Горная болезнь

 

Мыс, у которого сталкиваются воды Тихого и Атлантического океанов, ставший печальным пристанищем для сотен кораблей, был открыт голландскими мореплавателями 29 января 1616 года. Край необитаемой земли, скрытый от глаз туманами и завесами снега. Точка на карте, которая уже несколько веков манит к себе любителей приключений. Мыс Горн. Самые интересные факты о тех, кто «сделал это», — в обзоре «Моей Планеты».

 

 

мыс Горн, мореплаватели, легенды, кораблекрушения

 

Мыс Горн (55°58′47″S 067°16′18″W / 55.97972°S 67.27167°W / –55.97972; –67.27167) — самая южная точка архипелага Огненная Земля, омываемая водами пролива Дрейка, разделяет Тихий и Атлантический океан в водах пролива. При этом мыс не является самой южной точкой Южной Америки — ближе к Антарктиде расположены острова Диего-Рамирес.

 

Своей легендарностью мыс Горн во многом обязан климату местности, где он расположен. Близость к Южному полюсу обеспечивает среднюю годовую температуру около 50 С°, средняя скорость ветра — 30 км/ч (или 8,33 м/c), порывы до 100 км/ч (28 м/c) случаются постоянно в любое время года. Вероятность попасть в шторм у мыса летом составляет 5%, зимой — 30%. Высота волн в проливе Дрейка иногда достигает 30 м, а между волнами могут скрываться айсберги. Прибавьте к этому дожди и снег 278 дней в году, а значит, и плохую видимость — и вы поймете, почему окрестности Горна стали кладбищем для нескольких сотен кораблей.

 

 

Причем тут Дрейк?

 

мыс Горн, мореплаватели, легенды, кораблекрушения

 

Один из вариантов истории обнаружения мыса гласит, что в 1578 году к островам архипелага штормом вынесло корабль сэра Фрэнсиса Дрейка, который шел в Тихий океан по пути Магеллана. Знаменитый придворный пират якобы видел место, где суша уступала место большому водному пространству между Америкой и Южным континентом. Моряки из команды Дрейка возражали, что ничего такого не видели, но пространство к югу от последнего стало носить его имя. Впрочем, некоторые испаноязычные источники утверждают, что пятьюдесятью годами раньше шторм так же занес к югу от Магелланова пролива корабль испанца Франсиско де Ночеса и тот вроде бы тоже видел море, простирающееся за островами Огненной Земли. Поэтому на некоторых картах территория, где сближаются два континента, именуется морем Ночеса.

 

 

Пиратские привилегии

 

мыс Горн, мореплаватели, легенды, кораблекрушения

 

В честь других пиратов не называли проливов, но те из них, кто обогнул мыс Горн, имели привилегии — могли носить в левом ухе золотую серьгу, имели право в портовых кабаках на одну бесплатную кружку спиртного. Высочайшей привилегией обедать с поднятыми обеими ногами при этом пользовались лишь герои, миновавшие и Горн, и мыс Доброй Надежды.

 

 

Рождение Горна из Хоорна

 

мыс Горн, мореплаватели, легенды, кораблекрушения

 

Первая задокументированная встреча мореплавателей с мысом случилась в 1616 году, когда голландский капитан Виллем Шоутен доплыл до оконечности последнего из островов Огненной Земли в поисках пути в Тихий океан, который должен был стать альтернативой «приватизированному» голландской же Ост-Индской компанией Магелланову проливу. Остров и мыс были названы в честь родного города голландца — Хоорна (так же называлось и второе судно экспедиции, сгоревшее во время плавания).

 

 

Прообраз Робинзона Крузо

 

мыс Горн, мореплаватели, легенды, кораблекрушения

 

Английский корсар Роджерс обогнул мыс Горн и вернулся в Англию с Александром Селкирком на борту. Последний стал прообразом Робинзона Крузо, который провел пять лет в одиночестве на острове Хуан-Фернандес в Тихом океане.

