Блаженные

Юродство на Руси — театр одного актера, со слезами, смехом и при живом участии публики. Вериги на голом теле и брань с грешным миром. Четыре истории русских блаженных — в материале «Моей Планеты».

 

Миша-Самуил

 

 

Время действия: 1848–1907

Место действия: Переславль

Причислен к лику блаженных

 

Крестьянский мальчик Миша Лазарев, родившийся в двух верстах от Переславля, чудить принялся с детства. Пошел как-то в садочек, да и закопал молодые яблочки и сверху поставил крест, за что его, ясное дело, побили. Побили и когда стал он носить на кладбище землицу, а только через короткое время случился в селе мор. Вот и пошла про Мишу молва, что, мол, человек он божий.

 

Отроком уже он перебрался в переславскую Троицкую слободу, где поселился у инвалида Симеона Вуколова. Юродивый был высокого роста, с растрепанной белой бородой, а Самуилом его прозвали в честь почившего монаха, который блаженного привечал. От этого-то инока и досталась ему извечная его скуфеечка, а кроме скуфеечки носил он коротенькую курточку и фартук, да на руки отчего-то повязывал две красные повязки. Если можно говорить о специализации среди людей божьих, то Миша был признанным специалистом по предсказанию смертей. Бывало, подойдет к новому дому да скажет: «Хорош дом, но недолго в нем жить». И плачет. Обязательно в скором времени кто-нибудь из обитателей да отойдет. А если копеечку попросит за поминовение живого еще мальчика — дело верное, мальчик будет покойник.

 

За такие-то дела и полюбили Мишу горожане, и весь город отправился отпевать его в небольшую слободскую церковь, когда умер он в 1907 году. Мишина могила и по сию пору предсказывает смерти и лечит болезных.

 

 

Иван Яковлевич Корейша

 

 

Время действия: 1783–1861

Место действия: Смоленск и Москва

К лику блаженных не причислен

 

Так вышло, что главный юродивый русской литературы (Достоевский вывел его в «Бесах», Толстой — в «Юности») Иван Яковлевич Корейша так и не был причислен к лику блаженных.

 

Он был сыном смоленского священника, с детства отличался кротостью нрава. Закончил семинарию, вернулся в отчий дом, чтобы в скором времени его покинуть и уйти в лес. Местные мужики нашли его, когда он без всякого видимого смысла ковырял палочкой землю. Мгновенно определив в Иване Яковлевиче юродивого, крестьяне выстроили ему в лесу избушку, где он и подвизался несколько лет, и там собиралось вокруг него богомольное общество. Была среди посетителей и барышня, которая вот-вот собиралась выйти замуж за офицера, героя 1812 года. Думала барышня поинтересоваться насчет перспектив такого супружества. Ну тут и заорал Иван Яковлевич: «Разбойники! Воры! Бей! Бей!» Увидев в том недоброе для себя предзнаменование, девушка дала кавалеру отказ и ушла в монахини, а кавалер переломал юродивому ноги и упек его в московский сумасшедший дом (в послевоенном Смоленске своего не было).

 

Таким-то странным образом и началась настоящая жизнь для Ивана Яковлевича: в безумную больницу люди устремились со всей суеверной Москвы. Корейша пролежал в палате несколько десятков лет, принимал от дарителей калачи и табак и пророчествовал. Отвечал на вопросы многозначно, записки писал каракулями. Вопрос: «Что будет с рабом Константином?» Ответ: «Житие, а не роскошная масленица».

 

На старости лет блаженный почти и не ходил. Он смешивал больничные харчи с дарами, как то: щи с яблоками, и потчевал смесью просителей. От головной боли лечил сильным ударом моченым яблоком по лбу и как только не чудил, чем привлекал к себе купчих и отпугнул революционера-этнографа Прыжова, который выпустил в 1860 году на него обличение, ставшее самой подробной его биографией.

 

 

Ксения Петербургская

 

 

Время действия: вторая половина XVIII века

Место действия: Петербург

Причислена к лику блаженных

 

В Петербурге туго с чудесами: здесь не являются чудотворные иконы, не было за все 300 лет ни одного чудотворца-святого. Петра, вероятно, такое положение дел бы не огорчило, наоборот — линии и проспекты словно бы и чертились с тем расчетом, чтобы ничего не проглядеть, не допустить ничего чудесного, тайного и вообще «из старой жизни». Это позже населят этот город тайнами Достоевский и Андрей Белый, но это будут тайны уже другого сорта.

 

Из чудес традиционных в Петербурге — одна только местночтимая святая, объявившаяся в городе вскоре после смерти Петра («кот из дома — мыши в пляс»). Молодая полковничья вдова по смерти мужа переоделась в его платья и в таком виде ходила по Петербургской стороне, на имя свое не откликаясь. Имущество раздала бедным, сама принимала подаяние, а чаще встречала издевательство от местных мальчиков. Юродивая ночами уходила в поле, а когда на Петербургской стороне строили церковь, до рассвета носила кирпичи, помогая рабочим. Из чудесного — Ксения предсказала смерть купчихе Крапивиной, сказав: «Зелена крапива, а скоро завянет».

