• 17 сентября 2014
  • Моя Планета
  • Татьяна Колодяжная, Анна Абраменко
  • 9
  • 24
  • 56521

Каково жить в хиджабе

Проехав три мусульманские страны в хиджабе и пообщавшись с местными женщинами, Татьяна и Анна рассказали, каково это — быть женщиной Востока

 

Мы отправились в Иран в рамках проекта «Три страны в хиджабе». Нашей задачей было увидеть и понять, как живет современная иранская женщина, сложно ли изо дня в день носить платок, как это соответствует законам Шариата и так ли эти законы на самом деле строги. Я — Татьяна Колодяжная, фотограф проекта. Моей задачей было фиксировать то, что мы видели и переживали. Моя подруга, журналист Анна Абраменко, общалась с местными женщинами, старалась вникнуть в суть происходящих процессов, пробовала хиджаб на себе. Мы прилетели на юг Ирана из Бахрейна, и первым городом, в котором оказались, стал Шираз.

 

В Ширазе мы стали свидетелями ежегодного митинга против политики Израиля и США. Братьев-мусульман Палестины в Иране учат поддерживать с самого детства.

 

 

Шираз называют самым либеральным городом Ирана после столицы. Женщины здесь вольны одеваться модно и стильно, но с двумя несомненными условиями. Первое — это обязательный платок на голове.

 

 

В зависимости от формы он называется по-разному. Если треугольный, то русари, а если большой, прямоугольный, то шаль. В русском языке это слово как раз заимствовано из фарси.

 

 

Второе условие — ягодицы и бедра должны быть прикрыты длинной туникой. Здесь такой вид одежды называют манто.

 

 

Если вы думаете, что в подобных ограничениях нет ничего особенного, то попробуйте хотя бы неделю походить по улице с покрытой головой и ни при каких обстоятельствах не снимать платок в любых общественных местах (в супермаркете, на работе, фитнес-центре). Это сложно, особенно нам, привыкшим к свободному самовыражению. Первые несколько дней я была в восторге: платок — ведь это так красиво!

 

Но к концу нашего двухнедельного путешествия по Ирану я уже была готова сжечь его без лишних церемоний. Что уж говорить об однотипной одежде, которая — хочешь ты этого или нет — балахоном висит на плечах почти до самого колена. Плюс обязательные штаны. Ну или лосины в крайнем случае. Никаких шортиков, коротких и даже длинных юбок, оголенных рук, шей, коленок. И все это в жару не меньше +40 °C. В таких стесненных обстоятельствах иранские женщины используют любые доступные средства, способные подчеркнуть их привлекательность. Самый главный из всех — это косметика. Иранки красятся ярко, обильно и основательно.

 

 

Аня, которая вообще не красится, захотела испытать макияж в иранском стиле на себе. Было довольно забавно наблюдать, как на ее лице проявляются сначала брови, потом глаза и следом губы. Косметика добавила к возрасту лет пять. Результат получился забавным, но это еще лайт-версия. Многие иранки красятся намного ярче.

 

 

Обязательный для посещения в Ширазе — легендарный базар Вакиль. Это место уникально. Крытое здание с высоким сводом растянулось на несколько кварталов. Как и в прошлые столетия, сегодня он является центром торговой жизни Шираза и живой туристической достопримечательностью. Мы отправились туда, чтобы поглазеть на местных женщин и пофотографировать их.

 

 

Базар Вакиль — один из самых больших и красивых рынков страны. Здесь продаются все мыслимые сокровища, которыми издревле славится Персия. Знаменитые иранские ковры, металлическая посуда, вручную расписанная голубой эмалью, специи, золото, роскошные ткани, сладости, фрукты — все это вы найдете здесь.

 

 

Такой родной и знакомый символ русского застолья самовар в Иране используют широко и повсеместно даже в наши дни. Его продают на базаре и называют тем же словом: «самовар».

 

 

В каждой из более чем 200 лавочек базара продавцы — мужчины. Часто это семейный бизнес, переходящий от отца к сыну.

 

 

За редким исключением подавляющее большинство покупателей базара, конечно, женщины.

 

 

Хиджаб в Иране — это не только платок и манто. Особо религиозные носят чадру, которая определяет и стиль, и поведение женщины. Под чадрой всегда темная, неброская, закрытая, длинная туника плюс темные брюки. На лице ни грамма макияжа, на ногтях никакого лака, никаких украшений. Взгляд устремлен в пол. Женщина, скрывающая свои прелести от постороннего взора и открывающаяся только перед мужем или членами семьи, считается в исламе благочестивой.

 

 

После Шираза мы отправились в Йезд, город с более консервативными нравами.

 

 

Йезд привлекателен тем, что в нем в большей степени, чем в других иранских городах, сохранился старый глинобитный центр с многочисленными саманными постройками, которые регулярно реставрируются.

 

 

В Йезде находится действующий зороастрийский храм, в котором на протяжении многих столетий поддерживается огонь. Несколько раз в день его подпитывают дровами плодовых деревьев, тем самым сохраняя верность пророку Заратустре. Несмотря на очевидное доминирование ислама, культ более древней религиозной традиции в Иране сохранился. В Йезде зороастризм исповедают гебры, религиозное этноконфессиональное меньшинство, проживающее также в окрестностях Кермана. Численность гебров невелика — меньше полусотни тысяч человек.

