Принесенные в жертву

Жестокие традиции древности существуют и по сей день. Фоторепортаж Александра Химушина из Индии. Впечатлительным смотреть не рекомендуется.

 

В тот самый момент, когда вы читаете эти строки в уютной домашней обстановке, где-то на другом конце света люди до сих пор приносят своим богам в жертву животных или даже собственных детей. В это трудно поверить, но жестокие традиции древности существуют и по сей день.

 

 

Как-то раз судьба занесла меня в индийский город Удайпур. Это не тот Удайпур в штате Раджастан, который хорошо знаком миллионам туристов, а маленький одноименный городишко в одном из самых удаленных регионов страны. Крохотный штат Трипура на северо-востоке Индии — это забытое богом место даже для самих индийцев. Однако если этот клочок земли, зажатый между Бангладеш и до недавнего времени закрытым штатом Мизорам, и был забыт богом, то уж явно не богиней. Здесь находится священный храм одного из воплощений индийской Богоматери — шакти Трипурасундари, повелительницы всех миров, которая управляет Вселенной... О храме я узнал совершенно случайно — от сторожа единственной в городе гостиницы, в которой остановился на ночь. С утра пораньше я отправился на место.

 

 

На вид храм не представлял ничего особенного — небольшое строение, каких в Индии тысячи. Вокруг не было ни души, кроме двух служителей, расставлявших свечи и свежие цветочки вокруг идола Маа Кали, небольшого по размеру верховного божества этого храма. Они сказали, что в 12 будет происходить какая-то церемония, на которую прибудет много местных жителей, и я решил вернуться позднее.

 

 

В назначенный час во дворе храма собралось много прихожан, священнослужители, одетые лишь в набедренные повязки, сновали по храму, готовясь к церемонии, женщины выстраивались в очередь к урнам, наполненным пеплом, чтобы поставить зажженные палочки с благовониями, вокруг было много детей.

 

 

 

 

Я обратил внимание, что с обратной стороны храма выстроилась другая очередь. В основном в ней стояли мужчины, державшие за веревки, как на поводках, по нескольку молоденьких козлят, которые все как один были черного цвета. «Что бы это могло быть?» — подумал я. Осознание того, что вскоре я стану участником кровавой бойни, пришло, когда я увидел, как один из служителей вынес откуда-то из глубины храма огромный меч и на глазах у собравшихся стал деловито натачивать его о камень. От одного взгляда этого человека становилось не по себе.

 

 

Вскоре прозвенел колокол, и церемония началась. После поданного знака первый очередник с козлятами подтащил их к служителю, сидевшему в позе лотоса. Тот, зачитав какие-то молитвы, многозначительно сомкнул руки. Козлята, видимо, чувствовавшие приближение конца, упирались, как могли, и громко блеяли. Им на головы посыпались лепестки цветов, служитель также окропил их сверху водой из стоявшего рядом сосуда.

 

 

Двое других расположились посреди большого помещения, где находилась плаха. После зачитывания «приговора» один из них схватил первого козленка и, завернув ему ноги, уложил головой на плаху. Один взмах меча — и голова отлетает в сторону, падая на пол буквально в нескольких сантиметрах от меня. Еще живые глаза, в которых застыл ужас, смотрят по сторонам. Голова сама по себе кричит и блеет, тело же, из которого фонтаном бьет кровь, уже отброшено в сторону. Затем ритуал повторяется снова и снова... За процессом наблюдает большое количество людей, основная масса которых — женщины и дети. Присутствующие, закатив вверх глаза, как в трансе хором издают какие-то зловещие звуки, напоминающие улюлюканье, от которых в моих жилах стынет кровь. Находясь там, я не могу поверить, что все это может происходить в наше время...

 

 

 

ВНИМАНИЕ! ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНЫМ УБЕДИТЕЛЬНАЯ ПРОСЬБА НЕ ПРОСМАТРИВАТЬ СЛЕДУЮЩИЙ СЛАЙДЕР.

 

 

У индийской матери-богини много форм, одна из которых, Кали, — темная и яростная, символ разрушения. Ей-то и предназначены души тех, кого в тот день приносили в жертву. Хотя практика индуизма не требует ритуала жертвоприношений животных, более того, основная масса населения вообще является вегетарианцами, для тех, кто относит себя к секте шактистов, жертвоприношение животного является неотъемлемой частью ритуалов. В Трипуре к тому же шактизм тесно переплетается с традиционными верованиями многочисленных проживающих здесь малых народностей, имеющих азиатско-бирманские корни.

