Хиджры: не такие, как все

 

Хиджры, каста гермафродитов от рождения, — одна из наиболее противоречивых тем современной Индии. Каково это, быть не таким, как все, в обществе, где правила и традиции не меняются уже около 2000 лет?

 

 

Их считают проклятыми, но при этом принимают их благословения, они находятся на самом дне индийского общества, однако представители самых высших каст обращаются к ним за услугами. Их часто можно видеть в поездах, около дорог, просящими милостыню. Они подходят только к мужчинам и сопровождают свои просьбы характерным похлопыванием ладони о кулак, а в случае отказа обнажаются, чего очень боятся индусы, так как это считается большим позором.

 

 

Симран родилась одновременно мальчиком и девочкой. Ее семья, в которой она была третьим ребенком, принадлежала к высокой касте воинов-кшатриев, и, конечно же, родители скрывали ее особенность от всех. Семья не приняла ее такой, как есть; особенно жестоким был отец, для которого произошедшее было бесчестьем и трагедией. До 12 лет Симран носила одежду мальчиков и пыталась им быть, ходила в школу, пытаясь притворяться, что все в норме.

 

Индийское общество очень регламентировано, и, несмотря на кажущуюся свободу, индусы связаны общественными рамками, обязательствами, традициями, которые фактически контролируют всю их жизнь. Быть исключенным из общества — значит, быть обреченным жить в нищете и, что самое невыносимое, одному и без семьи. Само общество разделено на касты, и те, кто оказывается исключен из этого общества, образовывают свою касту. Каста хиджр, то есть гермафродитов, известна с древнейших времен: считается, что на них лежит проклятие, но одновременно с этим иногда это проклятие — благословение. Например, хиджры приглашаются на все крупные праздники, такие как рождение ребенка, чтобы благословить его.

 

Как-то ночью, когда Симран было 12 лет, родители вышвырнули все ее вещи и выгнали из дома. Осознав, что она никогда не сможет быть такой, как все, они таким образом решили проблему. Два года она жила в трущобах Дели, попрошайничала и собирала монеты, спала на автобусной остановке. Как-то раз она встретила такую же, как она. На остановку пришла Маниша, которая была главой одного из сообществ хиджр в Дели. Случайно встретив маленького ребенка, Маниша позвала ее к себе в дом, где жила со своим мужем. С тех пор жизнь Симран изменилась — она стала частью общества, где ее принимали.

 

 

Как становятся хиджрой? Всегда ли это от рождения? Говорят, что хиджры узнают, когда в семье рождается такой ребенок, и приходят за ним, а родители обычно не против его отдать. Бывает и так, как произошло с нашей героиней, когда случайная встреча определяет, выживет ли хиджра благодаря поддержке таких же, как она. А бывают и другие истории, которые обычные индусы рассказывают о хиджрах. Например, привлекательный мужчина попадает в дом хиджры, где ему подсыпают снотворное, после чего происходит небольшая операция, и он — один из них. Это, конечно, больше похоже на страшную историю, но это по крайней мере отлично объясняет, почему мужчины боятся хиджр как огня.

 

Совершенное существо, не мужчина и не женщина, в глазах таится неземной свет, что-то сильное, что позволило ему выжить среди всего этого хаоса, убивающего любую альтернативу личности.

 

Это что-то наподобие агхори, когда внешними кнутами полностью ломается личность. Это что-то настолько необычное и прекрасное, что-то за пределами обычного понимания. Это не сексуальность и не извращение. Это целостность, когда человек сам себе отец и мать, муж и жена, он целостный. Когда бог создавал человека, человеком было то, что еще не разделялось на Адама и Еву. После разделения Адам стал Адамом, Ева — Евой, до разделения это был человек.

 

 

Хиджры живут в общинах таких же, как они, в особых домах. Все имущество и деньги хиджр — общее, а то, каким образом каждый хиджра зарабатывает деньги, определяется согласно его статусу, начиная от исполнения религиозных обрядов, что является самым престижным, и заканчивая попрошайничеством и проституцией.

 

Любое действие равно противодействию — этот закон, видимо, работает везде. Подавляя свою сексуальность в обычной жизни, соглашаясь на брак по договору с нелюбимым и порой даже незнакомым человеком, индусы высвобождают ее за закрытой дверью, в темных уголках, где никто никогда не увидит то, что они хотят на самом деле, где никто не осудит. Поэтому хиджры — объект сексуальных желаний многих мужчин и не только. Не только мужчины не получают в обычной жизни того, что им нужно. Женщины также обращаются к хиджрам.

 

Любое проявление сексуальности в Индии табуировано, даже муж и жена на людях не держатся за руку, не говоря уже о том, что не целуются. Что же говорить про гомосексуализм, который традиционными индусами не только не принимается, но и не обсуждается. Эти темы находятся традиционно за закрытыми дверьми.

