День монаха

Как высушить на себе простынь в морозную ночь и прочитать 800 страниц в день. День из жизни обычного монаха.

 

Больше 2000 лет тому назад на границе современных Индии и Непала располагалось королевство. Во главе королевства стоял правитель, который, конечно же, был женат. Как-то раз жене приснился сон, что в ее бок входит белый слон. Рассказала она об этом правителю королевства, а он — мудрецу. Мудрец истолковал этот сон, сказав, что у короля родится сын, который будет либо великим правителем, либо великим святым. Так началась история жизни принца Сиддхартхи Гаутамы, известного всему миру как Будда, просветленный.

Отец Сиддхартхи, конечно же, хотел, чтобы его мальчик стал правителем, ведь святые по тем временам были простыми бродягами без гроша за душой. С рождения отец окружил сына роскошью и заботой, не выпуская за пределы королевства. Но когда принцу исполнилось 18 лет, он отправился в свое первое путешествие по большому миру. Выехав за пределы своего законсервированного дворца, где царили роскошь и благополучие, юноша увидел впервые болезнь, нищету и смерть. Увиденное настолько поразило его, что он решил покинуть свои царственные покои, семью и отправиться на поиск истины — узнать, в чем причина страданий.

С тех пор прошло больше 2500 лет, а многие люди по-прежнему делают такой же выбор, решая отречься от всего мирского и встать на путь духовности.

 

Буддизм с трудом можно назвать религией в нашем понимании этого слова. Буддисты почитают Будду, многих других божеств и бодхисатв, но не как всемогущих правителей мира, а как учителей. Причина страдания в мире, с точки зрения буддистов, — в неведении. Именно из-за искаженного представления о мире человек снова и снова погружается в колесо перерождения, и цель существования каждого живого существа — выйти из колеса рождения и смерти путем осознания истинной природы этого мира, путем просветления.

Конечно, не каждый в этой жизни готов к подобным изменениям, и это вполне нормально — невозможно достигнуть цели, не пройдя всего пути. Ну а тот, кто готов, становится монахом.

 

 

Как стать буддистским монахом?

Каждый монастырь имеет свою традицию. Общие каноны учения Будды одинаковые везде, но такие детали, как распорядок дня, дисциплины, прием в монастырь, могут меняться.

 

Из традиции дзен

Одетый в дорожную одежду путешественника — бамбуковую шляпу, котомку, перекинутую через плечо, и деревянные сандалии, преодолевший многие километры подходит к воротам монастыря. Один из монахов — официальных представителей монастыря выходит встретить новоприбывшего. Последний представляется и показывает свое рекомендательное письмо от мастера, посвятившего его в духовный сан. Официальный представитель вежливо, но твердо отказывает новоприбывшему в приеме в монашеское братство. Причина может быть любой: монастырь переполнен, нет средств на содержание новых монахов и так далее. Если новый адепт примет это объяснение беспрекословно и отправится в другой монастырь, то он никогда не будет принят в монастырь, так как везде будет встречать такую форму отказа. Монах должен сесть на землю перед воротами, сложить голову на свои пожитки и терпеливо ждать, ибо уже тогда начинается урок дзен — на пути к истине есть много преград, и только тот, кто тверд в своем намерении несмотря на то, что говорят другие, дойдет до конца.

 

 

Тибетский буддизм

Раньше в каждой тибетской семье как минимум одного ребенка отдавали в монахи — это было единственной возможностью получить образование. В возрасте 8–10 лет детей отправляли в монастырь, где они изучали различные дисциплины: учились быстро читать, изучали тибетский, английский, естествознание, математику — общеобразовательные дисциплины вместе с религиозными. Когда послушникам исполнялось 20 лет, то приходило время решать, как они проведут дальнейшую жизнь. Кто-то оставался в монастыре и становился монахом, другие возвращались в семьи и продолжали светское образование.

