Бали. Петушиные боги и богини смерти

 

 

Участнику петушиных боев, обуреваемому демонами смерти, могут помочь только люди силы — жрецы мангку и бальяны. Репортаж с места событий.

 

Бали… Этот остров в Индийском океане — настоящий тропический рай, с бесконечным летом, теплым морем и ласковым морем. Страна спящих вулканов и горных озер, что питают рисовые поля у окрестных деревень. Но мало кто знает, что рядом с этим зримым и осязаемым миром существует совсем иной — мистический Бали, где властвуют не только боги-создатели, но и демоны разрушители. Издревле этим демонам наравне с богами возводят каменные храмы. В их честь совершают жертвоприношения и красочные церемонии. Балийцы верят, что духи света и тьмы пребывают рядом с каждым человеком всю жизнь. От того, кого из них человек будет почитать, каким силам — добрым или злым — будет поклоняться, зависит его судьба.

 

 

На Бали сохранилась языческая вера в то, что проклятия за грехи прошлого могут снять люди силы — мангку и бальяны. Это каста жрецов, которые, как говорят, впадая в транс, входят в контакт с демонами, насылающими болезни. По местным поверьям болезни связывают с демонами, слугами богини смерти Дурги. Они проникают в человека в моменты ненависти, злости или азарта и рано или поздно завладевают рассудком. Мангку — жрец, которого избирают боги для проведения церемоний и ритуалов. Он может помочь, найти рецепт, узнав его из своих священных книг (лонтар). Но он четко следует канону. Шаг влево, шаг вправо невозможен. Бальян — целитель другого уровня. Тот, кто может проникнуть в тебя в состоянии транса. Даже просто взяв тебя за руку, уловив твои точки. Он может увидеть темную силу, духа болезни и буквально вытащить ее из тебя и выбросить прочь.

 

 

Петушиные бои. Богини смерти

 

 

Для балийцев с давних пор петух всегда был особым культом, а петушиные бои — настоящей страстью мужчин. Бои, как правило, проходят по субботам и воскресеньям, точное время и место их проведения становится известно участникам в самый последний момент. Так как бои считаются незаконными, место проведения каждый раз меняют. Конечно, при желании вычислить их было бы не сложно, но полиция просто закрывает на это глаза. И многие балийские мужчины готовы все отдать за хорошего петуха, который может принести деньги. Не стал исключением и наш герой И Вайян, который гордится своим последним пернатым бойцом, как другой гордился бы охотничьей собакой или арабским скакуном.

Жена Вайяна осознает опасность. Говорит, что во время петушиных боев, когда темные силы вновь овладевают душой Вайяна, он становится сам не свой. Ночами его мучают кошмары, он просыпается с криками, говорит: снится, как проиграл свой дом.

 

 

Встреча со жрецом мангку

 

 

Разобраться в том, что же делать и кто виноват (как в этой, так и в прошлых жизнях), Вайяну помогает мангку И Мадэ Виджа. Этот престарелый жрец является настоятелем храма Мертвых — единственного из трех сельских святилищ, где поклоняются не только добрым, но и злым духам, особенно богине смерти Дурге.

Встреча со жрецом чем-то похожа на визит пациента к врачу, а чем-то — на исповедь священнику. Пантеон демонов незрим, но велик, говорит жрец. Человек, слишком много посвящающий себя азартным играм, может потерять себя и оказаться во власти Дурги. Дурга проникает в наш мир, когда проливается кровь петухов: на праздниках, на церемониях. Но если проливать кровь просто так, беспокоить злой дух, когда заблагорассудится, тогда он может так и остаться с человеком. Жрец выбирает из своей тетради особую мантру — заклинание, написанное на древнем языке — санскрите, который балийцы называют языком богов. Нужно воспроизвести текст древнего заклинания в точности, как тысячи лет назад. Лишь так сохранится его магическая сила — ведь в мантре, в отличие от молитвы, важен не только смысл, но и звуки, передаваемые по воздуху.

Жрец говорит крестьянину, что его демоны слишком сильны и уже стали проклятием для всех его близких. Если Вайян хочет избавиться от демонов, он должен посетить церемонию чару, где соберется вся община. Но прежде надо провести обряд малукат — причащение святой водой, который защитит человека от злых духов и дурных желаний… В обряде смешались элементы язычества, индуизма и буддизма. Сами балийцы называют свою религию Агама Тиртха («религия священных вод»). Ведь вода — главный проводник между людьми и богами, источник очищения души от дурных помыслов. Для этого мангку заговаривает воду внутри своего святилища. После причащения святой водой жрец вновь возвращается к алтарю, где берет отваренные рисовые зерна — оберег от злых духов — и дает их вкусить Вайяну, напоминая о завтрашней церемонии.

