Дома мира

Мы — проект «Семьи мира», четверо друзей-энтузиастов, отправившихся в кругосветное путешествие морозным февралем 2013 года. И поехали мы не просто мир посмотреть, а сделать серию репортажей о семьях, ведущих какое-либо семейное дело. Китайские портные, малазийские фермеры, балийские художники — глазами этих семей мы смотрели на жизнь в их стране, вместе с ними готовили обеды и узнавали секреты семейного счастья. Все материалы проекта есть на нашем сайте (worldfamilies.ru), но за кадром осталось еще много интересного, чем хотелось бы поделиться.

Наша первая публикация посвящена дому. Как живут в Камбодже, Таиланде и на Бали, чем тамошние жилищные условия отличаются от наших?

 

 

 

Если театр начинается с вешалки, то жизнь семьи — с дома. Российские семьи в своем большинстве живут в квартирах, часто начиная со съемных однушек и постепенно перебираясь в более просторные апартаменты. Суровый климат родины-матушки не позволяет построить лачугу из хвороста, да и где в городе ее возведешь — не сдует, так растащат. И лес просто так не срубишь, чтобы дом построить. Так и тянутся вверх многоэтажки, когда теплые и сытые, а когда и не очень. И прежде чем ругать крохотную хрущевку или продуваемую панельку, стоит напомнить себе, что в странах Азии, например, в доме может не быть не только горячей воды, но порой даже и электричества.

 

 

Камбоджа, надводная деревня

 

 

А у некоторых семей нет даже твердой земли под ногами. В Камбодже на озере Тонлесап есть целая деревня, расположенная прямо на воде. Сотни хижин построены на деревянных сваях, и от дома до дома можно добраться только на лодке. По словам местного таксиста, здесь живут вьетнамцы-нелегалы, которым запрещено ступать на землю Камбоджи, вот они и исхитрились — обустроились на воде самого крупного пресного озера в стране, к тому же богатого рыбой. А местная власть обозначила плавучую деревеньку как еще одну достопримечательность. Туристы платят по $20 за въезд в деревню на лодке с гидом, потом покупают что-то в сувенирной лавке или, поддавшись на жалобные рассказы гида, приобретают в дар бедным голодным школьникам мешок риса — 50 кг за баснословные $80. Непонятно, получают ли школьники эти подарки или мешки тут же отвозят обратно в магазин. А люди так и живут поколениями в домиках на воде, порой за всю жизнь ни разу не сойдя на берег. У них здесь и школа есть, и церковь. Стирают вещи в озерной воде, там же моются, оттуда же и пьют. И в туалет ходят...

 

 

На суше, семья Конг

 

 

Чуть больше повезло тем, кто уже попал под программу переселения с озера на сушу. Пять лет назад семье Конг предложили более устойчивый фундамент для дома, и они не задумываясь переехали. Их дом в целом мало отличается от дома на воде — он так же построен на высоких сваях. Над землей здесь селятся по нескольким причинам. Во-первых, в сезон дождей вода поднимается очень высоко и многие территории попросту затапливает. Во-вторых, на такую высоту сложнее забираться опасным тварям — ядовитым змеям и паукам, которых в сезон дождей становится крайне много. В-третьих, пространство, которое остается под домом, можно использовать в хозяйственных нуждах. На веранде Конг открыли магазинчик, где продаются манго, бананы, напитки, различные снеки и даже спиртовые настойки на корешках и веточках. В доме две комнаты, кухня и даже отдельная постройка туалетной комнаты, куда поступает вода из скважины (за воду, кстати, платить не приходится, только за электроэнергию, потребляемую насосом). Теперь для приготовления обеда не нужно брать воду оттуда, где только что помылся сосед. Жить стало легче, признаются они. Проще достать еду, медикаменты, да и дом приходит в негодность гораздо медленнее. Хотя в полу на кухне уже зияют дыры. «Вообще пол и сваи рассчитаны на десять лет, по истечении этого срока их нужно менять, но, видимо, ремонт придется делать раньше. Хотелось бы сделать сваи бетонными, как у соседей, но не знаем, получится ли скопить денег», — делятся хозяева. Еще один плюс переезда — электричество. Хоть оно и дорогое (15 руб. за кВт), зато в особую жару можно и вентилятор включить, зажечь лампу, когда стемнеет, и даже телевизор посмотреть, пусть и не каждый день. Глава семьи Конг говорит, что хоть большинство населения по-прежнему живет в хлипких хижинах из пальмовых листьев, жизнь в стране медленно, но налаживается.

