Записки очевидца или как это было на самом деле. Путешествие на Святые места в Восточный Казахстан

Будучи человеком от природы любопытным, да и как и многие (нечего тут скрывать) жаждущей чуда, отправилась я в путешествие вместе с группой паломников на Святые места Казахстана, а именно места Святых близ Семея. Дорога ожидалась долгой и очевидно не столь приятной обычному обывателю, как поездка на солнечный берег Турции. Но решение принято: запакованы дорожные сумки, аккуратно сложены спальные мешки, на ногах кеды, в глазах – ожидание. Группа туристов "за чудом" рассаживается в удобные кресла темно-синего Фольксвагена и уносится вдаль из города далеко в степи и горы Казахстана. Переезд длительный, у каждого в сумочке бутерброды, пирожки и печеньки, где-то рядом паспорт гражданина РФ, и ручка для заполнения документов на границе.

Тюмень- Омск – граница – Павлодар – Семей. Это маршрут предварительного следования до Святых мест. В Павлодаре русские рубли меняются на казахские тенге, ласково получившие название "фантики" из-за разноцветного, яркого и красочного оформления денежного знака, на обретенную и столь необходимую здесь валюту закупается продовольствие, как в последствии выяснится на легкий перекус во время движения и на основное питание на Святых местах, в виде вкусных Курбанов и сладкого чая. Едем комфортно с небольшими остановками в дорожных кафе, кто-то ведет ненавязчивые беседы, кто-то погружается в "сонное царство", а кто-то размышляя о своем, наблюдает за красотами казахской степи.

Вот и Семей, более известный российским гражданам как Семипалатинск. Невольно в голову приходят вопросы, с чем связана терминология названий, как предыдущее, так и современное казахское. Почему «Семь палат», семь буддийских калмыцких храмов стали основоположниками наименования города, и почему Семипалатинск, также длительное время бывший городом областного значения вдруг потерял не только свой статус, но и имя? И почему Семей?
Но моим рассуждениям суждено было закончиться, так как внимание туристов привлек другой населенный пункт – АККУ. Это слово уже было нам знакомо, но никто точно и не знал, что оно значит. Эниологи нам объяснили, что Акку, переводится с казахского как "лебедь", так же называют женщин, обладающих экстрасенсорными способностями. Мы останавливаемся и оживленно обсуждаем. Оказалось, что Сункар переводится как "сокол" и этим нарицательным именем называют мужчин с экстрасенсорными "дарами". Всем стало очевидно, что началась основная часть нашего путешествия – уже скоро, мы прибудем на Святые места. Настроение резко улучшилось. Все стали фотографироваться на память, шутить и рассказывать друг другу интересные истории. Первое место нашего паломничества – известная своими многочисленными мифами, а может и былями, пещера Коныр-Аулие. Все в ожидании!

Пещера Коныр-Аулие находится примерно в двухстах километрах от города Семея в Абайском районе в горах Шынгыстау. По преданиям, обнаружил пещеру пророк Коныр, а было это в допотопные (в самом буквальном смысле) времена. Согласно легенде, в спасительный Ноев ковчег не успели попасть три пророка земли казахской, и пришлось им все время потопа провести на бревнах, которые были привязаны к ковчегу. Когда вода стала спадать, и показалась суша, бревно Коныра зацепилось за хребет Актас (Белый Камень), в расщелине которого и находится пещера. Внутри нее находится каменная чаша, наполненная водой, которая обладает целебными свойствами. По словам местных аксакалов (старейшин), об этой уникальной воде знали их далекие предки, приезжавшие сюда залечивать раны после кровопролитных стычек с джунгарами. А некоторые старожилы и вовсе уверены, что могила великого Чингисхана сокрыта в каменной зале под этой пещерой, а воды таинственного озера соединены подземным течением с самой Меккой!
Почему же для последнего пристанища из всей огромной завоеванной территории хан выбрал эти почти безлюдные степи? Может быть потому, что Чингисхан уже тогда знал, где находится географический центр Евразии? И где же еще быть похороненным могущественному завоевателю, как не в центре континента? Такими разговорами развлекались мы, чтобы скоротать время до легендарной пещеры. Но в этот календарный день в пещеру мы не попали, нам пришлось заночевать в степи, а рано утром примерно часов в 5, продолжили путь. И вот совсем неожиданно, повернув по степной дороге мы увидели небольшой аул. Это и было поселение Орда около интересующего нас уникального места.



