Исландия: вулкан Гримсвотн

 

Вулкан Гримсвотн — не совсем обычный вулкан. Вы не увидите в этом репортаже выбросов магмы на огромную высоту и потоков раскаленной лавы, стекающих в океан, хотя Гримсвотн выбрасывает в день в десятки-сотни раз больше пепла, чем всем известный Эйяфьядлайекюдль. AirPano, рискуя жизнью оператора, засняло извержение этого вулкана.

 

Его необычность в том, что он скрывается под огромной ледяной шапкой около 500 м толщиной. К тому же на вершине вулкана находится кальдера — огромная чаша, и она тоже заполнена льдом. Площадь этой чаши, или ледяного озера, составляет 35 км². Во время извержения лед начал таять. Извержение растопило ледяную шапку в кальдере, и сейчас там скопилось большое количество воды, фактически появилось новое озеро, посреди которого находится конус. Из-за того что Гримсвотн покрывал ледник, во время извержения произошел паровой взрыв, похожий на взрыв парового котла. Поэтому высота выброса пепла и пара достигала такой большой высоты — 15–20 км.

До Гримсвотна можно добраться на вертолете или суперджипе. Это сильно поднятая с большими широкими колесами машина, распространенная в Исландии. Удовольствие не из дешевых, тем более если в качестве шофера тебе дают бывшего чемпиона Исландии по ралли — Оскара.

Мне настоятельно рекомендовали не ехать одному и взять кого-нибудь в компанию (позже я понял почему...).

Выехали мы в 8 часов вечера, чтобы к закату быть в горной местности, а на рассвете стоять у кратера вулкана. Первые два часа дорога была хорошо асфальтирована, потом началась гравийка, стали появляться снежные участки и ледяные поля. Чемпион гнал 80 км/ч, ни на что не обращая внимания, только приспустив давление в шинах. Наконец я осознал, что на своем московском джипе я сюда бы точно не сунулся.

После не очень красочного заката мы начали подъем на ледник, в западной части которого находится наш вулкан. В Исландии уже вовсю белые ночи, и продолжительность темного времени суток всего-то три с половиной часа, так что от заката до рассвета было мало времени, а впереди лежал самый большой в Европе ледник!

Надо сказать, что исландские ледники не похожи на стандартные, изрезанные трещинами ледяные поля Патагонии или Антарктиды: здесь ледник покрыт толстым слоем снега, сглаживающего поверхность, и можно легко передвигаться на суперджипе.

Но... только не сегодня. Как объяснил, чертыхаясь, Оскар, выпавший пепел покрыл лед не совсем равномерно. Там, где выпал тонкий слой пепла — солнце сильно нагревает его и быстро плавит поверхность льда; если же пепловый слой более 10 см — это, наоборот, хорошая термоизоляция. Короче, о спокойной дороге на эти 40 км в длину и 1 км в высоту пришлось позабыть, трясло и качало машину так, что, когда водитель объявил, что мы у Гримсвотна, я просто вывалился из джипа.

Его представление «около» соответствовало канонам исландского понятия «безопасность» — кратер виднелся километрах в двух. С такого расстояния сферические панорамы не делают, поэтому я вступил в дискуссию с Оскаром, предлагая ему разные варианты развития событий: подъехать к кратеру справа, слева или сзади. Спереди был обрыв метров 500, и я не стал настаивать на этом варианте.

Мне молча вручили бинокль и сказали заветное слово «кракс», то есть «трещины».

Оценив, что сзади и слева 10-метровые обрывы, не слишком преодолеваемые даже гипермегаджипом, я настоял на попытке приблизиться с южной стороны.

Оскара было не узнать: они с джипом подкрадывались к кратеру почти ползком, пробуя на ощупь каждый метр поверхности. В какой-то момент водитель указал на дымки серных испарений, вырывающиеся из-под пеплового слоя на растаявший снег, ткнул в пару провалов на поверхности, в которые мы с джипом легко бы поместились, и встал как вкопанный. Оставалось не более 500 м.

В качестве напарника у меня был исландец украинского происхождения Максим. Обвязавшись для страховки веревкой, мы двинулись с ним в путь. Идти было тяжело — гораздо хуже, чем по песку, так как пепловый слой проваливался под ногами сантиметров на 10.

Около первой же трещинки сантиметров 50 в ширину и столько же в глубину, из которой вырывался противный сернистый дым, Максим замер. Я перепрыгнул и пошел дальше.

Веревка натянулась.

Пришлось объяснить Максиму, что в отсутствии видимости кратера вулкан снимать бесполезно и проще было вообще не ехать, а спокойно пить пиво в Рейкьявике... Я напомнил, что он идет сзади и меня страхует, так что пусть просто шагает по следам... Не без сопротивления, но рано или поздно я оказался на маленьком пятачке над кратером. До рассвета оставалось полчаса.

Затем прошло пять часов в ожидании единственного момента, когда солнце наконец осветит маленький кратер в центре озера.

Опять раздался грохот: оказалось, края большого кратера состоят из пепла со льдом и выбросы время от времени происходят не из главного жерла, а как-то сбоку, то слева, то справа от меня. В результате кусок стены шумно сваливается в воду, а там, где он был, происходит мощный пепловый выброс.

Когда после очередного обвала 100-метровой глыбы льда ветер донес обильные серные испарения из трещины по соседству, я внимательно оценил площадку, на которой находился, и решил срочно отползать...

Полез наверх, к машине, но на полпути опять выглянуло солнце, и я вздохнул, бросил штатив, рюкзак, взял с собой только две камеры и побежал обратно к обрыву.

 

Текст и фото: Дмитрий Моисеенко

9
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Ягодка Волчья
1
Фотографы - Психи...
Светла Багинска
0
Согласна! И я - одна из них😉
Максим Белоусов
1
Мне лично ужасно понравилось.
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.