Как покорялось небо

 

Кто стал первым пассажиром аэростата, как скука суворовского генерала повлияла на отечественное воздухоплавание и где полетать в России и за рубежом — рассказывает «Моя Планета».

 

Эра воздухоплавания началась с утки, петуха и овцы. 19 сентября 1783 года владельцы бумажной фабрики братья Жозеф и Этьен Монгольфье подняли в небо над Версалем трех животных. Транспортное средство имело форму шара, было изготовлено из холста, оклеенного бумагой, на веревках снизу крепилась корзина из ивовых прутьев. Под горловиной шара братья прикрепили небольшую жаровню с углями, которые, прогорая, выделяли теплый воздух и способствовали движению шара вверх. На высоте оболочку шара пробило, но воздух выходил медленно, так что невольные участники эксперимента отделались только стрессом.

 

Параллельно с братьями Монгольфье в Париже трудился другой изобретатель — физик Жак Шарль. Вместо воздуха он наполнял шары водородом, и те получили название по имени создателя — шарльеры. Взлетали они быстрее тепловых аэростатов, но управлялись хуже, а потому популярности не снискали.

 

 

Вообще 1783 год выдался богатым на события. В ноябре в небо на монгольфьере впервые поднялись люди: ученый Пилатр де Розье и аристократ маркиз д’Арланд. Надо сказать, король Людовик XVI категорически не желал рисковать жизнями благонадежных подданных и собирался отправить в небо двоих арестантов, приговоренных к смертной казни. Де Розье и д’Арланд возражали — негоже, чтобы в случае благополучного исхода в анналы истории оказались записаны имена отбросов общества. В итоге аристократы, вылетев из Булонского леса, через 20 минут приземлились на другом берегу Сены. В дальнейшем д’Арланд еще служил науке. А де Розье через два года погиб со своим спутником Роменом во время попытки пересечь Ла-Манш. Их шар загорелся и упал на скалы.

 

 

Исключительно от скуки

 

 

Поначалу полеты на воздушных шарах были сугубо развлекательным мероприятием, и Франция здесь шла впереди планеты всей. Француженки стали первыми из женщин, поднявшихся в небо. А парижский изобретатель Андре-Жак Гарнерен записал себя в анналы истории как первый человек, совершивший с аэростата прыжок с парашютом (1797 год). Он же «привез» воздухоплавание в Россию — правда, спустя 20 лет после начала эры покорения неба на воздушном шаре. Екатерина посчитала это баловством и запретила 4 апреля 1784 своим указом полеты аэростатов в России «под страхом заплаты пени 20 рублей в приказ общественного призрения и взыскания вреда, ущерба и убытка тем причиняемого», а вот Александр I допустил новые веяния в империю. Это был уже 1803 год, и стать первым пассажиром столь странного транспортного средства вызывался престарелый генерал от инфантерии Сергей Лаврентьевич Львов, прошедший суворовские кампании и жаловавшийся, по свидетельствам современников, на крайнюю скуку и отсутствие острых ощущений. Но и в небе «не ощутил ничего, кроме тумана и сырости, немного продрог — вот и все».

 

 

Время экспериментов

 

 

Со временем аэростаты стали использовать в практических целях. Это была первая военная «авиация», сбрасывавшая на осажденные города зажигательные бомбы. Это были «почтальоны», перевезшие несколько миллионов писем и депеш. С монгольфьеров ученые наблюдали за морскими течениями и исследовали атмосферу.

 

Эксперименты с шарами продолжались. К ним приделывали парус и пускали в движение по проволочным рельсам, натянутым на столбы. Их наполняли различными газами, наконец, приделали к ним мотор. В сентябре 1852 года французский изобретатель Анри Жиффар совершил первый управляемый полет на шаре с паровым двигателем, развив скорость в 11 км/ч.

 

Среди рекордов воздухоплавания немало и российских. В 1870 году было создано Русское общество воздухоплавания, а через пять лет появилась Кадровая военная команда воздухоплавателей. Рекорды ставятся и поныне. 23 июля 2016 знаменитый путешественник Федор Конюхов установил новый рекорд скорости кругосветного полета на воздушном шаре, преодолев свыше 34 900 км пути за 11 дней. Надо сказать, что до того успешных кругосветок на воздушных шарах было всего две: в 1999 году (20 дней) и в 2002 году (13 дней).