 

 

У Симран есть возлюбленный. Он — зажиточный индус лет 40, у него есть семья и дети. Когда-то давно родители женили его по договору, но жену он так и не полюбил. Он начал обращаться к хиджрам, чтобы получить то, чего он не получал в семейной жизни, когда он встретил Симран. Это было шесть лет назад, с тех пор они вместе. К слову, отец Симран тоже пользовался услугами хиджр.

 

Удивительно, на какую любовь способен этот человек. Пройдя через все сложности, через нищету, сексуальные домогательства отца, отречение семьи, продажу себя за деньги, СПИД, ее/его душа не почернела и не очерствела. Ей всего 25 лет, а кажется, что уже за 50.

 

 

Когда смотришь на свет, исходящий из ее глаз, и видишь, насколько она влюблена в своего индуса, а он влюблен в нее, становится совсем непонятно, что в этом мире уродливо — брак без любви, совершенно селекторный, отвечающий каким-то марксистским догмам о капитале и размножении, произведении новой рабочей силы в виде потомства, или что-то якобы противоестественное, когда два человека любят друг друга. Серьезно, без пропаганды или осуждения, не для публикации. Может быть, мы мало видели в этой жизни, чтобы судить об этом? Почему большинство соглашается на заурядную жизнь, где все «каха-каха», так себе — ни смысла, ни действий, ни любви. Так страшно выйти за грань, как будто выплыть за линию горизонта и провалиться в пропасть, но давно пора понять: мир — круглый, а за гранью только свет, яркий ослепляющий свет настоящего, свободного тебя, без страха, переступившего через страдания и эго.

 

Может быть, это имеют в виду мудрые индусы, когда говорят, что хиджры прокляты, но одновременно принимают их благословения?

 

Страница Марии Вдовкиной во «Вконтакте» — vk.com/myasiatour.

43
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Андрэ М
2
И снова, более чем здорово! Спасибо!
Юлия Жук
4
Прекрасная, хорошо написанная статья! Нужно советовать к прочтению всем гомофобам!
Сергей Саблин
Хороший, качественный материал открывающий новую сторону Индии! Благодарю Вас!
TurCanary Роман
4
Н-да... думал это сказки. Удивляет матушка-природа.
Дуня Бобрышева
Замечательная статья, интересная и очень хорошо написана.
Евгения Лис
8
не знаю, кто что подавляет, но мальчиков и мужчин, которые держаться за ручки, обнимаются и нежничают друг с дружкой, в дели полно. ни одного женского лица на фотографиях, все мужские, что говорит о соответствующем гормональном фоне. кто-то проверял их гермафродитизм или эта красивая история для прикрытия определенных наклонностей? если кто-то считает обман типа брака без любви уродливым (хотя многие специалисты джйотиш считают любовь в браке действительно не самой удачной связующей силой, т.к она непостоянна и изменчива, а строить прочное вечное нужно на более высоких ценностях), давайте и в этой ситуации будем честными?
Мария Вдовкина
Спасибо за комментарий! Одно маленькое замечание - "держание" за ручку - это знак проявления дружбы, который не несет никакого сексуального подтекста. Индийцы вообще более "горячий" народ, проявляющий свои положительные эмоции по отношению друг к другу в большей мере, чем мы. Про остальное - это, действительно, вопрос точки зрения.
Miguel Kapperwood
1
Что конкретно подразумевается под гермафродитизмом, применительно к объектам данной статьи? На фотографиях - накрашенные мужики в женской одежде.
Басыйр Ганиев
-1
Сергей Саблин, вы так говорите, что клуб только для "таких") отнюдь.
Крым действительно наш, и этим нужно гордиться.
На фото я тоже вижу мужиков в женской одежде, это не нормально. Насколько я знаю, "такими" становятся после акта насилия в детстве. Это замкнутый круг
Мадам Грицацуева
Истинный гермафродитизм явление очень редкое.
Хиджра - это явление культурное.  И самое бессмысленное - судить о чужих традициях, не понимая их сути. Весь фрейдизм идёт мимо, т.к. основан на европейской мифологии.
Мадам Грицацуева
Ну, и этот Симран, конечно, наплёл автору с три короба. Особенно про всякие несчастья, хотя, конечно, жизнь не сахар...
Анатолий Сутулов
Ездил в поездах по Индии в феврале - марте этого года. Порой заходили в вагон, обычно парами, непонятные люди. Мужеподобные, одетые в национальную женскую одежду Своё появление они анонсировали громким хлопком в ладоши. Молча, с протянутой рукой, но довольно требовательно ждали подаяния от мужчин. Некоторые давали. Ко мне, как к иностранцу, не обращались. Я спросил у соседа индуса: "кто эти леди?" Он объяснил мне, если я правильно понял, что это люди занимающиеся проституцией и связываться с ними опасно, могут "обчистить". Сожалею, что не рискнул  сфотографировать их, полагая, что это им может не понравиться. Хотя путешествуя много фотографировал. Можете посмотреть мои альбома на моей странице в Фейсбуке.
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.