Орда (ставка) расположена, с точки зрения военной науки средних веков, очень даже грамотно. Аул лежит как бы в чаше, окруженный небольшими сопками, с которых окрестность видна как на ладони. А вот Орду можно обнаружить только на расстоянии одного километра. Откуда возникло название, не помнит никто. Может быть, Орда и была когда-то той самой Золотой?

Утро было раннее. Нас проводили в гостиницу для паломников, мы сладостно растянулись на мягких матрасах и проспали до 8 часов утра. Паломники, прибывшие вчера уже разъезжались и нам было приятно ощутить атмосферу легендарного места. И вот самое главное - Мы идем в пещеру!



Под лучами ласкового солнышка, по теплому песку мы направляемся к уже заметной расщелине в горе Актас. Недалеко от входа находятся большое захоронение с надгробными памятниками, представляющее, наверное, несомненный интерес для археологов. Но и мне любопытно (сделала несколько фото).

Вход в пещеру - расщелина - несколько узкий, высота входа - чуть более двух метров. А дальше – крупные и достаточно скользкие валуны. Идти пришлось осторожно и не зря нам перед поездкой рекомендовали удобную обувь! Очень кстати пришлось наличие электрического освящение в пещере, без него было бы трудно. Говорят, что в 10 метрах от входа лежит каменный идол - "калмык", но к сожалению, я его не увидела. И вот оно - озеро! Озеро глубокое, и вода в нем удивительной чистоты. По совету эниологов, каждый из присутствующих знал, сколько раз ему нужно окунутся в лечебные воды, вода оказалась не настолько холодной, как нам рассказывали ранее, и все благополучно справились с заданием. Подниматься было намного легче, и это удивительно, ведь на подъем идти сложнее. Говорят, что вода снимает тяжесть и негатив с тела, человеку становится легко. Наверное, это и случилось с нами. Говорят, что наркоманы бросают свое злобное деяние, злостные курильщики перестают курить, алкоголики становятся трезвенниками, больные выздоравливают. Интересно какие чудеса произойдут с каждым из нас?
После подъема мы вернулись в Орду. Там для нас готовился Курбан. Мясо молодого барашка с лапшой, приготовленный в традиционных казахских чанах. Поверьте, это прекрасно!
Мы продолжаем путь. Легендарная пещера Коныр-Аулие осталась позади, а впечатления о ней сохранятся еще долго.

А впереди новые места. Мы направляемся в урочище Жидебай, где расположены культовые памятники истории и культуры казахского народа. Вдали виднеются куполообразные здания. Любопытство к "новому" возрастает, и мы с интересом слушаем знатоков истории казахского народа.
Урочище Жидебай - родина великого казахского поэта Абая (Ибрагима) Кунанбаева. Абай, как Пушкин для России, национальная гордость Казахстана. В урочище, на специально отведенных местах проходят Абайские чтения, включающие концерты, конкурсы чтецов, конференции и выставки, посвященные творчеству Абая. Жители района отличаются особым, трепетным отношением к литературному наследию своих знаменитых земляков.



К 150-летнему юбилею Абая в 1995 году в Жидебае был возведен величественный мемориальный комплекс, авторы которого – алматинские архитекторы во главе с Беком Ибраевым. Башни мемориала расположены на платформе, три яруса которой – как прошлое, настоящее, будущее. С одной стороны - возвышается мавзолей Абая высотой 32 метра и 12 метров в диаметре, с другой стороны – мавзолей Шакарима, племянника и ученика Абая, такой же величественный, но на 1 метр меньше высотой и в диаметре. Вместе с Абаем захоронен, и его брат Оспан, а неподалеку находится могилы самых близких Абаю женшин - матери Улжан и бабушки Зере. Заповедник-музей "Жидебай" на площади 6400 га, включает: дом-музей Абая из 8 комнат с экспозицией усадьбы; мавзолейный комплекс "Абай - Шакарим", где покоится прах Абая-Оспана (брата Абая), Шакарима (племянника Абая) - Ахата (сына Шакарима) и Еркежан (жены Абая).



При мавзолейном комплексе функционирует мечеть, являющаяся его неотъемлемой частью. В зоне мавзолейного комплекса находятся захоронения Кудайберды (брата Абая), Зере (бабушки Абая), Улжан (матери Абая). И вот он мемориальный комплекс, построенный на основе космогонических представлений казахов.



Мы входим на первый этаж здания. Впереди - пирамида. Нам подсказали - можно подойти к ней и взяв в руки камушки загадать желание. Абай и Шакарим, как Святые казахской земли, исполнят желания в творческой сфере, но помогут и в других направлениях. Пройдя несколько дальше, мы попадаем в настоящий амфитеатр!