 

 

Таиланд, семья Вихок

 

 

А вот в соседнем Таиланде, единственной стране Юго-Восточной Азии, ни разу не ставшей ничьей колонией, семьи обычно живут в добротных каменных домах, будь это сельская местность на севере страны или курортное местечко вроде Пхукета. В сухой сезон семья Вихок покидает родной Бангкок и переезжает на Пхукет, где у них пекарня и магазин. Заработанных за полгода денег затем хватает, чтобы вернуться в столицу и прожить остальные полгода. На Пхукете они снимают одноэтажный просторный дом с двумя спальнями. Поскольку жилье сдают друзья, то и цена аренды вполне дружеская — 8000 бат (8800 руб.) в месяц. Вместе с коммунальными выходит 12 000 руб. в месяц — 500 бат (550 руб.) за воду, 2500 бат (2750 руб.) за электричество, это при двух постоянно работающих кондиционерах. «Тайская семья почти всегда имеет свой дом, — говорит Малини Вихок. — В квартирах здесь живут в основном молодые люди, еще не имеющие своей семьи. Ведь когда появляются дети, то места должно быть много». Входя в дом, сразу попадаешь в гостиную. Плазменный телевизор, резной деревянный диван, несколько стеллажей с игрушками ребенка и рабочий стол Малини — вот и все нехитрое убранство комнаты. На самом видном месте высоко под потолком висят портреты монархов. Тайцы очень почтительно относятся к королевской семье, а за оскорбление монаршей особы здесь можно получить самый настоящий тюремный срок. В конце гостиной расположен вход в кухню, она длинная и вытянута вдоль всей задней стороны дома. «Готовлю я дома мало, максимум спагетти или овощной салат, поэтому тут чувствуется отсутствие хозяйской руки», — смеется Малини, показывая на неровно сложенную кухонную утварь и спрятавшуюся в уголке елку, оставшуюся еще с Нового года. А вот двери в спальню Малини и в комнату ее сына предусмотрительно закрыты. Как оказалось, в Таиланде спальня является очень интимной зоной в доме и даже близкие родственники не всегда могут быть в нее допущены.

 

 

Бали, семья Судиаса

 

 

На индонезийском острове Бали живут индусы, имеющие совершенно особенное чувство дома. Для балийцев религия не является чем-то второстепенным, сопровождающим основной поток жизни, напротив, она — его центр. Поэтому основной частью дома считается храмовый комплекс, который возводится в строгом соответствии с принятой схемой. Вход во двор с улицы также напоминает врата храма — резные каменные ворота, украшенные диковинными чудовищами и иными причудливыми орнаментами. Складывается ощущение, что все местные живут в храмах. Дом семьи Судиаса не исключение. «У нас принята особенная схема постройки дома, — объясняет Ваян Судиаса, расчерчивая на листе бумаги планировку сооружений. — Сразу при входе стоит Девадурга храм, он самый маленький и выполняет функцию хранителя жилища. В этой зоне, где сад, расположен самый большой храм — Абсуриа. Здесь мы проводим свои церемонии». Рассказ о доме Ваян начинает именно с указания месторасположения всех храмов, войти на территорию которых может только член семьи или очень уважаемый гость. Главное, что для посещения любого храма, в том числе и домашнего, необходимо надеть специальную церемониальную одежду. Все религиозные постройки занимают добрую половину территории дома и являются самыми красивыми и интересными. На остальной половине расположены три жилых дома, в одном из которых живет Ваян со своей семьей, во втором — его брат Мади с женой и детьми, ну а в третьем — их родители. Дома очень простые, одноэтажные, с несколькими комнатами. «Этот дом строил мой отец, — рассказывает Ваян. — Камень к камню, год за годом. Отцу помогали мы с братом, тогда еще совсем мальчишки, и соседи. На Бали не принято нанимать рабочих, мы здесь просто помогаем друг другу». Свою спальню балийцы отнюдь не считают святым местом (в отличие от тайцев), и двери в жилые комнаты распахнуты настежь. В комнатах царит какой-то свой абсолютно хаотичный порядок вещей, который европеец смело бы назвал бардаком. В общем-то, все жилые и бытовые постройки не отличаются особой чистотой и изяществом, ведь балийцы в первую очередь думают не о своем физическом теле, а о внутренней душе, которая будет жить вечно.

 

 

Отношение к дому может быть самым разным: одни затворяют двери от чужих глаз, считая свое жилище священным местом, другие, напротив, готовы принимать чужеземцев и делиться особенностями своего быта. Но в любом случае домашний очаг — это то место, где человек чувствует себя защищенно и максимально расслабленно, место, о котором он постоянно заботится, пальмовая ли это хижина или столичный пентхаус. Внутреннее убранство дома многое может сказать о культуре и экономическом положении той или иной семьи, да и страны в целом. В китайских квартирах в целях удешевления жилья не только делают комнаты и кухни крохотными, но даже не ставят ванну, душ льет прямо на пол. При всей своей закрытости благочестивые малазийские мусульмане с удовольствием примут вас в гости, покажут семейные фото и обязательно накормят, но только в гостиной. А какая-нибудь вьетнамская семья живет всей гурьбой на втором этаже, потому что на первом они открыли кафе, а их бабушка, благодаря французам-колонизаторам, печет отменные французские багеты. Попадая в чей-то дом, всегда с любопытством смотришь, как живут другие, и представляешь, как мог бы жить ты, если бы родился в другой стране.

 

 

11
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Таня Лясота
0
Большое спасибо. Очень интересный рассказ.
Хазизова Анна
1
Очень понравилось, с удовольствием посмотрела и почитала. Может быть, к некоторым фотографиям не помешало бы сделать подписи.😎
Nikita Pantsurkin
0
супер! спасибо за рассказ :)
Мария Гура и Дмитрий Чуфаров
Отличный репортаж!!!
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.