 

 

День в монастыре

День в монастыре начинается в 5 утра. После подъема все умываются и чистят зубы, а в 5:30, еще до завтрака, начинаются уроки. Разные по возрасту монахи изучают разные по уровню сложности вещи. Традиционно с утра учатся читать, маленькие начинают с алфавита, а взрослые изучают быстрое чтение. Быстрое чтение очень важно в буддистских монастырях. Во-первых, нужно много читать, чтобы освоить весь объем учений, оставленных Буддой; во-вторых, некоторые сутры во время церемоний читаются настолько быстро, что если не тренироваться каждый день, то их не получится верно произнести. Монахи с самым быстрым темпом могут прочесть 800 страниц текста за день.

На еду монахи отводят не больше получаса. Пища у них самая простая — рис, даль (чечевичная похлебка), овощи, молоко, масло, несколько раз в неделю яйца. В разных монастырях действуют разные правила питания, кто-то придерживается вегетарианской диеты, кто-то нет. Изначально буддисты были вегетарианцами, и везде, где это возможно, они стараются сохранить эту привычку. Однако когда буддизм попал в Тибет, в некоторых районах которого из-за сурового климата овощи не растут, а основой рациона является ячменная мука и мясо яка, монахи были вынуждены есть мясо.

Следят за территорией монастыря монахи тоже сами. Во время ежедневных пудж, то есть ритуальных молитв, которые проходят в 8 утра и 4 вечера, маленькие монахи, которые в силу своей недостаточной осведомленности о ритуальных практиках не могут совершать пуджу, убирают территорию монастыря.

Поступают на обучение в монастырь дети в возрасте 8–10 лет, и несмотря на то, что они носят монашескую рясу и бреют голову, монахами они еще не являются. Только после достижения 20-летнего возраста юный послушник принимает решение принять постриг или вернуться в мирскую жизнь. Кстати, монахами и послушниками могут быть как парни, так и девушки. И одежда, и правила одинаковые, за исключением того, что девушки могут оставлять волосы длиной несколько сантиметров.

 

 

Послушники живут в комнатах по двое. Один — совсем маленький, только вступивший в монастырь, и один опытный, взрослый монах, который может присматривать за послушником и учить его всем правилам.

После достижения 20-летнего возраста послушник принимает решение о том, становиться ли ему монахом, и если его решение положительное, то впереди его ждет трехлетний «ретрит», то есть уединение, жизнь вдали ото всех, посвященная медитации. Правила во время ретрита очень строгие. Монахи не имеют права покидать территорию своего ретрита, все время посвящают практикам и даже спят в зале для медитации сидя.

Монах может посвятить свою жизнь одному из направлений: либо изучать буддистскую философию, либо проводить ритуалы, следить за правильным совершением обрядов, то есть продвигаться по пути теории или практики.

Некоторые монахи, избравшие путь практики, отправляются в горы медитировать в одиночестве. Они не думают ни о еде, ни о холоде. Этим монахам, идущим таким сложным путем к просветлению, оказывается большое уважение, и жители из окрестных деревень приносят им подношения в виде еды. С холодом монахи боятся, применяя особую дыхательную технику — «тумо».

Часто, развивая способности души и разума, во время медитации монахи развивают и способности человеческого тела, которые представляются окружающим как чудо. Ходит много легенд о монахах, которые могли летать, пропадать в одном месте и появляться в другом, но, как говорил далай-лама XIV, настоящее чудо — не злиться на своего врага, не испытывать ненависти к тем, кто испытывает ненависть по отношению к тебе, искренне стремиться к просветлению не для своей личной выгоды, не из-за религиозного тщеславия или ради преодоления себя, а во благо всех живых существ.

Страница Марии Вдовкиной во «Вконтакте» — vk.com/myasiatour

17
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Валерия Воробьева
Мария, спасибо за очередную интереснейшую статью
Иван Новоселов
0
"С холодом монахи боятся, применяя особую дыхательную технику — «тумо»" исправьте пожалуйста, а то смысл странный). Статья хорошая.
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.