Здесь на сцене можно "выступать" - читать стихотворения, петь, играть на музыкальных инструментах... И по мнению эниологов - Ваши способности обретут новую силу! Все творческие люди в гости к Абаю! Среди нас тоже нашлись будущие творцы! Но время не ждет. По ступеням амфитеатра поднимаемся выше.



Картина, которая открывается перед нами удивительна. По бокам платформы (более 200 метров) расположены две высокие башни, это и есть мавзолеи Абая и Шакарима. По замыслу, эта платформа объединяет два захоронения – Абая и Шакарима – в единое целое. Мы направляемся в мавзолей Абая.



В центре - надгробие Абая и его брата Оспана. Рядом пирамида. Каждый страждущий просит помощи и поддержки у казахского поэта, почитаемого так же Святым и помогающим страждущим. Мавзолей Шакарима, племянника Абая, внешне схож с мавзолеем Абая, но отличается узорами на стенах и куполе. В центре - надгробье, рядом пирамида. Мы также просим поддержки у Шакарима и продолжаем свой путь.
На поверхности стен имеются надписи и это вырезанные росписи девяноста девяти имен святых пророков Аллаха! По углам платформы четыре башенки, в которых проводят казахские ритуалы здоровья и удачи с участием великих духов-аруахов. Обряд рассчитан на проведение ночи в специальном помещении башен, чтение молитв и совершение казахских ритуалов. Но к сожалению, мы спешим дальше и направляемся в музей великого поэта Абая.


Музей состоит из 8 комнат, где жил и работал Абай Кунанбаев. Мы знакомимся с историей его семьи, с интересом разглядываем предметы быта под четким руководством экскурсовода.



Здесь и кухня, где в чанах готовились кушанья, и залы, где принимались дорогие гости, и спальни его жен и кабинет с зеркалом, в котором, по легендам, можно увидеть его самого. Я не удержалась, заглянула. Но, только мое отражение... Географический центр Евразийского континента расположен рядом с домом где жил и работал Абай. Может быть это совпадение? А может и нет. В наших планах посещение еще одного места - мавзолея предка Абая, почитаемому как святого Кингирбай Ата. По легендам Кингирбай бий или Кингирбай Ата, Святой в религиозных представлениях казахского народа, излечивает неизлечимые болезни, помогает в юридических делах. Для получения, желаемого нужно посетить его мавзолей и попросить о помощи. А лучше - переночевать у его изголовья.



Паломники не забывают Святого, не смотря даже на то, что долгое время имя Кингирбай Ата был запрещено в казахском обществе. Мавзолей находится на высокой горе, у подножия - построена дом-гостиница, где прямые потомки этого человека в седьмом-восьмом поколениях привечают гостей, приехавших издалека. Нас встретил пожилой мужчина, проводил в мавзолей и рассказал о Святом. Выяснилось, что самого Абая, будучи маленьким ребенком, отец привел к Кингирбаю для излечения хилости здоровья. Мы тоже попросили "дедушку" о помощи.

И в путь... За новыми впечатлениями. В гости к великому шаману - Святому Баянбай Ата.

Дорога к великому шаману – Святому Баянбай Ата – была предвкушением. Каждое из мест, которое мы посетили, а это пещера Коныр-Аулие, мемориальный комплекс Абай-Шакарима, мавзолей Кингирбай Ата, отличались друг от друга, и нам, несомненно, хотелось узреть колорит шаманского уголка. Приехали мы уже поздно ночью. Стояло много микроавтобусов, гостиницы для паломников были забиты, но к нашей радости и нам достались места. Растянувшись мы ушили в мир грез. Но почему-то долго не спалось. Было очень любопытно, и мы с утра спозаранку отправились осматривать окрестности. В глаза сразу же бросались памятные плиты, увешанные белым материалом.



Это было изголовье или место захоронения шамана Баянбай Ата. Паломники, отъезжающие со Святых мест разбирали вещи, оставленные для энергетической зарядки, а в уголке мы заметили стоявшие посохи наших шаманов-эниологов. Кто-то из нас тоже оставил личные вещи в надежде на исполнение своих заветных желаний. Больше примечательного ничего не было – кухня, хозяйственные постройки, дома-гостиницы. Но рассматривать окрестности долго не удалось. Руководитель нашей группы собрал нас вместе, мы подошли к изголовью, зарядились энергией и получили благославление великого шамана. Всем сказали только хорошее, кому избавление от болезней, кому развитие дел, кому сообщили о "дарах" и рекомендовали развивать свои экстрасенсорные способности. К нам во время благославления, подошла женщина, проживающая в этом шаманском уголке. Оказалось, она живет здесь для излечения своих душевных болезней и Баянбай Ата из уст нашего шамана благословил её на выздоровление. Мы дружно погрузились в микроавтобус и поехали на поляну Нур. Что будет там? И что это за поляна?



