Франция: замки Луары, часть первая

 

Стены замков долины реки Луары помнят столько любовных драм, что могут соперничать с самим Парижем. Вместе с AirPano мы рассказываем о некоторых из них.

 

Старинные замки входят в число наиболее знаменитых достопримечательностей Франции. На Земле не найдется, пожалуй, ни одного человека, который не слышал бы про Лувр — королевский замок в Париже, перестроенный во дворец и ставший впоследствии музеем, или про замок Иф — бывший военный форт и место заточения легендарного графа Монте-Кристо.

Однако во Франции насчитываются десятки других подобных сооружений, каждое из которых имеет удивительную историю и яркую архитектуру. Особенно интересны замки, расположенные в долине реки Луары: их здесь так много и они столь великолепны, что весь 300-километровый участок долины, простирающийся от Сюлли-сюр-Луар до Шалон-сюр-Луар, внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Большая часть замков Луары была возведена в Средние века, но перестроена позднее, в эпоху Возрождения, когда эту местность для своего проживания облюбовали французские короли. В годы Первой мировой войны некоторые замки использовались как военно-полевые госпитали. А во время Второй мировой войны, несмотря на то что через замки проходила демаркационная линия, разрушены они не были — и теперь мы можем в полной мере оценить их величие.

Начнем наше виртуальное путешествие с замков, чья судьба связана с женскими именами. Это, например, Шенонсо, расположенный около одноименной деревни в департаменте Эндр и Луара. В народе он зовется «дамский замок» неслучайно.

С XIII века на этом месте находилась военная крепость, но спустя два столетия земли были выкуплены королевским придворным Томасом Бойе, который решил разрушить старые постройки, чтобы возвести новое сооружение. Строительством при этом занималась его жена: сам Томас, входящий в свиту короля, постоянно отсутствовал.

В середине XVI века замок был экспроприирован в пользу Франциска I, которому нравилось наведываться туда вместе со своими приближенными. В их числе был его юный сын, будущий король Франции Генрих II, а также видная придворная дама Диана де Пуатье.

История Генриха и Дианы является одной из наиболее известных в мире историй любви (ей, в частности, посвящен роман Александра Дюма «Две Дианы»). Их первая встреча состоялась, когда будущему королю было 6 лет: 25-летняя красавица поцеловала мальчика, и он решил навеки стать ее рыцарем. Даже женившись на Екатерине Медичи, Генрих II не забыл о своей страсти и, несмотря на 19-летнюю разницу в возрасте, продолжал осыпать Диану знаками внимания. В числе многочисленных даров ей достался и замок Шенонсо, притом вопреки всем существующим законам о собственности.

Диана оказалась достойной хозяйкой: в 1551 году она начала работы по благоустройству владения, включавшие перепланировку парка и фруктового сада. Она также заставила промерить глубину реки Шер с целью строительства каменного моста, которое позже было осуществлено по проекту Ф. Делорма.

После смерти Генриха II Диане пришлось вернуть замок его супруге, а следующим владельцем после Екатерины Медичи стала жена Генриха III Луиза де Водемон. Эта королева вошла в историю как Белая дама: рано овдовев, она на протяжении 12 лет носила траур белого цвета (по существовавшей со времен античности традиции). После ее смерти замок перешел к Франсуазе де Меркер — жене Цезаря Вандомского, внебрачного королевского сына. С этого времени короли Франции покинули Шенонсо.

В 1733 году замок был продан богатому землевладельцу-банкиру Клоду Дюпэну, а его жена, поклонница искусств, открыла в Шенонсо модный салон. Спустя столетие Шенсоно приобрела некая мадам Пелуз, которая провела большие реставрационные работы с целью вернуть имению его первоначальный облик. В настоящее же время Шенсоно является собственностью семьи Менье, купившей его в конце XIX века. Замок полностью восстановлен и открыт для экскурсий.

Замок Шеверни, расположенный в одноименной коммуне области Солонь, также был подарен Генрихом II Диане де Пуатье, однако, в отличие от Шенонсо, в своем первоначальном виде не сохранился. Тот замок, который мы видим сейчас, заново построен в первой половине XVII века в стиле позднего Ренессанса. Внешне он напоминает Люксембургский дворец в Париже, поскольку его проектом занимался Жак Бужье — ученик Саломона де Бросса, руководившего возведением парижской резиденции.

В начале XVII века в замке развернулась драма, достойная Шекспира. Его тогдашний владелец, генерал-лейтенант Анри Юро, застал свою жену в объятиях молодого пажа. Заколов соперника шпагой, обманутый супруг предложил изменнице выбор между ядом и клинком, и молодая графиня выбрала яд. Правивший тогда король Генрих IV не одобрил расправу и запретил Анри появляться при дворе, фактически заточив его в имении. Там вдовец снова женился, и новая хозяйка Маргарита всю свою энергию направила на заботы о замке. Она начала масштабные работы по его расширению и восстановлению, а к 1650 году обустройство интерьера завершила маркиза де ла Мориньер — дочь Маргариты и Анри.

В 1802 году потомки Юро были вынуждены продать усадьбу, но по окончании наполеоновских войн смогли вернуть ее в свои руки. В 1914 году семья Юро в числе первых во Франции решила открыть свое имение для свободного посещения туристами.

История замка Вилландри, лежащего в 15 км на запад от города Тура, не помнит столь бурных страстей, зато этот памятник настроит на романтический лад лучше всего.

В XII веке на этом месте находилась крепость Коломбье, но спустя четыре столетия ее новый хозяин, государственный секретарь Франциска I Жан ле Бретон, решил возвести для себя красивый замок, отличающийся от других средневековых крепостей. Наиболее древние постройки Коломбье, за исключением главной башни (донжона), были снесены, и в 1536 году здесь началось строительство нового здания в стиле Ренессанс.

Благодаря одному из своих последующих владельцев — брату Наполеона Бонапарта принцу Жерому — замок обогатился, так как должен был соответствовать императорскому стилю. Но наибольший вклад внесла супружеская пара Карвальо, которая приобрела замок в начале XX века. Решив вернуть Вилландри его первоначальный вид, они перестроили аркады и воссоздали сады.

Садово-парковый комплекс располагается на трех уровнях, поднимающихся один над другим. Нижняя терраса занята стилизованным огородом, верхний уровень засажен фруктовыми деревьями, а средняя терраса является Садами любви, визуально продолжающими залы первого этажа. Лежащие у основания замка «квадраты» выстрижены из кустарника в виде фигур — аллегорий любви. Символами страсти являются бальные маски и сердца в языках пламени; веера и преобладание желтого цвета кустарника символизируют неверность; пронзенные стрелами сердца напоминают о нежности и чувствах, а трагическая любовь иллюстрируется лезвиями шпаг. Летом здесь расцветают красные цветы как символ проливаемой на дуэлях крови.

Разноцветные клумбы, фонтаны, водоемы, тропинки-лабиринты и многое другое — сады замка Вилландри являются ярким примером французского паркового искусства. В полной мере оценить замысел их создателя можно только с высоты, и панорамы AirPano в этом случае — как нельзя кстати.

Но наша виртуальная прогулка по замкам долины Луары на этом не заканчивается — в следующий раз вы узнаете, как с ними связан великий Леонардо да Винчи.

 

Фото: Дмитрий Моисеенко, Станислав Седов

4
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.