 

 

Символика зороастризма — фаравахар встречается в Иране повсеместно. Благой дух на крылатом диске призван соединить душу с ее великим божественным источником, Ахура-Маздой.

 

 

В зороастрийской традиции женщины тоже покрывали свои головы. Как говорят источники, они делали это в определенный период своего цикла. В исламе женщина начинает носить хиджаб с момента полового созревания, но нередко в Йезде в него закутывают совсем уж маленьких девочек.

 

 

В Исфахане мы остановились в семье, которую между собой прозвали «женским раем». Уже престарелые родители за свою совместную жизнь родили и воспитали аж шесть дочерей. И одного сына. Женщины этой семьи отнеслись к нам как к родным.

 

 

Одна из старших сестер по имени Зои — юрист. Она живет в Тегеране и работает в суде. Именно работа стала причиной ее религиозности. Сегодня она делает то, о чем даже не задумывалась раньше: совершает намаз трижды в день. Одно из требований к госслужащим — соответствовать законам Шариата. Взамен — престижная должность, хорошая зарплата, социальный статус. Дочь Зои тоже учится на юриста.

 

 

Среднюю из сестер зовут Можган. Она преподаватель английского языка в одном из вузов Исфахана. Можган презирает нынешнее правительство. Она рассказала нам немало интересного о современном положении женщины в стране. Например, то, что сотруднику женского пола платят заведомо меньше, чем сотруднику мужского: «Логика чиновников следующая. Мужчина должен содержать семью, а женщина работает якобы лишь ради удовольствия. Сегодня в Иране слишком много разводов, а это значит, незащищенных женщин тоже».

 

 

Самая младшая — Мэхнэз. Сестры называют ее анархисткой. Мэхнез носит платок символически, из-под него видны волосы, а это харам, запрещено. Эта иранская красавица тоже собирается стать юристом и рассчитывает успешно выйти замуж: «Брачный контракт — обязательное условие. Прежде всего это гарантия достойного существования в случае, если что-то пойдет не так».

В Исфахаре Аня попробовала носить чадру. Оказалось, что это не просто кусок ткани, прикрывающий изгибы тела, а особое состояние ума: покорность, принятие и вера.

 

 

Еще чадра — это покрывало-невидимка. Надеваешь и перестаешь быть экзотичной иностранкой. Но как бы Аня ни старалась играть в правоверную мусульманку, принимая покаянный вид, сестры по-дружески высмеивали ее облик, то и дело называя пакистанской цыганкой. Выдавал пирсинг в носу и неумелое обращение с черной мантией.

 

 

Тегеран неприятно удивил недвусмысленным вниманием мужчин. У мраморной башни Азади мальчишки кричали нам в спину: «Секси! Секси!»

 

 

В метро молодые парни подмигивали, улюлюкали и свистели вслед. На рынке мужчина схватил за мягкое место. В автобусе продавец снеков как будто невзначай провел рукой по груди.

 

 

За все время в Иране такая похабщина случилась с нами только в столице. Поэтому мы были рады убежать из шумного и жаркого Тегерана в горную деревушку Масулех на северо-западе страны.

 

 

Масулех — излюбленное место отдыха иранских туристов. Деревня примечательна своей архитектурой. Ее дома соединены между собой, и потолки тех построек, что находятся на нижнем ярусе, являются полом или тропинкой для тех, что ярусом выше. Так, прогуливаясь по узким улочкам деревни, мы наверняка топали по чьей-то крыше.

 

 

Из Масулеха на всех парах мы отправились в Астару, граничащую с Азербайджаном, чтобы продолжить свое исследование «Три страны в хиджабе» уже там. Астара стала нашей последней точкой на карте путешествий по Ирану. За две недели мы проехали дивную Персию с юга на север, влюбились в красоту ее пейзажей и городов, прониклись симпатией и сдружились со многими местными жителями. Однако хиджаб так утомил наши свободолюбивые натуры, что мы сочли за счастье сорвать его с головы, лишь только переступив границу.

За время путешествия мы узнали, что быть женщиной в современном Иране намного проще, чем еще каких-то семь-десять лет назад. Тогда религиозная полиция была намного строже и агрессивней в своем контроле за нормами морали. Сегодня девушки могут одеваться в более красочные, облегающие одежды, меж тем платок не волен снять никто. Такое положение дел, усугубляемое изолированностью страны от остального мира, ростом специалистов с высшим образованием женского пола, острой нехваткой рабочих мест, низкой оплатой труда и социальной незащищенностью, создают в обществе сильное напряжение.

