Как устроен ледокол

 

 

Может ли простой человек попасть туда, откуда все пути ведут только на юг? Может. Например, на ледоколе. Как устроены эти махины и что ждет путешественника на борту? Рассказываем.

 

Вот уже почти шесть десятилетий ледоколы осваивают просторы высоких широт, выдерживая суровую борьбу с полярными льдами. Первый атомный ледокол «Ленин» был введен в строй в 1959 году, а в 1977 году его собрат «Арктика» первым достиг крайней северной точки планеты. Сегодня России принадлежит пять находящихся в строю атомных гигантов: «Севморпуть», «Таймыр», «Вайгач», «Ямал», «50 лет Победы».

 

 

Зачем они нужны

 

 

В задачи ледокола входит обеспечение научных исследований, а также проводка кораблей по закрытому льдами морскому пути и поддержание жизнедеятельности полярных станций. Иногда даже спасательные операции случаются. Например, не так давно — в июне 2013 года — ледокол «Ямал» принимал участие в эвакуации дрейфующей научной станции «Северный полюс — 40». Выйдя из порта Мурманска 1 июня, через семь дней корабль достиг станции, а еще через четверо суток успешно завершил погрузку ее персонала и оборудования.

Арктические гиганты могут работать не только в суровых условиях Заполярья. Часто ледоколам приходится проделывать и путь через тропики, перемещаясь из Арктики в Антарктику и наоборот. При этом для прохода через теплые широты судно приводится в особый режим работы.

 

 

Как они устроены

 

 

Современный ледокол — настоящий город на воде. Его атомное сердце, состоящее из двух реакторов, позволяет подолгу находиться в автономном плавании, в полном отрыве от цивилизации. Порой экспедиции достигают по продолжительности нескольких месяцев. При этом ограничения автономного плавания скорее связаны с запасами провизии, по запасам же топлива такой корабль способен находится в море без какой-либо поддержки с берега до нескольких лет!

Мощь, прочность и масса заставляют толстый арктический лед подламываться под тяжестью корпуса ледокола, а за корпусом судна остается коридор чистой воды, по которому уже могут пройти не обладающие столь внушительным характеристиками суда. Мощность силовой установки огромна. Например, на ледоколе «50 лет Победы» она составляет 55 МВт, что эквивалентно 75 000 л. с.! — это как 75 современных танков или 430 обычных легковых автомобилей. Толщина внешнего корпуса ледокола «Ямал» составляет 30 мм. А в местах его соприкосновения с ледовой преградой — 46 мм, всего на полсантиметра меньше, чем длина спичечного коробка. Часто судно имеет двойной корпус для обеспечения прочности, внутри которого помещается водный балласт, способный, перемещаясь, поддерживать остойчивость судна. Сам же корпус разделен на отсеки. К примеру, на «Ямале» таких восемь.
Над черным силуэтом корпуса возвышается яркая надстройка. В белой мгле полярных широт именно она делает судно заметным. В передней части надстройки находится рулевой мостик — место, откуда происходит управление судном. На крыше можно заметить множество антенн для обеспечения спутниковой и радиосвязи, антенну локатора и других сложных приборов. На корме — вертолетная площадка, способная нести достаточно тяжелые транспортные вертолеты, к примеру Ми-8 или Ка-32. Еще одна немаловажная деталь для современного судна — экологический отсек, служащий для сбора всех отходов жизнедеятельности судна.

 

 

Как попасть на ледокол

 

 

Во время плавания на судне работает огромный коллектив. Например, «Ямал» рассчитан на экипаж из 107 человек и может принять на борт еще столько же пассажиров. Если вы не обладаете специальными знаниями, в команду попадете вряд ли. Однако начиная с 1989 года атомные ледоколы принимают на борт туристов и совершают арктические круизы. Немного, обычно около пяти в год. Вот в них может попасть тот, кто готов к приключениям.

 

 

Что ждет на борту

 

 

К услугам людей, находящихся на борту, будут все современные достижения техники. Удобные кают-компании, медицинский блок, сауна, библиотека, тренажерный зал, прачечная, бассейн с подогретой забортной водой, есть даже спортивный зал, где можно играть в волейбол (не такой большой, конечно, но все же). Есть телевидение и интернет. Домой тоже можно всегда позвонить — по спутниковому телефону (иные в высоких широтах еще не работают). Все это сделано для того, чтобы вдали от дома люди не чувствовали себя оторванными от окружающего мира, ну и, конечно, для того, чтобы всегда быть готовым к любой ситуации на борту. Суровые условия быта полярников середины XX века канули в Лету. Пропала ли приключенческая романтика? Нисколько!

За время круиза, который длится обычно около двух недель, путешественник может со всей полнотой проникнуться атмосферой и красотами Арктики и ее обитателей: китов, ластоногих, белых медведей. На борту судна есть вертолет, и туристы могут насладиться северными пейзажами не только с борта корабля, но и с воздуха. Маршруты судна, идущего в полярный круиз, могут быть разнообразными, однако, как правило, все они начинаются из порта Мурманска, далее судно следует к Северному полюсу, а затем к островам Заполярья: Земле Франца-Иосифа и Новой Земле. По окончании путешествия ледокол возвращается в Мурманск.
Стоит подобное путешествие не дешево — более двух десятков тысяч долларов. Впрочем, романтика — вообще бесценная штука.

 

Историю о суровых буднях ледоколов смотрите на киноэкранах осенью. 20 октября этого года в прокат выходит художественный фильм-катастрофа «Ледокол» об истории дрейфа судна «Михаил Сомов».

 

 

12
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Людмила Шаткова
Очень интересно! Как раз интересовала эта тема. Еще интереснее, что есть экскурсии. Вот только они, наверное, стоят бешеных денег?
Автору благодарность за статью
Юрий Пугачёв
0
Очень красиво! Эмоционально!
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.