 

 

Церемония присоединения к общине

 

 

На следующий день все члены сельской общины собираются в старом святилище посреди полей. Туда же отправляется и Вайян, которого страсть заставила однажды отвернуться от богов в сторону демонов. Он должен пройти через церемонию чару — первый этап для возвращения доброго имени его рода и уважения всей общины. По словам жреца мангку, первый этап — это приношение даров и общая молитва. А потом Вайяну предстоит самое сложное: нужно будет сходить на петушиные бои, встретиться лицом к лицу со своим страхом. Вайян должен бросить вызов своим демонам.

 

 

Петушиные бои

 

 

На следующий день Вайян отправляется на бои на своем старом мотоцикле. В азарте он проигрывал и выкупал его десятки раз. Сможет ли он оправдать доверие близких? Сможет ли справиться со своими демонами?

 

 

Именно в это время граница между миром духов и миром людей практически исчезает. И если человек оказывается слаб, они быстро завладевают его сознанием и душой… Вот мужчина передвигается по краю арены, где идет бой петухов, копируя причудливо движения пернатого питомца. Следующий бой — бой любимца Вайяна по кличке Красный. На кону его жизнь. И снова ставки, и снова гул толпы. Прыжок. Удар! Еще прыжок… Еще… Красный пытается встать, но, увы, уже не может. Его участь решена. Как и участь хозяина, спешащего покинуть арену.

Вайян выходит из-под навеса с тушкой петуха. Он не стал просить отыграться, не назначил новую битву. Не сделал то, что от него требовали темные силы. Проиграть и остановиться — в этом и был смысл испытания. Но никто не знает, когда демон Дурга решит посетить его вновь. Чтобы избежать встреч с Дургой, нужно обратиться к бальяну.

 

 

Изгнание злых духов бальяном

 

 

По совету жреца Вайян отправляется к одному из местных бальянов. Это Ни Мадэ Судани — женщина-целительница, которой приписывают уникальный дар общения с духами. Именно к ней обращаются тогда, когда не может помочь ни врач, ни мангку.

Настоящий бальян, как и мангку, не берет денег за свою помощь. Встреча начинается с обычной беседы, которая предваряет любой ритуал Ни Мадэ. Она присматривается к новому для нее человеку, пытается уловить его внутренний настрой, готовность к диалогу. Ей ассистирует двоюродный брат Кетут.

Практика целительства бальянов — это не просто чтение молитв. Это особый ритуал, который длится несколько часов, чтобы шаг за шагом вовлечь посетителя в тонкий мир духов, дать возможность услышать самого себя. В импровизированной комнате-храме жрица читает мантру. Ей вторит брат. Вибрации голоса становятся все сильнее. Атональный мотив наполняет все пространство комнаты и, кажется, проникает внутрь самого Вайяна. Еще немного — и он отрывается от держащих его земных духов. И медленно погружается в транс. А вместе с ним и Мадэ...

После окончания мантры Вайян выходит на веранду вместе с братом целительницы, которому предстоит восстановить энергетический баланс посетителя. После Ни Мадэ переходит к самой сложной части ритуала: она пытается проникнуть за пределы телесной оболочки Вайяна, освободить его от связи со всем земным.

 

 

Вернуть Вайяна, в буквальном смысле, на землю, в его земную оболочку, Ни Мадэ поможет малукат — очищение водой, которую осветила она молитвой перед незримым ликом богов. Только на этот раз потребовалось намного больше воды. Собственно, как и времени — в общей сложности около четырех часов.

Целительница сообщает Вайяну, что не обнаружила темных сгустков в его душе, но заметила их рядом. Она дает ему с собой корзину с дарами, здесь есть освященная вода и соль. Водой нужно окропить дом, особенно ворота — там, где целительница, будучи в трансе, увидела темные сгустки. А также приложить дар с водой к местам, где открываются чакры.

Вода и соль… Магический рецепт, которому, возможно, не одна сотня лет… Как и самой религии священных вод, что исповедуют простые жители Бали. Их искренняя вера сохраняет гармонию этого удивительного мира, что бесконечно умирает и бесконечно перерождается вновь.

9
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Анна Иванова
0
Эти прекрасные петухи ой как портят сон туристов своим специфическим криком ))) Да и Бали далеко не райское место) Но статья отличная - спасибо!
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.