Большая афера

Похищение выдающихся предметов искусства и их не всегда успешные поиски — событие всегда громкое, больше похожее на голливудский фильм. «Моя Планета» решила вспомнить самые выдающиеся арт-похищения всех времен и народов.

 

Триптих «Страшный суд» Ганса Мемлинга

1473 год, море

 

 

Самое древнее громкое похищение искусства случилось в XV веке: триптих «Страшный суд» Ганса Мемлинга был похищен пиратами. Это первая художественная работа, которую официально признали украденной. Все произошло в море по дороге во Флоренцию: картину везли на галере «Маттео» по маршруту Брюгге — Пиза — Константинополь.

Капитан пиратского судна Пауль Бенеке был человеком со странным представлением о великодушии и подарил картину своим хозяевам в Гданьск, а те — церкви Святой Марии там же. Несмотря на безуспешные попытки Флоренции вернуть работу, «Страшный суд» провисел в храме в Гданьске более 500 лет с некоторыми перерывами на «гастроли» по Европе. Сегодня его можно увидеть в местном Поморском музее.

 

 

Джоконда и гастарбайтер

 

 

«Портрет герцога Веллингтона» Франсиско Гойи

1961 год, Британский национальный музей, Великобритания

 

 

Пенсионер Кемптон Бантон был крайне недоволен британским правительством: в 1961 году пенсионерам надлежало платить за телевизионную лицензию, и такое положение дел Бантона совершенно не устраивало. Поэтому он решил заявить свой протест не самым обычным образом.

Придя в Британский национальный музей, Бантон разговорил охранников и выяснил, что сложные охранные системы и сигнализации отключаются ненадолго ранним утром во время уборки. Недолго думая, Бантон зашел в туалет и открыл окно, таким образом подготовив себе путь на завтра. На следующий день в шесть утра пенсионер пролез через открытое окно, подгадал момент, когда уборщица отключит сигнализацию, сорвал со стены работу Гойи и ушел тем же путем. Затем Бантон отправил несколько писем с просьбой предоставить выкуп за картину в размере £140 000, чтобы на вырученные деньги можно было оплатить телевизионную лицензию всем бедствующим пенсионерам Британских островов. На его беду, Скотленд-Ярд посчитал это шуткой и не обратил на письма никакого внимания, так что Бантону пришлось написать письмо в газету Daily Mirror с указаниями, где находится картина, а самому — сдаться в участок. На суде Бантон ловко ушел от наказания, заявив, что его нельзя обвинить в краже, так как он всего лишь «позаимствовал» картину, заведомо зная, что вернет ее через какое-то время. Тем не менее, его осудили за кражу рамы (ее так и не нашли, скорее всего, Бантон ее впопыхах потерял) и приговорили к трем месяцам тюрьмы.

 

 

«Шторм в Галилейском море» Рембрандта и еще 12 картин

18 марта 1990 года, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, США

 

 

Это похищение — одно из самых крупных за всю историю США. 18 марта 1990 года двое воров, переодетых в бостонских полицейских, прошли в музей под предлогом того, что им поступил вызов о беспорядках в здании. Уже внутри они сковали наручниками охранников, заклеили им рот скотчем и заперли в хранилище, а затем спокойно вынесли из пустых залов пять картин Дега, три работы Рембрандта (одна из которых — «Шторм в Галилейском море», единственный морской пейзаж художника), одну работу Мане («У Тортони») и одну — Вермеера («Концерт»), а также всякие мелочи вроде римских статуэток. Работы до сих пор не найдены: однако следы указывают на то, что они могут находиться в Коннектикуте или Филадельфии. Что примечательно, работу Тициана «Европа» похитители не тронули — а она между тем была самой ценной работой в коллекции музея. Сумма ущерба от кражи составила $300 млн.

 

 

«Крик» Эдварда Мунка

1994 и 2004 год, Национальный музей и Музей Мунка, Норвегия

 

 

Как известно, версий «Крика» три — и каждая стоит примерно по $120 млн. Две из работ крали дважды. В 1994 году воры, используя приставную лестницу и молоток, без труда сняли со стены Национального музея в Осло работу, оставив вместо нее ехидную записку «Спасибо за плохую охрану». Картину нашли спустя три месяца, и двое подозреваемых были арестованы. Спустя десять лет другая копия «Крика» была похищена из Музея Мунка, тоже в Осло — в этот раз все развивалось по классическому сценарию вооруженного ограбления. Эту картину не могли найти два года, а когда нашли, оказалось, что при похищении она пострадала — слегка обгорела.