Поляна как поляна, возле высокого, зеленого холма, если бы не ряд удивительных вещей. Посередине поляны в виде круга ограждения из колышков. Сразу же вспоминается любительский видеоролик, найденный в сети Интернет, где зимой на поляну приезжали паломники. Но летом это намного красивее и загадочней. По легендам, или может уже и нет (в ряду впечатлений и событий, которые происходят здесь, в действительности начинаешь верить в то что это все настоящая правда!) на этой поляне, на этом кругу, вычерченным 99 колышками Баянбай Ата три дня и три ночи дрался со злыми духами и победил! Баянбай Ата, как считается, был легендарной личностью. Например, мог превращаться в волка и преодолевал в таком виде большие расстояния, он излечивал людей от самых сложных недугов и спасал мир от нашествия нечестивого. В Казахстане он Святой или как говорят казахи, Аулие. Возле шаманского круга расположен шаманский трон, как-то по-другому сложно назвать. Далее скамеечки для ожидающих своей очереди паломников. Сбоку огороженные места для лечения недугов грязью и водой из источника. На холме – глаз. Наверное, этот рисунок отождествляет постоянный взор великого шамана!



Наша группа входит в заветный круг. Нас встречает потомок Баянбай Ата и рассказывает нам о предстоящем шаманском обряде. Мы ложимся на землю (мужчины отдельно, женщины отдельно) и смотрим в небо. После появления белых точек, закрываем глаза и запоминаем видения и состояния тела. Шаман подходит и объясняет смысл происходящих с нами событий. Лично я видела каменные сооружения средневекового типа, молящийся мужчина, очень красивое голубое небо, лес, скорее всего середины лета и сменяющийся лес весенний с легкой изумрудной зеленью. Что видели и ощущали другие я не знаю. Но я и не спрашивала, пусть это будет дело личное. Далее мы прошли по кругу и прикасались к каждому из колышков произнося определённые слова, восхваляли Бога. Далее следующий обряд - разрезание пут. Смысл этого обряда заключается в открытии новых дорог у человека. Нам выдали нитку, которую надо было завязать восьмеркой вокруг ног. Шаман с молитвой разрезал веревку и это свидетельствовало об открытии для каждого из нас новых возможностей в жизни. После обрядов - грязелечебные процедуры. По полученной инструкции мы мажемся грязью, превращаясь из белого человека в прямом смысле в черного, а потом с помощью святой воды, наоборот, обратно в белого. Грязь, по мнению шаманов, является лечебной и помогает в избавлении от многих болезней, а также придает красоту и молодость. Кстати, грязь мы взяли с собой в город. И теперь у каждого путешественника дома лежит кусочек шаманской поляны.

Ну вот и все. Мы покидаем поляну и возвращаемся назад. Скоро обед. Но перед обедом нас ждал еще один обряд, еще от одного потомка Святого. Молодой шаман, лет тридцати, принес собой магические инструменты. Большой посох, вырезанный из крупного ствола неизвестного мне дерева, большой бубен и плеть, так называемая "камча". Встали, закрыли глаза. Как и в прежнем обряде надо было запоминать все, что происходило с нами, что видели и что чувствовали. Я помню стуки, наверное, посоха, иногда казавшегося что сейчас он будет стучать по ногам, удары плетью по спине, ощутимые, но не очень болезненные, звук бубна и произносимые немного бубнящие слова шамана. Также помню, что когда шаман приближался ко мне, закрытые глаза хотелось еще больше зажмурить от вспышки яркого света. Что это? Видела образы, слова… Все очень и очень любопытно…
Обед как всегда был изумительно вкусным. Мясо молодого барашка с запеченным картофелем. Сладости и чай с молоком. После обеда очередное благославление. Нашу туристическую группу назвали "ветерком" и дали отметку "четыре". Почему ветерок нам объяснили – легкие на подъем. А почему "четыре", и за что ставится отметки я не поняла. Да и не мое это дело, а шаманское. Главное, чтобы они знали!