 

Сначала я думал, что люди, пришедшие в тот день в храм, просили чего-то сверхъестественного, ради чего были готовы заплатить жизнью невинного животного. Кто-то из собравшихся действительно просил излечения для тяжело больного ребенка, однако, поговорив с другими, я был шокирован, узнав, что их просьбы были весьма прозаичны: продвижение по службе, материальное благополучие. И эта кровавая бойня здесь не что-то из ряда вон выходящее. Подобное происходит в храме ежедневно. В тот день, по моим подсчетам, было обезглавлено не менее 50 козлят. Говорят, по особо важным случаям сюда приводят буйволов.

 

ВНИМАНИЕ! ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНЫМ УБЕДИТЕЛЬНАЯ ПРОСЬБА НЕ ПРОСМАТРИВАТЬ СЛЕДУЮЩИЙ СЛАЙДЕР.

 

 

При мне к священнослужителю подошел какой-то мальчишка лет десяти, который пришел с мамой. Они принесли голубя, которому на моих глазах ощипали шею и отрезали голову. Тушка упала в лужу крови, вокруг которой в ожидании конца ритуала, облизываясь, уже бродило несколько собак...

 

 

Я понимаю, что со своим уставом в чужой монастырь не ходят, однако, глядя на происходящее, задаешь себе только один вопрос: «Ну как в наши дни люди до сих пор могут слепо верить в жертвоприношения?» Культ богини Кали до сих пор распространен не только в Трипуре, но и в других частях Индии, особенно в Западной Бенгалии. По одной из версий само название столицы штата Калькутты произошло от бенгальского Kalikkhetro, что означает «Поле богини Кали». Однако в Бенгалии, как в одном из наиболее развитых штатов страны, кровавые ритуалы жертвоприношений в храмах сегодня официально запрещены. Несмотря на это, как мне рассказали в частной беседе, многие состоятельные индусы (которые, казалось бы, должны иметь другую точку зрения на подобные обряды) практикуют этот ритуал за закрытыми дверями.

 

 

Необходимо отметить, что жертвоприношения животных сегодня существуют не только в Индии. Они также практикуются в странах Азии и Африки. Но не только! Например, в Израиле накануне Дня искупления в ортодоксальных общинах харедим практикуется обряд жертвоприношения домашней птицы — каппорот. Исламская традиция забх — по сути, тоже религиозный обряд. Поскольку главным условием при резке животного является произнесение режущим мусульманином слова «Бисмиллях» (во имя Аллаха).

 

Однако жертвоприношения животных не идут ни в какое сравнение с жертвоприношениями человеческими. Как известно, в древности они имели место во многих странах мира. Существуют ли они сегодня? Дж. Липнер в своей книге «Хинди: их верования и обряды» (1994) утверждает, что среди последователей шактизма обряды человеческих жертвоприношений в Бенгалии существовали вплоть до начала XIX века. Хотя они и не являлись частью основной культуры, некоторые культы в Индии приносили своим божествам человеческие жертвы. Так, на протяжении многих веков в Индии существовала тайная секта тугов, которые называли себя детьми богини Кали. Туги были профессиональными убийцами, перемещавшимися по стране небольшими законспирированными группами. Примыкая к караванам, они убивали путников, к которым входили в доверие. Хотя существует мнение, что туги были просто разбойниками, сами они объясняли свои деяния исключительно служением своей повелительнице — богине Кали. Ритуальные убийства совершались практически бескровно — либо кинжалом в затылок, либо удушением жертвы специальным желтым платком, либо при помощи яда. Когда в XIX веке к власти в Индии пришли англичане, они вызвались искоренить секту, в результате чего было арестовано около 4000 человек. Предводитель тугов, сознавшийся в убийстве 931 человека, до сих пор считается самым массовым серийным убийцей в истории. Согласно Книге рекордов Гиннеса, секта тугов была ответственна за смерть около 2 млн человек, по другим данным — около 1 млн. По неподтвержденным сведениям, туги существуют до сих пор, так же как человеческие жертвоприношения богине Кали в Индии до сих пор имеют место.

