегодно  40% населения иммигранты  33% от ВВП всей страны  Цифры Буэнос-Айреса  Население 3 млн человек, увеличивается примерно на 45 000 ежегодно  40% населения иммигранты  51% от ВВП всей страны

 

 

 

 

Решение: поддержка сельского хозяйства.

Страна: Франция.

Действия: государственные субсидии, направленные на развитие сельского хозяйства и рост сельскохозяйственных площадей; господдержка начинающих фермеров (до 25% от аграрных бюджетов страны); закупка продукции по гарантированным ценам, сохранение минимального уровня доходов в случае неурожая и природных катаклизмов.

Проблемы: высокая доля участия государства в сельском хозяйстве диктует свои условия функционирования этой отрасли; низкие закупочные цены, установленные правительством на продукцию, которые могут выдержать только крупные производители; как следствие, многие мелкие фермеры становятся банкротами в течение первых двух лет бизнеса.

«Скачки цен становятся просто невыносимыми. Назовите мне еще одну профессию (кроме фермера), где каждый год вы можете терять до 30% оборота», — признал Николя Саркози.

Результат: регионы не выдерживают конкуренцию с городом по заработной плате, количеству рабочих мест и условиям самореализации, образования.

 

 

 

Решение: деление большой площади государства на равнозначные районы.

Страна: Германия.

Действия: историческая самостоятельность каждой из 16 федеративных земель, имеющих свои конституцию, правительство и парламент, судебную систему, подчиняющиеся Основному закону государства; равный статус крупных городов каждой земли делает их одинаково привлекательными для приезжих.

Проблемы: согласно Конституции ФРГ «законом должно обеспечиваться соразмерное выравнивание различий в финансовых возможностях земель». Для этого часть средств богатых земель перераспределяется в пользу бедных, иногда — с вливаниями и из федерального бюджета. Подобное положение вызывает массу нареканий и недовольств.

Результат: население крупных городов страны: Берлин — чуть больше 3 млн человек, Гамбург — почти 2 млн, Мюнхен — 1,4 млн, Кельн — 1 млн.

 

 

 

Решение: перенос столицы.

Страны: Казахстан, Бразилия.

Действия: перенос столицы Казахстана из Алма-Аты в Астану (1997 год), перенос столицы Бразилии из Рио-де-Жанейро в Бразилиа (1960 год).

Результат: рост населения Астаны — с 275 100 человек в 1997 году до 778 083 в 2013 году; рост населения Бразилиа — с 140 000 человек в 1960 году до 2,563 млн в 2013-м. При этом темпы роста населения бывших столиц существенно ниже. Так, население Алма-Аты выросло с 1997 года всего на 200 000 человек (1997-й — 1,3 млн человек, 2013-й — 1,503 млн); в Рио-де-Жанейро за последние десять лет население увеличилось на 550 000 (2002-й — 5,851 млн человек, 2012-й — 6,4 млн).

Проблемы: большие издержки, связанные со строительством инфраструктуры, способной удовлетворить потребности столицы, жилья для госаппарата, а также с переездом чиновников.

 

 

 

Вариант переноса столицы из Москвы предлагают многие политики и общественные деятели. Ю.В. Крупнов, председатель движения «Развитие», считает наиболее целесообразным расположение новой столицы в Уральской области, так как, по его мнению, удобней и эффективней управлять страной из ее географического центра. Другой вектор развития идеи — переезд столицы в Санкт-Петербург. На данный момент полным ходом идет реализация так называемого «Судебного проекта» — переезд Верховного суда РФ с набережной Москвы на набережную Петербурга, что вполне может быть первым шагом к переезду всей столицы в целом.

 

 

 

С этой идеей категорически не согласна Ольга Вендина, социолог, урбанист, кандидат географических наук, ведущий научный сотрудник Института географии РАН:

— Ругать — не хвалить, всегда есть за что. Города, особенно столичные, — излюбленная мишень этой недоброй традиции. «Вампиры», «кровососы», «монстры», «пороховые бочки», «раковые опухоли» — что еще? А между тем культуры, страны и цивилизации были созданы преимущественно городами. Там живет более половины мирового населения и создается национальное богатство. В экономически развитых странах вклад городов в ВВП составляет 85%, в развивающихся — 55%, а в России, несмотря на ресурсный крен экономики и огромные пространства, — 65%.