Дальше мы направляемся в шаманский магазин, а точнее, в лавку Шамана. Там нам обещали дать амулеты. В лавке заведует шаманка, супруга одного из потомков. Говорят, что она имеет очень много детей и иногда очень сильно рычит, как зверь (не она правда, а некий дух при исполнении ей шаманского обряда). Вот эта улица, вот этот дом достаточно далеко от шаманского уголка. Мне шаманка подарила четки, сказав, что это решение духа Баянбай Ата. " Я здесь не хозяйка, здесь хозяин Баянбай Ата. Я исполняю его указания" – добавила она мне, выбирая следующие амулеты. За остальное я заплатила небольшую сумму казахских тенге. Некоторые слышали её звериный рев, говорят испугались, но мне не пришлось и не знаю, рада я этому или нет. Вот так и закончилось путешествие на Святые места Баянбай Ата, легендарной личности, но не официальной, а мистической.

И снова в путь. И снова новые места. Сейчас едем к мазару маленькой Айши Биби Ана. Здесь мы попросим о здоровье и благополучии детей и близких и искупаемся в реке. Доехали достаточно быстро и сделали все что мы хотели. Только вот река произвела на нас очередные изумительные впечатление. На вид, обычная маленькая речка с активным течением, но… не смотря на свои очень даже небольшие размеры имеет очень большую силу. Поверьте, она может на своих волнах унести человека. Слышался визг и хохот. Все мы усердно пытались остаться на месте и не поддаться искушению расслабиться и унестись. Это было весело. Горячий чай, сладости у гостеприимных потомков Айша Биби Ана и в обратный путь. Домой! Осмысливать и вспоминать радостные и загадочные моменты!
5
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Саяна Сушенская
0
Очень интересно рассказали, спасибо, Светлана!
Только у меня осталось много вопросов от всей этой казахстанской мешанины. Семь буддийских калмыцких храмов (где сами калмыки и храмы?), могила Чингисхана, пещера, идущая до Мекки, ноев ковчег,  мусульманские, шаманские, языческие атрибуты и святые... Голова кругом идёт... Я, конечно, понимаю, что люди хотят туризм развивать, но как-то надо это всё систематизировать что ли :)))
Евгений Кокуев
2
Калмыки живут уже 400 лет на нижней Волге. Это бывшие территории ойратов(они же калмыки). Святые места буддистов. Все остальное выдумки казахских фантазеров. Все ради денег. Калмыки туда бы никогда не пустили бы туристов.
Светлана Мельцер
0
Саяна, это описание содержания и впечатлений о паломнической поездке. К вопросу о систематизации: подробное информативное описание (в мелочах, с историческими справками и отступлениями) конечно же возможно, но требует серии публикаций историко-культурной направленности. Может быть, в последствии, я и займусь этим).  Спасибо)
Любовь Омичка
1
Здравствуйте! Я была в этой пещере, словами не описать, советую съездить. Вода ледяная, но я била себя по грудной клетке, чтоб сердце не замирало. окунулась 9 раз. Вот увидите-вам поможет.
Евгений Кокуев
2
Территории достались Казахстану благодаря Сов.власти. Теперь они старательно переписывают историю, везде вставляют слово казах. В то время такого слова не было. Это священные места Ойратов, калмыков. Я думаю лет через пять об этом никто не узнает.
Светлана Мельцер
Евгений, думаю логично предоставлять информацию, чтобы история не была забыта.
Nuriya MNS
2
Слушайте, я родилась и выросла в Семипалатинске, после учёбы в Новосибе вернулась обратно в Сем-ск. Первая после института работа была связана с командировками по области. И что хочу сказать - я несколько раз за три года побывала в Абайском районе, в разных мелких посёлках и райцентре...Бывало, что и к баксы (это - типа экстрасенсов, могут гадать на камушках-кумалаках) заезжали - интересно же такое попробовать.
Но ничего тогда никто не говорил про эту пещеру. Про пещеру я первый раз услышала в Астане - уже  после того, как переехала из Семея (так переименовали Сем-ск), то есть - примерно лет 7-8 тому назад.
Меня стали спрашивать про эту пещеру, а я - ни сном, ни духом. Откуда там святые?
По моему мнению, это - голимая выдумка!
Полигон там недалеко был. Район был закрытый, в степи были крышки шахт (ракетных), озеро без рыбы там было - котловина после взрыва осталась...

Лет 100 пройдёт и скажут, что Семипалатинский полигон - самое экологически чистое место на Земле со святыми пещерами.)
Светлана Мельцер
Вопросов конечно много. здесь не поспоришь. Но как очевидец - могу вам сказать, что желающих приобщиться к чуду там достаточно. И мне бы, действительно было интересно, понять откуда это верование пошло. Если есть какая-нибудь информация, буду благодарна)
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.