 

 

Я решил выяснить, есть ли какие-либо свидетельства того, что ритуальные убийства происходят в наши дни. Вот только несколько выдержек из русско- и англоязычных СМИ последних лет:

 

У меня имеется еще ряд ссылок на эту тему, но думаю, что этого уже достаточно.

 

Написание и публикацию этого материала я несколько раз откладывал, потому что знаю, что реакция на подобные репортажи бывает неоднозначной. Хочу только сказать, что фотографии, которые я сделал в Индии и публикую сегодня, — это не пропаганда жестокости, они просто наглядно иллюстрируют то, что происходит сегодня на нашей планете. Нам может это не нравиться, но это тем не менее происходит. Мы можем просто закрыть глаза и забыть, а можем подписать петицию, чтобы жертвоприношения в храмах Трипуры были прекращены. Петицию уже подписало 798 человек, но этого пока недостаточно, чтобы изменить ситуацию. Поможем?

 

Завершая это материал, хотелось бы задать вопрос читателям: как вы думаете, что заставляет людей в наше время слепо верить в ритуальные жертвоприношения? Ведь если считается, что религия несет добро и свет, то чем тогда объяснить, что в современном мире до сих пор принято жертвовать чьей-то жизнью только ради того, чтобы попросить у своих богов благословления, прощения или снисхождения?

 

Примечание: в репортаже использованы несколько фотографий и рисунков тугов и богини Кали из открытых источников.