 

 

Посылка Бигля

 

мыс Горн, мореплаватели, легенды, кораблекрушения

 

Точное географическое положение мыса и островов вокруг него было точно определено только в 1830-х — благодаря экспедиции Роберта Фицроя на бриге «Бигль». Капитан сам взошел на вершину острова Горн и оставил там подтверждение своего визита — эту посылку из прошлого с монетами и другими мелкими металлическими предметами в 1989 году нашли офицеры чилийских ВВС, и сейчас она находится в музее в Вальпараисо.

Фицрой уплыл с родным берегам с четырьмия аборигенами — яганами на борту. Трое выживших были представлены английской королевской чете и пользовались в Британии большой популярностью, пока все тот же капитан Фицрой не вернул их обратно на Огненную Землю. На обратном пути им пришлось общаться с безгранично любопытным пассажиром «Бигля» — молодым ученым по фамилии Дарвин, который, прибавив к впечатлениям от разговоров с яганами немало уникальных образцов и сведений, составил свой труд «Происхождение видов».

 


    Рекордсмены-одиночки      Первым моряком-одиночкой, бросившим вызов мысу Горн, был 21-летний норвежец Альфон Хансен. Выйдя из Осло в 1932 году, он обогнул Европу, остановившись в нескольких портах, затем пересек Атлантику, прошел Южную Америку и вышел в Тихий океан через мыс Горн. Норвежцу не удалось завершить плавание, его яхта разбилась у берегов Чили.      В 1942–1943 годах аргентинец Вито Дюма обогнул мыс во время плавания вокруг Антарктиды. Дюма, до этого уже совершивший переход через Атлантику, прошел все «ревущие сороковые», сделав только три остановки за 14 месяцев пути. Его двухмачтовая яхта не была оборудована мотором и современным навигационным оборудованием, моряк даже не взял с собой радио, чтобы не сойти за шпиона (впрочем, в условиях военного времени его все равно несколько раз задерживали и допрашивали в пути). Чтобы не замерзнуть, ему пришлось набивать одежду газетами. Впрочем, 40 лет спустя, в 1982–1984 годах, вышедший на пенсию профессор географии Марвин Кример из Нью-Джерси совершил кругосветку даже без компаса.      Первой женщиной, в одиночку обошедшей вокруг света под парусом и обогнувшей при этом мыс Горн, стала Наоми Джеймс (в 1977–1978 годах). Плавание длилось 272 дня.

 

Гонка вооружений

 

В 1960 году кругосветное плавание со стартом в Нью-Йорке и проходом мыса Горн совершила американская подводная лодка «Тритон». За 60 дней плавания субмарина только единожды поднялась на поверхность — у берегов Уругвая. Не желая мириться с успехом ВВС США, в 1966 году мыс Горн на глубине 70 м форсировали две советские атомные подводные лодки «К-116» и «К-133». Они также совершили кругосветное путешествие, отправившись в плавание от Кольского полуострова через Атлантику и пролив Дрейка к берегам Камчатки, при этом им удалось ни разу не подняться на поверхность за время пути. В своих воспоминаниях о прохождении мыса Горн подводники отмечали, что даже на глубине в проливе Дрейка чувствовали сильную качку и с трудом представляли себе волны, поднявшиеся над ними в месте встречи Тихого океана с Атлантикой.

 

 

Братство горнистов

 

Жажда обмена незабываемыми впечатлениями от прохождения сурового мыса Горн породила целую культуру «горнистов» — сообщество капитанов, покоривших пролив Дрейка. В 1937 году в одном из французских портов было основано Братство капитанов дальнего плавания, прошедших мыс Горн. После вступления в этот своеобразный профсоюз капитанов и офицеров из других стран в середине века организация прибавила к своему названию определение «международный». В 2003 году она фактически распалась, поскольку большинство учредителей к тому времени умерли. Однако аналогичные общества существуют в отдельных странах и по сей день. В 1992 году представители Братства из Чили установили на мысе композицию в виде парящего альбатроса — памятник морякам, погибшим в водах у Горна. В 2010 году на мысе появился еще один монумент — неутомимый путешественник Федор Конюхов установил там привезенный из Бобруйска деревянный крест в память о погибших странниках.

5
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.