Городской транспорт вне города: междугородные трамваи и троллейбусы

Трамваи и троллейбусы традиционно ассоциируются с городским общественным транспортом. Детища отца немецкой электротехники Эрнста Вернера фон Сименса, благодаря дешевой электрической тяге, значительно выигрывают по себестоимости перевозок и экологичности у дизельных автобусов и маршрутных такси. Но далеко не везде трамваи и троллейбусы перевозят пассажиров в пределах городских границ. Есть маршруты, которые связывают между собой отдельные города и даже страны.

 

 

Вдоль Бельгии на трамвае: Береговой трамвай

 

 

В начале XX века в Бельгии существовала самая масштабная в мире сеть трамвайных путей, которые называли местными железными дорогами. Трамваи приводила в движение паровая машина, и с изобретением электротяги из более чем 5000 км линий было электрифицировано менее трети. К настоящему времени остался лишь один реликтовый маршрут протяженностью 67 км, который считается самым длинным в мире.

Знаменитый Береговой трамвай за два с половиной часа пересекает почти всю Бельгию вдоль побережья Северного моря: от границы Нидерландов до границы Франции. На линию, как бусы на нитку, нанизаны главные морские курорты страны, по улицам которых проезжает трамвай и соединяет их с крупнейшим городом побережья Остенде. Всего маршрут насчитывает 68 остановок, и большая его часть проходит вдоль песчаных дюн. В самом Остенде линия построена на дамбе, и из окон трамвая открывается вид на Северное море.

 

Немецкие трамваи-поезда: на трамвае во Францию

 

 

Свое наибольшее распространение трамвайные сети получили в первой половине XX века, но с началом стремительной автомобилизации после Второй мировой войны многие линии были демонтированы. Настоящий ренессанс произошел в конце XX века, когда для городской транспортной политики приоритетным стал не личный, а общественный транспорт, а для самих трамваев стало возможным передвигаться по железнодорожным линиям наравне с грузовыми и пассажирскими поездами.

Первая система, позволяющая городским трамваям использовать инфраструктуру железных дорог, появилась в 1992 году в немецком городе Карлсруэ и связала его с соседним городом Бреттен. Трамваи на подобных линиях могут работать как от постоянного тока (трамвайной контактной сети), так и от переменного (железнодорожной сети), сочетая в себе и маневренность при достаточно высокой скорости.

Самым популярным маршрутом трамвая-поезда стала международная линия, соединившая немецкий город Саарбрюккен и французский Саргемин. Ежедневный пассажиропоток между городами был настолько интенсивным, что власти решили заменить междугородные автобусы скоростными трамваями-поездами. Длина этого маршрута в настоящий момент составляет более 33 км и насчитывает 34 остановки, при этом сеть постоянно развивается.

 

 

На границе трех государств: международный трамвай Базеля

 

 

Из двух действующих в мире международных трамвайных линий вторая расположена в швейцарском Базеле. Благодаря географическому положению города на границе Германии, Швейцарии и Франции городская трамвайная сеть когда-то обслуживала территорию сразу трех государств. К настоящему времени осталась лишь одна линия, соединяющая Базель с французским кантоном Лаймен. Длина маршрута составляет 16 км и включает 21 остановку. Примечательно, что вагоны трамвая делятся на классы по уровню комфорта. До недавнего времени в Базеле активно обсуждалась реконструкция трамвайных линий, которые бы снова соединили Швейцарию и Германию, но их строительство было остановлено из-за финансового кризиса.

 

 

Междугородные трамваи Верхней Силезии

 

 

В Польском воеводстве Силезия действует крупнейшая в мире междугородная трамвайная сеть, соединяющая сразу 13 городов. Высокоурбанизированый промышленный район с центром в Катовице пронизывают 38 трамвайных маршрутов, общая протяженность которых превышает 300 км. Начало сети было положено еще в 1894 году с открытием узкоколейной линии от Бытома до Вельке-Пекары. В первой половине XX века шло интенсивное строительство линий между отдельными городами, а в 1940 году было принято решение объединить все маршруты в единую систему, которая используется и по сей день. На некоторых маршрутах до сих пор можно встретить раритетные трамваи с деревянными скамейками.