28
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Lencha Podolyan
8
Александр, спасибо за этот пост. Отрезвляет. Действительно, не верится, что подобное случается в наше время.
Вероятно, их ритуальные жертвоприношения людей и животных сформировались не из пустого места, а через семью или ближайшее окружение. Возможно, их родители/деды/прадеды были тугами. Это их история. Как бы она нам не нравилась с нашей точки зрения, в 21 веке. Я правильно понимаю, в основном это бедные слои населения? Тогда недостаток образования?
Прямо представляю сейчас, что в их картине мира это абсолютно нормально. Сделав жертвоприношение, они смогут добиться желаемого. В корне всего - обычное желание, как Вы пишите, порой заурядное и материальное. Насколько же сильна должна быть традиция, чтобы в 21 веке Интернета и вообще разнообразия путей, идти к своим мечтам через жертвоприношения.
Елена Климентова
Полностью согласна с тем, что написано Lencha Podolyan. Начинаешь сомневаться в прогрессе человечества.
Борис Кузнецов
Уже 810 - петицию подписал.
Serge Weydenbaum
1
Да хоть 810 000 подпишут...
Думаете, что-то ТАМ изменится, наивный вы наш ?
Реальная Индия - это далеко не то, что рассказывают гламурные журналы и показывают в фильмах Болливуда.
Знаю, что говорю...
Борис Кузнецов
Надежда умирает последней) А если прокатит? Это же не сто штук заплатить а поставить подпись. И кто знает...
Дуня Бобрышева
Просто в Индии более древняя религия. Со временем религии видоизменяются, древний человек начинал с тотемизма и жертвоприношений. Не такой уж и необычный и редкий обычай. И в современных религиях баранов на праздники режут.
Александр, а они этих козлят потом съедают, или это убийство только ради жертвы?
Андрэ М
3
Что заставляет верить в жертвоприношения? Да все то же, банальное "вдруг поможет, а хуже точно не сделает". А одного козла за продвижение по работе - не жалко. Для целых эпох прдобные развлечения были на уровне гос.программ. Большая часть населения древнего Египта была занята в строительстве прирамид (камнетесы, строители, перевозчики камня, корабли и т.д.), тоже самое с пирамидами в Америке. Храм, его строительство и все с культом связанное у иудеев и еще много подобного у других. Это было как государственные инфраструктурные проекты. Христианство, кстати, очень много из этого переняло и кто знает, не заменили бы жертвоприношения настоящие (как у иудеев) на "альтернативные" (проскуры и кагор), если бы не банальный голод в средневековой Европе. А  в целом, по моим наблюдениям, т.н. цивилизованность настолько тонка что слетает с человека практически моментально, стоит его немного вывести из "зоны комфорта", но массовый геноцид животных, я разумеется не оправдываю...
Элина Хакимова
Хорошо, что хоть людей в жертву не приносят, как древние инки
Serge Weydenbaum
1
А как же без ЭТОГО ?
Вы что не читали предложенные автором выдержки (ссылки) ?
Кстати, когда я дал похожую ссылку в предыдущей теме про Индию, то модераторы её удалили вместе с сообщением, за, якобы, "нарушения" Правил...
Анна К
9
Нет, ну, давайте будем честны. Мы едим мёртвых животных. И все эти телята, курочки и поросята, которые лежат на наших столах, умерли не своей смертью. Их убили. Может, с меньшим количеством публики, но их тоже зарезали.Не думаю, что для козленка есть разница: жизнь его завершится со зрителями или без.
Борис Кузнецов
Если они животное съедают то да, а так получается что это просто убийство животного...
Татьяна Чулкова
Ну вот, один из многочисленных плодов ценнейшей и так необходимой человеку религии. Что сейчас сможет заставить человека изменить "традициям" и "своим" взглядам при наличии такого тысячелетнего зомбирования за спиной?? И сомневаюсь, что есть великая разница между папуасом и миллионером. У всех есть страхи, и помочь справиться смогут исключительно боги - один или десяток. А что скажут, то и сделаем. Теперь и не такова вина, в частности в рамках этого примера, этих людей в их убийствах - ведь они не представляют другого варианта развития жизни, переданной их предками. А домыслить самим..чем и зачем? Вот в этом самый ужас. Судя по практике, человек прекрасно устроен - его можно заставить поверить во ВСЕ, что угодно. За исключением одной незначительной детали - себя. Почему, черт возьми?? Легче отрезать пару голов, разбить свою о паперть и безудержно бормотать молитвы - чаще, чем за всю жизнь произнес слово "мама". Лучше бы в нее и верили - гораздо больше подходит на роль божества.
Андрэ М
1
верить в себя, для человечества - тоже не вариант, были уже примеры народов, верящих исключительно в человека, которые реки вспять поворачивали, космос заселять пробовали, ну и попутно уничтожали верящих в другое, как же без этого?
Татьяна Чулкова
Я бы не сказала, что религия - слуга природной стихии, и все, кто ее чтят, уважительно относятся к последней. Ваш пример больше характеризует болезненные человеческие амбиции.
Андрэ М
0
тут как всегда есть 2 крайности: 1) "от нас ничего не зависит, все предопределено" и 2) "каждый сам кузнечик своего счастья". Жить в гармонии с миром про принципу "используй то что под рукою и не ищи себе другое" на самом деле могут очень на многие. Без подхода номер 2 человечестов все еще могло жить в пещерах, но он же планету, скорее всего и погубит))
Татьяна Чулкова
Ну вот, немногие, но все же, а если еще и поднапрячься, то может успеем до развала планеты)
Андрэ М
0
вряд ли...как раз гармония с планетой и состоит в том чтоб не напрягаться...не напрягать планету и окружающих)) Карлин тему с планетой закрыл еще лет 15 назад, добавить нечего))
Татьяна Чулкова
Вы - хиппи???)))
Андрэ М
0
задумался... 😇
Юлия Жук
0
Эвены, живущие возле Охотского моря, приносят в жертву оленей в День Весны. Сегодня было в передаче на Моя Планета в рубрике "Редкие люди". Так что кровавая традиция, к сожалению, существует практически везде :(
Юлия Замриенко
как петиция поможет? нужно влиять на сознание людей, на их воспитание
Юрий Ващенков
Отличная статья. И очень актуальная, по моему любая война - это жертвоприношение, а люди меньше воевать не собираются :(
Так что жертвоприношения будут продолжаться, как не печально :(
irina smirnova
4
А что все возмущаются? Или здесь все вегетарианцы? Александр бы со своим фотоаппаратом посетил бы "цивилизованные" бойни и выложил бы фотографии с тем же возмущением: в наше время да такое происходит! В чём разница? Я - вегетарианка, и всегда поражаюсь - к собачкам добрые, а других животных убивают, или это потому, что собаки несъедобные? Сейчас Индию считают нецивилизованной, но там в целом убийств животных меньше происходит, чем в " цивилизованных" странах, т.к. большинство - вегетарианцы. А в России? Все мясо едят и меха носят. Ну и кто тут нецивилизованный? Лицемеры.
Светлана Скараева
0
Действительно жуткое зрелище. Александр, как вы выдержали эти реки крови?  Страна контрастов, ничего не скажешь.
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.