Не вызывает сомнений, что крупнейшие города динамичны, жизнь в них сопряжена с разнообразием возможностей и рисков, профессионалы здесь профессиональнее, а в жизни больше удобств и лоска. Все столичные города извлекают «ренту» из своего особого положения, но размеры этой ренты различаются. В централизованных странах, таких как Россия, Франция, Великобритания или Аргентина, столичная рента чрезвычайно велика, так же как и вклад столиц в экономику и культуру своих стран. Проблема эта связана не с городами как таковыми, а с политическим устройством страны, системой сбора и перераспределения налогов, организацией банковского дела и пр. Она имеет институциональный, а не урбанистический характер. В этом смысле столицу можно сколько угодно двигать по карте, столичная рента вместе с государственными институтами будет перемещаться вслед за ней. По большому счету это ничего не меняет, кроме почтового адреса. Но это с виду незначимое изменение влечет за собой огромные издержки.

Мне уже не раз приходилось писать о том, что демографический вес современной столицы, обеспечивающей полноценное функционирование государства вместе со всеми необходимыми ему сервисами, включая банки, образование и консультирование, скоростной транспорт и систему репрезентаций, составляет порядка 4 млн человек. Это размер Вашингтона — города, заточенного под управленческие функции. Это означает необходимость массовой миграции в любой российский город, выбранный для новой столицы. Петербург здесь не исключение, поскольку нужны не просто люди, а компетенции. Мне кажется, что масштаб бедствия ясен без дальнейших объяснений. Не будем также забывать, что перенос столицы — это всегда политическое действие, которое отвечает не политической повестке дня, а решению задачи преодоления неравномерности территориального развития или восстановления социальной справедливости.

 

 

 

Доктор географических наук, профессор географического факультета МГУ им. Ломоносова Наталья Зубаревич в своем интервью для проекта «Постнаука» говорит:

— Наличие на вашей территории всяких природных ресурсов, которые человек может добывать и продавать. И второе, выгода или невыгода географического положения — от человека эти факторы не зависят.

Теперь факторы второй природы. Вот они-то создаются обществом. В первую очередь это агломерационный эффект, то есть эффект концентрации людей в городах, который имеет свои преимущества. Во-вторых, это человеческий капитал. Человеческий капитал не возникает из ниоткуда. Это системы образования, системы социализации, системы поддержания здоровья населения — они тоже создаются обществом. В-третьих, это институты. Институтами в современной науке называются нормы и правила, которые существуют в данном обществе как формально, так и неформально. Я бы ко всему этому добавила то, что для России чрезвычайно важно, — это инфраструктура. Без развитой инфраструктуры современного развития быть не может.

Есть очень простое правило: чем более развита страна, тем больше в ее развитии играют факторы второй природы. Поэтому, если мы хотим развиваться, то надо использовать наше данное России преимущество, связанное с большим запасом всевозможных природных ресурсов. Но будущее страны — в развитии агломераций человеческого капитала и модернизации институтов, плюс, конечно, инфраструктуры.

Пространственное неравенство объективно, потому что есть места и территории с конкурентными преимуществами и есть лишенные таких конкурентных преимуществ.

Периферии есть всегда. У нас огромное количество внутренних периферийных территорий.

Могут ли меняться центры? Могут. История показывает, что со сменой ведущих факторов меняется и скорость развития. Если страна хочет развиваться быстрее, она должна делать ставку на территории с конкурентными преимуществами. У них все лучше и быстрее получается. Но тогда у вас растет неравенство внутри страны. Если страна считает самым главным выравнивать территориальное развитие, значит, она должна забирать ресурсы у более сильных и передавать их слабым. Тогда замедляется развитие всей страны. И эта дилемма — вечная. Каждая конкретная страна в каждый конкретный момент должна выбирать оптимальную для нее пропорцию между неравенством и эффективностью. Это вопрос политического компромисса. Слабые регионы просят помощи, сильные регионы просят не мешать им развиваться. И вот для того, чтобы этот оптимум находить, очень важен федерализм, можно назвать это децентрализацией и повышением роли регионов, потому что это компромисс.

В России как-то считается, что выравнивать надо экономическое развитие. В первую очередь надо выравнивать социальное неравенство. На периферийных территориях, у которых мало конкурентных преимуществ, в первую очередь надо инвестировать в человеческий капитал. Далее — улучшать институты. И именно это вкупе с развитием инфраструктуры позволяет этим территориям потом улучшать свое экономическое развитие.

И завершая, я скажу простую вещь: люди важнее регионов.

7
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Анастасия Флидлидер
Правильная статья! Такой информации должно быть больше. И больше сил должно быть направлено на разработку проектов деурбанизации.
Valentin Cencic
0
Немцам большой респект! Perfect! А на Урал, или в Питер переносить столицу не целесообразно и ежу понятно. Нужно что то по ближе! ВАриантов много
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.