Жажда дороги

Илья Поляруш автостопом проехал 70 000 километров. Что для него значит автостоп, в каких экстремальных условиях оказывался, какие есть правила у автостопщиков и что в этом притягательного? Беседуем…



- У обывателя, по крайней мере, у меня, долгое время существовало мнение, что автостопщики – это скорее «люди определенного образа жизни». Об автостопщиках – путешественниках активно заговорили пару - тройку десятилетий назад. Так кто ж они такие?

- Автостопщики делятся на 3 категории.
Первые - те, как вы сказали, «люди определенного образа жизни», у которых в принципе не бывает денег, а им нужно куда-то добраться.
Вторые – спортивные автостопщики. Они считают такой метод путешествия как своего рода спорт. Напоминает ориентирование на местности, которое было популярно в 1960 – 1970-ые годы. Автостопщики его усложнили: «подключили» к ориентированию на местности умение просчитывать путешествие по дорогам. Они стремятся быстрее других добраться из пункта А в пункт Б, посетив при этом заранее оговоренные промежуточные пункты и оставляя на трассе на столбах определенные метки. Метки – это важно: указывают на то, что вы тут проходили. Таким образом, исключается момент везения в автостопе и тренируются навыки ориентирования на любой местности. К примеру, мне, когда я участвовал в подобных соревнованиях, нужно было углубиться от трассы на 15 км, доплыть до середины озера и «зафиксировать» здесь свое присутствие.
Кстати, подобные соревнования в России проводятся вот уже более десяти лет.
Третьи – это путешественники, к коим я себя больше причисляю.



- Путешествуя автостопом, мне кажется, идет проверка «на прочность», выносливость и везение, удачу. Правильно я понимаю?
- Конечно, всё это имеет быть. На прочность и выносливость я себя давно проверил, когда в феврале в сорокаградусный мороз добирался из Питера до Ставрополя.



- Специально? В Мороз?
- Нет, так получилось. Я выезжал из Питера, было -15 , в Москву приехал, похолодало до -20 . Это нормально. У меня хорошее термобелье, куртка… А вот под Воронежем началась сильнейшая метель и мороз ударил под -40 . Трасса М-4 в этом месте широкая, открытая, вокруг поля. И я на этой дороге в 3 часа ночи оказался. Меня высадили на развилке, поскольку водителю, который меня подвозил, нужно было в другую сторону. Вот два с половиной часа на трассе простоял.



- Почему ты не пошел? Все-таки движение…
- Нет, мне нельзя было уходить с этого места, потому что там была хорошая точка.

- Объясни, пожалуйста
- Автостоп – это математика в чистом виде. Если это продуманный автостоп. Я где-то неделю готовлюсь: изучаю карту, читаю отзывы, обязательно смотрю, где и какие светофоры, развилки, остановки, где какой трафик, в какое время максимальный поток машин. То есть трасса рассчитывается от двух-трех суток до недели и более в зависимости от её протяженности. Рассчитать «прохождение» можно с точностью до часа или несколько часов; опять же зависит от длины выбранного маршрута. Все относительно предсказуемо.

И вот там, под Воронежем, я понимал, что где меня высадили, - это хорошая позиция. Есть шанс уехать. Если б я пошел, то вероятность уменьшалась. Ну вот, два с половиной часа на морозе простоял. Тогда и понял, что я, наверно, многое могу. Пожалуй, одно из самых экстремальных путешествий…

Хотя нет, ещё случай был. Пару лет назад я путешествовал автостопом по черноморскому побережью. Решил ночью пройти пешком вдоль берега моря и где-то по пути заночевать. Разыгрался такой шторм, что волна закрывала луну. Пару раз было реально страшно, когда ветер врезал меня в скалы. У меня с собой было альпинистское снаряжение. Поднялся наверх, установил палатку, но её через пару часов очередной порыв ветра просто разорвал. Когда утром дошел до отеля и стал слушать новости, то решил, что меня судьба хранила. Примерно в том месте, где я проходил, танкер развалился надвое от урагана на воде.



- И вот при таких экстремальных ситуациях тебе нравится путешествовать автостопом? Почему? Что в этом притягательного?

- Давно понял, чем мне нравится автостоп. Я его не рассматриваю как средство передвижения, потому что, как средство передвижения, оно очень неудобное. Также я не рассматриваю автостоп, как нечто бесплатное и удешевляющее мое путешествие.