 

Культ Ксении и центр его — часовня на Смоленском кладбище, что на Васильевском острове, за рекой Смоленкой, процветает вот уже полтораста лет. Часовню пытались закрыть в советское время, но успеха этого не принесло — богомольцы по-прежнему оставляли записки с просьбами к блаженной. Маршрутки, идущие до Камской улицы, до сих пор возят к Ксеничке набожных старушек.

 

 

Василий Блаженный

 

 

Место действия: Москва

Время действия: ок. 1468–1552

Причислен к лику блаженных

 

Житие Василия Блаженного, написанное вскоре по открытии его мощей и известное по старейшему списку 1600 года, почти целиком состоит из общих мест и отсылок к другим произведениям древнерусской литературы, и о жизни святого мы узнаем главным образом из сохранившихся легенд и преданий. Родился вроде бы при Иване III, кто-то даже уточняет — в 1468 году, недалеко от столицы, в селе Елехове. После отправился в Москву, где, согласно одной из версий, поступил в ученики к сапожнику. Там-то и произошел с ним случай, после которого о Василии заговорили: некий купец, возивший хлеб по Москве-реке, зашел в мастерскую и заказал сапоги. Будущий святой, вместо того чтобы немедленно исполнить или хотя бы приняться за исполнение, усмехнулся: «Господине, сошьем тебе сапоги такие, что и не износишь их». Усмехнувшись, прослезился. А когда спросили, так сказал: усмехнулся он оттого, что скоро умрет купец — так и оказалось через несколько дней.

 

С тех самых пор и принялся Василий чудить. Ходить по Москве стал голым («Наг весь, брада курчевата, в левой руке плат, правая молебна» — так предписано изображать блаженного) и в зной, и в стужу, особенно облюбовал Красную площадь и башню у Варварских ворот. Всеми доступными средствами обличал юродивый греховную жизнь своих сограждан: то разобьет лоток с куличами, то образ Богородицы на Варварских воротах, за что жестоко побили Блаженного (побили зря, юродивый оказался прав — икона была адописной).

 

Похоронили Василия, усопшего в 1552 году, на кладбище близ Троицкой церкви, что во рву, а позже, в 1588 году, уже после канонизации, в честь Василия возвели предел в церкви Покрова Богородицы на Рву, выстроенной совсем недавно по случаю победы над Казанским ханством.

15
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Мадам Грицацуева
Пыляев М.И. "Замечательные чудаки и оригиналы Стародавние старчики, пустосвяты и юродцы" (1898) http://librebook.ru/zamechatelnye_chudaki_i_originaly/vol2/10
Victor Shah
-1
Уважаемый автор, я, честно говоря, первый раз услышал про историю с "адописной иконой" и Василием Блаженным. Соответственно, засомневался и стал искать материал. Пока в интернете нашел вот такой комментарий на эту тему http://www.soborjane.ru/forum/163-2119-1 . Боюсь, что если поглубже вникнуть и обратиться к оригинальным источникам, то окажется, что это всё (как бы это помягче сказать) байки и происки.Простите, но если затрагивать подобные темы и пытаться бегло "констатировать" житие святых и блаженных, то может быть стоит не просто обращаться к таким "источникам" как Википедия, а прежде подробно и досканально изучить более-менее (общепризнанные) достоверные материалы?С уважением к вашему труду,но не вижу никакой необходимости пытаться "проехаться в лёгкую" на столь тонких материях.Может я и не прав, простите. Пусть историки меня, если что, поправят.
Федор Максимишин
Нет у вас никакого уважения к труду, Виктор, было бы - нашли бы досуг разобраться, прежде чем гадости писать. Вот смотрите какая штука: вы мне показываете ссылку на пост некой Иоанны на форуме "Соборяне" и на основании этого поста предъявляете мне серьезную претензию - мол, "констатирую" (конспектирую?) Википедию.  Вот вы боитесь, что если обратиться к оригинальным источникам, окажется - байки и происки (чьи?). Так не бойтесь, Виктор, обратитесь. Обратитесь, и узнаете, что ничего про Василия Блаженного толком неизвестно, все что знаем - все в очень неконкретном Житии и позднейших легендах, о чем и сказано в тексте. И вот один из эпизодов- про икону. Я с вашего позволения сошлюсь не на Житие (оно есть в библиотеке, но под рукой его нет, не могу указать страницу), а на работу Панченко, которую использовал при написании статьи: http://odrl.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=cjuqX9-nX9E%3d&tabid=2275. Страница 150. Как вам кажется, Панченко - достаточно общепризнанный материал?
Федор Максимишин
А была уж та икона или не было ее, мы едва ли когда-нибудь узнаем до появления новых источников, не могу даже представить каких. Скорее всего не было, как и вообще не было адописных икон, но речь идет о легендарном по большому счете персонаже, вот и излагаются легенды. Давайте еще начнем спорить, предсказывали юродивые смерть или нет - тут уж я и вправду не найду, что вам ответить. Происки, тоже мне.
Федор Максимишин
Слушайте, что-то я пригляделся к ссылке. Вы вообще сами-то читали опус, на который ссылаетесь? "Славенизм", блин, был бы употреблен. Человек ни разу не ссылается ни на что, только на какой-то другой пост на форуме и на одну строчку из Википедии. Ну вы серьезно? На одну строчку из Википедии!
Julia Tambovceva
0
на мой взгляд, довольно циничная статья... никто не заметил?
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.