 

 

Почти все женщины, встреченные нами в Иране, выражали свою неудовлетворенность политикой правящей партии. У каждой была своя активная позиция, но не каждая была готова действовать. Нам рассказывали, что в стране существует движение, борющееся за права женщин. Любая может присоединиться к нему, публично сняв платок. Возможно, пройдет несколько лет, количество перерастет в качество, и миру явится новая Персия, свободная от сегодняшних предрассудков. Но пока за очевидное противостояние режиму все так же, как и после исламской революции 1979 года, карают. Страх уже не первого поколения, выросшего в этой системе, заставляет многих женщин подстраиваться или терпеть социальную несправедливость, а иногда и просто закрывать глаза. Однако даже в таких непростых условиях все они остаются красавицами, чаровницами и вдохновительницами, какой всегда была женщина Востока.

 

Особая признательность в организации этого путешествия компании «БуддаТур» (buddhatour.ru) и Алексею Минаеву лично.

24
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Ирина Глобус
5
Спасибо за интересный рассказ! Но вы выбрали одну из самых демократичных стран. Насколько я знаю, в Ираке, Марокко, Ливии и Йемене правила поведения для женщин гораздо строже! Удивительно, что в Иране вам разрешали фотографировать женщин в хиджабах, обычно в восточных странах это запрещено.
Анна Абраменко
0
Ирина, признательна! Был план посетить Йемен и Афганистан, но, не вдаваясь в детали, нас туда просто не пустила Вселенная. Надеюсь, лишь в этот раз. С фотографированием женщин в Иране не было никаких проблем. Только цыганки на базаре в Ширазе были против, требовали удалить снимки.
Наталия Наталия
0
Ирина, судя по вашему комментарию вы в Марокко не были,  так для чего такие заявления? Марокко до 1956 года была французской колонией и там французский государственный язык. Женщины в хиджабах там встречаются большей частью в сельской местности, да и то не везде. Там нет никаких строгих нравов.
Светла Багинска
0
"...и миру явится новая Персия, свободная от сегодняшних предрассудков..." - когда-нибудь это обязательно случится!
Интересное путешествие, Иран есть у и меня в планах, спасибо за рассказ!
Дуня Бобрышева
1
Не могу спокойно читать про угнетение женщин. Хотя, готова поверить, что достаточно большая часть этих женщин еще нас жалеет. Мы вынуждены работать, строить карьеру, чего-то добиваться, а им ничего не нужно, только мужа слушать. Не каждый человек желает получить свободу. А судя по тому, что в Европе запрещают носить хиджабы в школе, то еще неизвестно Иран их снимет или Европа наденет.
Я за свободу, причем, не только свободу женщин, а свободу вообще. Можно ли назвать свободным мужчину, который лапает в автобусе женщину?
Анна Бырдина
1
Я вот не уверена что большинство женщин востока чувствуют себя угнетенными. Я довольно много времени провела в Малайзии, там тоже многие носят хиджабы или хотя бы платки. Я не заметила среди этих женщин какого-то внутреннего напряжения, они смеются, общаются, гуляют по магазинам, спокойно общаются с окружающими, девочки бегают, кричат, играют в салки с мальчишками.. С другой стороны возможно у них просто не такие строгие правила как в одежде так и в семье..
Ell Karim
2
Spasibo, chto ne uverenyi, potomu chto yeto deystvitel'no tak! Ya uzhe 4 goda zhivu v Omane na granitse s Emiratami i tol'ko divu dayus', kak myi so svoimi stereotipami zabluzhdaemsya. Zdeshnie zhensh'inyi vvidu religii i kul'turyi ochen' uverenyi v sebe: nikogda ne sdelayut lishnego dvizheniya, chtobyi ne napryagat'sya, na svad'bu poluchayut tseloe sostoyanie v podarok, odevayutsya v brendovyikh magazinakh, ezdyat na avto luchshe, chem ikh muzh'ya. Poslednie chasto delayut pokupki sami, vplot' do prokladok.
Chto kasaetsya Irana i shiitov-yeto otdel'naya istoriya, kotoruyu na Vostoke vosprinimayut s negodovaniem: pomimo 'lapaniya', oni mogut 'zhenit'sya' na nedelyu tol'ko dlya seksual'nyikh otnosheniy, zhensh'inyi tozhe izvrash'enyi v alternativakh, chtobyi sokhranit' devstvennost' i t.d., i t.p.
Chto kasaetsya hijaba-yeto i est' svoboda! Svoboda vyibora byit' dostupnoy dlya lyubimogo i edi
Olga Prokofieva
1
Это безобразие  о каких предрассудках речь? Прежде чем одевать хиджаб, надо бы сначала узнать его смысл! Я не мусульманка, я православная, и я за целомудрие, скромность, сдержанность и чистоту! И я уважаю любых женщин которые так или иначе стараются такими быть и хиджаб носят они не  по принуждению как вы, это их культура, культура всех тех качеств которые я привела выше! Если у вас нет ничего внутри святого, то зачем насмехаться? Эта статья кощунство и пропаганда! Нужно ценить и уважать культуру и самобытность народов, особенно если она старается и хочет быть благочестивой!
iulia kolesnik
0
Я тоже не поддерживаю " сжечь без лишних церемоний". Зачем это? Статья о путешествии в другую страну., эмоции, знакомства с новыми людьми, природа. Это хорошо. Но делать выводы о чужой культуре не стОит.. Я так думаю.
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.