Я его воспринимаю как вид путешествия, которое начинается ровно тогда, когда ты вышел из дома и через некоторое время можешь оказаться где угодно. Допустим, вы хотите попить кофе в Париже. И вы знаете, что вступив на трап самолета, пролетев несколько часов, выйдите в аэропорту, найдете хорошую кофейню и будете наслаждаться кофе. У вас при этом теряется огромное количество впечатлений, которое вы могли б получить в дороге. Если вы едите поездом, то ситуация аналогичная. Очень хорошо, если вам повезет на интересных собеседников, и ещё останутся впечатления от видов, пролетающих за окном.



В случае, когда я выбираю автостоп, у меня есть свобода. Во-первых, определенная свобода передвижения. Во-вторых, знакомлюсь с огромным количеством людей, и каждый их них мне открывает свою страну, свой город. И я узнаю Россию и мир гораздо глубже, нежели проезжая эти места, сидя у окна в поезде. Меня завораживает такое путешествие.

Однажды мне попался преинтересный попутчик. Дедушке было под 90, он поведал о том, как воевал в этих местах, о том, что в книгах не пишут. К примеру, рассказывал, что сидел в закопанной в землю бочке и стрелял по ногам фрицев. Не знаю как, но они сидели в них и вели прицельный огонь. Я даже не знаю насколько это правда, но сам факт общения с позитивным и интересным попутчиком для меня важен.

- Ты свободен в своем выборе? У нас у всех, у большинства, есть какие-то обязательства…

- Конечно, есть обязательства – у меня семья, работа. Но сознание, что ты можешь быть непривязанным ни к бензину, ни к определенной трассе, ни к чему КОНКРЕТНОМУ, – это дает некий эффект иллюзии свободы. Каждый в этой жизни выбирает свой путь, и удовольствие от жизни каждый получает по-своему. У меня вот так.

- Как к твоему увлечению относится жена?

- Она мудрая женщина и знает, что для меня важно внутри себя поддерживать иллюзию свободы выбора и свободы моей личности. Что я могу куда-то сорваться и поехать. Мало того, я иногда срываюсь и еду.
Но и я неглупый человек. Вроде бы… И понимаю, что это иллюзия. Потому как есть вещи, за которые несу ответственность. В первую очередь, за сына и жену. Поэтому сейчас «соскакиваю» из привычной жизни максимум на неделю – другую. Но во мне это чувство должно быть. Его нужно поддерживать и жена это понимает. И поддерживает, за что я ей благодарен.



- Откуда у тебя этот жажда дороги?

- Не знаю. Может быть от прадеда – у него была страсть к бродяжничеству. Ну, по крайней мере, я так для себя объясняю. Он был неистовым. Когда наступала весна, и он слышал стук колес поезда (они жили недалеко от железной дороги) и если рядом не было близких, то прадед мог исчезнуть. Его находили порой за 3 - 4 тысячи километров от родного дома. При этом бросал все. Конечно, у меня такого не было и не будет, но сидеть долго на одном месте не могу.



- У автосопщиков есть правила, которые нужно неукоснительно соблюдать?

- Конечно, чтобы путешествовать быстро и безопасно, нужно знать определенное количество неписаных правил, быть общительным и открытым для общения, может быть, даже быть психологом.

- На примере, пожалуйста, хотя б одном…

- В каждом городе есть своя точка старта автостопщиков и в Ставрополе есть такая. Это на Деминском кругу у щита, повернутого в сторону Невинномысска. Оттуда стартуют все ставропольские автостопщики. До этого места ты можешь доехать на чем угодно, но дальше нельзя. И на обратном пути сюда ж возвращаемся Это правило. Как правило, и то, что мы никогда не занимаемся автостопом внутри населенного пункта. Потому что это некрасиво.



- У вас есть Клуб, Сообщество?

-Да, сейчас в стране их несколько. Самым первым проявил инициативу Алексей Воров. Он в 1978 году в Ленинграде основал Лигу автостопа (ПЛАС). Алексей автостопом проехал около 6 миллионов км, что до сих пор является непревзойдённым рекордом. Есть на кого равняться в своих целях…

14
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Сергей Саблин
Автостопщики самоотверженные люди. Сам пару раз так гонял и понял все "прелести" этого вида путешествий:)
Светлана Чанилова
Вы где-то писали об этом? можно почитать?
Сергей Саблин
Даже здесь писал один или два раза, но боюсь и не вспомню когда, а искать лень:)))
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.