Барселона: не только Гауди

Когда речь заходит о достопримечательностях Барселоны, первое, что приходит на ум, — величественное наследие Антонио Гауди. Но не Саградой единой живет этот город. «Моя Планета» рассказывает о самых забавных и культурно значимых памятниках, скульптурах и инсталляциях, которые можно увидеть на улицах, бульварах и площадях каталонской столицы.

 

«Бык-мыслитель» и «Кокетливый жираф»

 

 

Где: Рамбла-де-Каталунья

 

«Бык-мыслитель» сидит в начале Рамбла-де-Каталунья, где она пересекается с шумной Гран-Виа. «Кокетливый жираф» играет хвостом в самом конце бульвара, рядом с не менее оживленным проспектом Диагональ. На одном из самых популярных променадов Барселоны эта парочка поселилась в 1972 году, и вообще-то планировалось, что совсем скоро к ней присоединятся «Павлин-хвастун», «Застенчивая свинья», «Бегемот-скрипач» и другие животные. Их общей задачей было спасти старый бульвар от грозившей ему варварской реконструкции. Принадлежал же этот веселый зверинец одному человеку — каталонскому скульптору и художнику Хосе Граньеру. Известный зоосюрреалист, он наделял своих персонажей антропоморфными свойствами, давая гомо сапиенсу возможность взглянуть на себя словно со стороны. Как мы помним по басням Крылова, процесс этот и смешной, и болезненный одновременно. Впрочем, консервативную общественность смутило другое. Ей показалось, что скульптурный ансамбль, состоящий сплошь из животных, — затея слишком легкомысленная для центра города, и, надавив на мэрию, ретрограды добились заморозки проекта. Честное слово, жаль.

 

 

«Раненая звезда»

 

 

Где: пляж Барселонета

 

Три неровно поставленных друг на друга кубика, на которых любят отдохнуть уставшие чайки. На пляже Барселонета они появились накануне Олимпийских игр 1992 года, когда город кинул среди художников клич — ну же, чьи проекты станут самыми дерзкими и интересными? Немка Ребекка Хорн с ее «Раненной звездой» оказалась среди победителей. С Барселоной рыжеволосую концептуалистку связывали давние отношения. Ныне признанный мастер контемпорари-арт когда-то была склонной к авантюрам девчонкой и бежала сюда из Берлина. Сняла тесный номер в дешевом отеле, начала творить, потом около года пролежала в крохотной палате местной больницы, куда попала, работая со стекловатой. Есть версия, что ключом к шифру «Раненой звезды» является как раз барселонская биография художницы, мотив замкнутого пространства. Согласно другому предположению в этих шатких с виду кубиках можно разглядеть бараки, в которых когда-то ютились семьи рыбаков Барселонеты, а еще — сожаление об утрате старых пляжных кафе, снесенных во время подготовки к Олимпиаде.

 

 

«Кастельеры»

 

 

Где: площадь Сан-Мигель

 

Металлическая конструкция 26,5 м в высоту за зданием мэрии выросла относительно недавно — в феврале 2012 года. Обычному прохожему она первым делом напомнит проволоку, которая сдерживает пробку в бутылках с шампанским. На самом деле здесь изображена популярная забава каталонцев — забираясь другу на плечи, строить из своих тел замки. «Кастельеры» — самое свежее творение художника Антони Льены-и-Фонта, который на своем творческом пути не раз доводил поклонников традиционного искусства до нервного срыва. Взять, к примеру, его «Препарированный пузырь» — работу 1989 года, представленную в музее Жоана Миро. То был кусок самого обычного мыла, завернутого в целлофановый пакет и там же растворившегося. Слухи о новой работе Льены моментально спровоцировали настороженный ропот. Так, например, жители района Эль-Борн, узнав, что он рассматривается в качестве наиболее вероятного дома для «Кастельеров», дружно вывесили на своих балконах протестные плакаты. Но особенно барселонцы горячились при упоминании €630 000 — суммы, потраченной на изготовление этого гигантского нечто, нашедшего в итоге приют в Готическом квартале.

 

 

«Креветка»

 

 

Где: Молл-де-ла-Фуста

 

Огромная бронзовая «Креветка» подставляет солнцу свои бока на набережной Старого порта. Глядя на то, как беззаботно она улыбается прохожим, сложно поверить, через сколько драматических этапов довелось пройти этому ракообразному за всю его жизнь. Жизнь, кстати, «Креветке» подарил Хавьер Марискаль, тот самый барселонский художник и дизайнер, что нарисовал щенка Коби, ставшего символом Летних Олимпийских игр 1992 года. Так вот, появилась она в конце 80-х в качестве заказа от владельца ресторана Gambrinus — забравшись на самую крышу, морской зверь должен был заманивать в «чирингито» посетителей. С задачей этой «Креветка» справлялась на ура в течение нескольких лет. Но после Олимпиады поток туристов в Барселону уменьшился, и в 1994-м Gambrinus, как и другие заведения на Молл-де-ла-Фусте, закрылся. Демонтировали и увезли в неизвестном направлении и нашу героиню. Однако в 2004-м усатое детище Марискаля неожиданно вернулось. Усевшись на каркас, что остался от ее бывшего дома, «Креветка» очень быстро стала одной из самых популярных визитных карточек города.

 

 

«Равальский кот»

 

 

Где: Рамбла-дель-Раваль

 

Толстый мурлыка, что прячется среди пальм Рамбла-дель-Раваль, — из тех многочисленных барселонских скульптур, что с утра до ночи окружены туристами с фотоаппаратами. Одни проверяют на прочность бронзовые усы «гатито», другие делают вид, что чешут за ухом, а третьи пытаются залезть на его широкую спину. Последнее совсем не запрещено. И делать это удобнее всего со стороны хвоста, под которым скрывается красноречивое доказательство того, что бронзовый «Кот» — именно кот, а не кошка. Округлые формы животного и его впечатляющий вес (7 т) обусловлены фигуративизмом — направлением, которого всю жизнь придерживался его «папаша», знаменитый колумбийский художник Фернандо Ботеро. Известно, что Городской совет Барселоны купил у него «Кота» в 1987 году, хотя на главном променаде Эль-Раваля тот появился только в 2003-м. За этот период котяра успел постоять в парке Сьютаделла, слушая крики обезьян из соседнего зоопарка, и увидеть Олимпиаду 1992 года, когда его неожиданно перевезли на Монжуик.

 

 

«Жопа»

 

 

Где: Парк Карла I

 

Семиметровый памятник, посвященный первому президенту Олимпийского холдинга Сантьяго Ролдану, расположен в идиллическом месте, в Парке Карлоса I — среди вечно зеленых кипарисов, роняющих круглый год листву платанов и покрытых мягкой травой холмов. Реакция прохожих, которые оказались перед «Жопой» впервые, всегда одинаковая: сначала недоумение, потом хихиканье, а затем опасливая попытка выяснить, что там с обратной стороны. С обратной стороны между тем то же самое: две плотно сжатые ягодицы, переходящие в стройные ноги. Наверное, этот Сантьяго чем-то сильно насолил автору скульптуры Эдуардо Уркуло, подумаете вы и окажетесь совсем не правы. Знаменитый художник, признанный одним из самых ярких деятелей стиля поп-арт в Испании, искренне желал увековечить своей работой память об одном из самых ярких деятелей в области спорта, который, помимо прочего, был ему еще и хорошим другом. Просто сделал он это в свойственной ему провокационной манере.

16
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Елена Савкина
1
"Жопа" - это на самом деле-то что? Она и есть? Или что-то другое подразумевалось?
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.