 

 

«Юная парижанка» и еще две работы Ренуара

22 декабря 2000 года, Шведский национальный музей, Швеция

 

 

Над этим похищением работала скоординированная команда. Для начала грабители заминировали несколько автомобилей вокруг музея — когда бомбы сдетонировали, полиция подтянулась для расследования. Под шумок трое вооруженных автоматом и пистолетом мужчин проникли в музей. Один из преступников взял на мушку охранников и посетителей, в то время как двое других снимали со стен работы Ренуара «Парижанка», «Беседа с садовником» и автопортрет.

Музей стоит у воды, поэтому грабители скрылись на моторной лодке, пригнанной прямо к входу. Все похищение напоминало сцену из боевика: уходя, бандиты даже рассыпали за собой гвозди, чтобы замедлить преследование. Спустя год «Юная парижанка» всплыла при облаве на наркопритон, а две другие картины до сих пор не найдены. Сумма ущерба составила $30 млн.

 

 

«Танец» Пабло Пикассо и еще три картины

Февраль 2006 года, музей Шакара-ду-Сеу, Рио-де-Жанейро, Бразилия

 

 

Как позже заявлял директор музея, откуда были украдены работы, Вера де Аленкар, воры наверняка были из международной банды и четко продумали план похищения — ведь как еще объяснить тот факт, что ограбление произошло, пока на улице, где находится музей, проходил карнавал?

Грабители вошли в здание, когда на улице выступали танцоры самбы. Схема похищения была стандартная: маски, оружие, ручная граната, угрозы, рука на чеке — все происходило быстро, полиция не смогла прибыть вовремя к месту преступления, и похитители были таковы. Они смогли раствориться в толпе, и карнавал «протанцевал» художественные шедевры с собой. Были украдены «Люксембургский сад» Анри Матисса, «Танец» Пабло Пикассо, «Морской пейзаж» Клода Моне и «Два балкона» Сальвадора Дали. Сумма ущерба составила $45 млн. Работы так и не были найдены.

 

 

«Цветущие каштановые ветви» Ван Гога и еще три картины

10 февраля 2008 года, Собрание Фонда Эмиля Бюрле, Цюрих

 

 

Это было одно из самых крупных и стремительных ограблений всех времен и народов. 10 февраля 2008 года трое мужчин в лыжных масках ворвались в музей. Один из них, как в фильмах для бандитов, вытащил пистолет (его удалось пронести, так как двери в музее были слишком узкими для установки металлодетектора и его в музее попросту не было) и велел всем лечь на пол и не двигаться. За три минуты двое его приспешников сняли со стены четыре картины: «Мальчик в красном жилете» Поля Сезанна, «Маковое поле близ Ветёя» Клода Моне, «Людовик Лепик и его дочь» Эдгара Дега и «Цветущие каштановые ветви» Винсента Ван Гога. Затем они так же стремительно выбежали из музея и скрылись на белой припаркованной поблизости машине. Картины были оценены в $165 млн. Моне и Ван Гога нашли через десять дней в брошенной машине, а работу Сезанна — в 2012 году в Сербии. Дега по-прежнему не найден.

 

 

«Мадлен, опирающаяся на локоть с цветами в волосах» Огюста Ренуара

8 сентября 2011 года, частный дом в Хьюстоне, США

 

 

Грабитель в маске, вооруженный крупнокалиберной полуавтоматической винтовкой, ворвался в дом женщины, которая в тот момент смотрела телевизор, выбив дверь, и потребовал снять со стены работу Ренуара, а в мешок — точь-в-точь как в фильмах про ограбления — кинуть все драгоценности и деньги. Хозяйка повиновалась. После этого вор скрылся. Картина так и не была найдена, так как описание грабителя было весьма примерным: молодой человек от 18 до 26 лет, ростом около 170, в лыжной маске. Как полагает полиция, вору просто повезло, красть именно шедевр Ренуара он не планировал. Сумма ущерба составила $1 млн.

 

 

«Афиша Дон Хуана Тенорио» Сальвадора Дали

19 июня 2012 года, галерея «Венера над Манхэттеном», США

 


Лысеющий мужчина в клетчатой рубашке просто зашел в галерею около 16 часов, просто положил работу известного сюрреалиста в черную сумку и просто вышел. Он пробыл в галерее 14 минут. Несмотря на то что все это было заснято на камеры слежения и эти кадры впоследствии передавались по телевидению по всему миру, никто не смог опознать мужчину — так заурядно он выглядел. Впрочем, через месяц галерея получила анонимное письмо: «Ваша картина уже едет к вам» — к которому прилагался номер отслеживания почтового отправления из Европы. Картина была успешно возвращена на свое место, а личность преступника установлена лишь недавно: им оказался 29-летний грек Фивос Иставриоглу, глупо себя выдавший. В Греции он украл из супермаркета бутылку сока, его поймали, сняли отпечатки пальцев — и они оказались теми же, что на посылке с картиной.

12
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.