 

 

На троллейбусе — к морю!

 

 

В отличие от европейских стран, на постсоветском пространстве больше распространены не трамвайные, а троллейбусные линии. Троллейбусные системы существуют в городах большинства стран СНГ, а системы Москвы и Минска являются крупнейшими в мире. При этом сохранились и уникальные междугородные маршруты.

Наибольшее количество сетей междугородного троллейбусного сообщения расположено в восточной части Украины, но к настоящему времени движение сохранилось лишь на нескольких маршрутах. Самая протяженная междугородная линия действует вдоль южного побережья Крымского полуострова. Маршрут длиной 86 км от Симферополя до Ялты был открыт в 1961 году после неудачной попытки строительства железнодорожной линии в сложных горно-геологических условиях Крыма. С тех пор Крымский троллейбус ежедневно преодолевает Ангарский перевал и связывает цепочку курортов вдоль Черноморского побережья. Весь путь занимает около трех часов и, несмотря на конкуренцию маршрутных такси, Крымский троллейбус до сих пор пользуется популярностью у туристов и местных жителей как символ полуострова.

 

 

Междугородные троллейбусы Центральной Азии

 

 

Единственный действующий троллейбусный маршрут Узбекистана также является междугородным. Эта уникальная троллейбусная линия Средней Азии имеет длину более 30 км. Троллейбусная система, открытая в 1997 году, соединяет города Ургенч и Хиву, которые когда-то поочередно были столицами Хивинского ханства. Еще две междугородные троллейбусные линии ранее соединяли города Ферганской долины, но не так давно были закрыты. По причине постоянных перебоев с электричеством ранее также была закрыта линия между древнейшим центрально-азиатским городом Худжанд и поселком Гафуров в Таджикистане.

13
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Андрей Старинин
0
Интересный обзор. Знал только про троллейбус в Крыму.
Ирина Якимова
0
Еще есть трамвай от Гаги к морю ;)
Ирина Якимова
0
А в Базеле скоро буду )))
Алексей Мисливский
В Узбекистане троллейбус современней чем в Краснодаре!
Irina Kul
0
Скоро трамваем соединят Женеву и приграничную Францию (сейчас маршрут из Женевы заканчивается прямо на границе)
Темур Алиев
0
"Ранее также была закрыта линия между древнейшим центрально-азиатским городом Худжанд и поселком Гафуров в Таджикистане." Я даже не знал, что закрыли, оч жаль, не плохой маршрут был.
Сергей Наклескин
Интересно, а есть ли трамваи в Барле? Если есть, то они будут пересекать границу каждые десять секунд!
Виктория Носова
0
Здорово! Спасибо за интересуют информацию. Достаточно часто бываю в Бельгии, в следующий раз обязательно попробую прокатиться!!
Екатерина Лев
0
А еще есть трамвай в г.Мозырь (Беларусь), он соединяет город и Мозырский нефтеперерабатывающий завод,Основные пассажиры — работники НПЗ и жители пригородных населённых пунктов, через которые проходит трамвай. Длина маршрута около 20 километров, которые трамвай проходит за 40 минут. Утром в сторону завода, а вечером в сторону города трамвай идёт без остановок в пригородной зоне. Трамваи работают без кондукторов - оплата водителю на остановке. На линии встречаются контролёры.
Игорь Якименко
0
Не знал про троллейбусы в Узбекистане!!! Хотя сам от туда родом) Спасибо за статью!
Усмон Исмонов
0
Да все из за перебоев электричество, но власти говорят что восстановят маршрут Худжанд-Гафуров, кто знает когда это будет (((
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.