 

 

Где летать

 

Долина Луары, Франция

 

 

Когда-то здесь вершилась история Средневековья. Холмы и долины Луары, прорезанные водами реки и украшенные десятками величественных замков, входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Амбуаз, Азай-ле-Ридо, Шенонсу, Шинон, Монтбазон, Ришелье, Сомюр, Вилландри — все эти места неразрывно связаны с историей Франции и французских королей, девы-освободительницы Жанны д'Арк и великого ученого и живописца Леонардо да Винчи, который творил в имении Клу при замке Амбуаз, являясь придворным архитектором французского короля Франциска I. Кстати, совершить виртуальную прогулку по долине вы можете уже сейчас, посмотрев наши аэропанорамы: часть 1 и часть 2.

 

Информация: ballooning.fr.

Стоимость полета: от €179. Предоставляется русскоговорящий пилот. 

 

 

Каппадокия, Турция

 

 

Полет над «волшебными каминами» Каппадокии, когда предутреннее солнце расцвечивает перибаджалары в разные оттенки розового, — одно из сильнейших впечатлений путешественника в Турции. Мягкие туфовые столбы держат на себе тяжелые базальтовые шляпки. Истончаясь со временем, они делают пейзаж все более нереальным. В окрестных скалах еще с дохристианских времен сохранились целые подземные города — с монастырями, жилыми помещениями и загонами для скота. Национальный парк Гереме и пещерные поселения Каппадокии входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Информация: cappadociavisit.com.

Стоимость полета: от €100.

 

 

Масаи Мара, Кения

 

 

Весь огромный мир африканской саванны, живущий по законам дикой природы, можно увидеть, проплывая на аэростате над парком Масаи-Мара в Кении — вас ждут слоны и бегемоты, страусы и жирафы, львы и леопарды, а также многочисленные копытные. Парк назван в честь племени масаи, проживающего на этой земле, и по реке Мара. На юге он переходит в национальный парк Серенгети в Танзании. Именно отсюда в середине лета почти 1,5 млн гну следуют в Кению в поисках более свежей травы, а в сентябре-октябре возвращаются обратно. Миграция гну — особенность этих мест, на сафари сюда приезжают со всего света, но с воздуха наблюдать за животными безопаснее и интереснее.

 

Информация: governorscamp.com.

Стоимость полета: от $150.

 

 

Лондон, Великобритания

 

 

Если вы, подлетая к британской столице, не до конца насладились видами Гайд-парка, Кенсингтонского дворца и Темзы, добро пожаловать на борт воздушного шара. Аэростаты стартуют со стоянок у моста Воксхолл-Бридж и Тауэра на рассвете по вторникам, средам и четвергам с мая по август.

 

Информация: tourism-london.ru.

Стоимость полета: от £250.

 

 

Россия: Переславль-Залесский, Великие Луки, Ростов Великий, Кунгур

 

 

Июнь-июль — время ранних рассветов, поздних закатов и медитативных полетов. Каждый год в Переславле-Залесском, Великих Луках и Ростове проводятся соревнования аэростатов. За полетами можно наблюдать с видовых точек города, а еще лучше — оказаться в корзине аэростата самому. Деревенские домики с высоты 100 м приобретают совершенно другой объем, так же как излучина реки, стога сена в поле, автомобили на шоссе и люди, машущие внизу руками. Даже машинист поезда, завидев в небе разноцветные шары, дает длинный протяжный гудок.

 

В последний день таких фестивалей традиционно проходит праздник свечения аэростатов. В сгустившихся сумерках огромные шары то приподнимаются над землей, то опускаются. От них пышет жаром. Иногда ветер качает купола, и тогда над трибунами проносится общее «ах!».

 

Особняком стоит фестиваль «Небесная ярмарка Урала», который проводится в конце июня в старинном уральском городе Кунгуре Пермского края. Аэростаты здесь делятся на команды, и пока пилот управляет, штурман прокладывает маршрут, а заодно выполняет роль стрелка — специальными лентами с грузом «поражает» цели: стадионы, мосты, пляжи и другие аэростаты (если получится). Туриста «со стороны» берут судьей — ответственное дело!

 

Информация: на сайтах городов-организаторов.

Стоимость полета: от 7000 руб.

 

 

Полезные советы воздухоплавателям
  1. Наверху всегда прохладнее, чем на земле. Но вы этого не заметите, так как от горелок пышет жаром. Зато вам наверняка захочется пить, так что захватите с собой бутылочку воды без газа.
  2. Вам нужна будет удобная закрытая обувь — то, что сверху видится просто полем с люпинами, при приземлении окажется травой в человеческий рост.
  3. Вас не будет беспокоить ветер, так как шар летит со скоростью ветра.
  4. Если вы летите на шаре в первый раз, готовьтесь к посвящению. Как это происходит, рассказывать не будем. Но это здорово!
11
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.