В поисках Бабиновского тракта. Северный Урал

Старт состоялся в д.Павда Свердловской области.
Деревня во времена Артемия Бабинова являлась одним из ключевых населенных пунктов сибирского тракта. План был такой,вкратце: пройти по тракту от Павды до Косьвы и попробовать пройти непроходимый никем участок в 10 километров от ур.Кырья до п. Растесс.
Наша команда сосоящая из ребят гг.Чебоксары, Полевской и Екатеринбург разместилась на павдинской базе "Таежная рось".
Старт состоялся утром и свежими мы двинулись покорять просторы Урала.



Бабиновская дорога от д.Павда на протяжении 15 км представляет собой грунтовку отсыпную которая используется.По ней мы валили довольно резво глотая пыль и ямы с лужами, И вот подошли к тому месту где новая дорога уходит правее, а исторический тракт идет прямо в еле заметную щель в густом лесу шириной в легковую машину…ну что ж едем туда…(автомобилистам не советую)..немного пилим и вполне сносно продвигаемся.



Дорога, вернее просвет в лесу, то становится широким и тогда весело на душе то превращается просто в заболоченные низины с кривыми деревьями, где проезд только квадру по ширине…к слову сказать мы старались ехать по пунктиру генштаба обозначенному словами " соликамская дорога", проезды в заболоченной низине реки Кырьи между кочкарником и кривыми деревцами шириной в квадр, трава в рост человека…
Временами первый квадр проваливался кудато…намека на то что здесь когда то был "тракт" и в помине нет.



Форсировались ручейки и речки всегда сильно заболоченные и отдельное спасибо бобрам, бревна и пеньки в траве которая в рост человека- это тот еще сюрприз!..не зря видно говорят "убил бобра-помог туристу"…кому как)))



Направление местами очень неплохо просматривалось, понизу болото двигающийся ковер
Во время преодоления очередного заросшего брода вовремя заметили открутившийся и потерявший гайка болт на переднем редукторе…быстро устранили и пошли дальше (гайки и болты ооочень советуем всем иметь в зипе)



Таким образом мы прошли ок.30 км и остановились ночевать в ур.Кырья, готовясь завтра к проходу непроходимого участка.
Разбили лагерь после первого дня в ур. Кырья, встретили двух рыбаков которые были очень удивлены, встретить людей в таких местах редкость
На следующий день намечались самые сложный непроходимый участок-или 3 варианта его обхода
как потом оказалось направление самого тракта непроходимо, сначала завалы, а потом вообще старый выруб, где ногами то очень сложно идти не то что на технике.
Прошли 200 метров пилили и пилили и в конце уперлись в стену леса, стало понятно что дороги тут нет а пилить лес неделю в планы не входило.



Планируемый первый объезд вообще не существовал-сплошная стена леса на старом вырубе. Для тех кто не в курсе-старый выруб это место лесоразработки 20-30 летней давности изрытый старыми колеями, остатками огромных пней и все это поросло 10 метровым лесом сплошной стеной,как огромной травой, посередине-старый "волок" по которому мы"ехали", в таких местах человек-то протискивается с трудом между деревцами…и так на протяжении многих гектаров, лес тогда валили по-серьезному, вот его сейчас почти и не осталось. Такие выруба напрочь уничтожают все старые дороги.
Третий обьезд сначала начался старым волоком (просека по которой вытаскивали лес с вырубов не зарастает т.к. все перепахано, волок шел по руслу ручья и вот после неск километров он просто закончился, ехать по заросшему руслу ручья стало просто невозможно…
Главный вывод для истории и последователей : Бабиновского тракта, как цельной дороги или видимого прохода в тайге больше не существует! годы и люди сделали свое дело…
Получив для себя ответ на вопрос о возможности первопрохода по исторической Бабиновке и успокоившись, мы продолжили путешествие уже не в ритме "рви!ломись!первопроходи!", а в ритме спокойном и размеренном.
И во второй половине дня мы встали на дорогу от ур.Кырья,которая большой петлей обходит непроходимый участок и выходит снова на р.Кырья и сохранившиеся остатки Бабиновского тракта идущего до заброшенной деревни Растесс. После 50 километрового объезда, мы снова пересекли Кырью вброд, уже в знаменитом среди гореуфологов и мистиков, растворившемся в тайге мертвом поселке Растесс.



Отдельно по Растессу-во времена Бабинова-это был один из ключевых перекладных пунктов на тракте, здесь останавливались купцы на отдых по пути в Сибирь и обратно. На окраине поселка имеется вскрытое захоронение с могильными плитами
На которых значится что в 1901 г похоронены дети одного из купцов Сибирякова, по некоторым данным этот купец с семьей по пути из Азии в европейскую часть, был остановлен в Растессе и содержался вместе с семьей на карантине по оспе, в итоге трое детей умерли от болезни, остальные после карантина двинулись далее. Потом судя по всему тела были семьей перевезены на родину. Хотя кто-то говорит о раскопках этих могил копателями…мало вериться в подобные вещи т.к. никто в детские могилы драгоценности в России не клал и искать там особо нечего. В общем такая грустная жизненная история…



Кроме этого захоронения в Растессе смотреть больше нечего-поле покрытое в рост человека крапивой и с огромными кочками внизу, по нему ногами идти очень сложно, на квадре и то сложно ехать. Место специального посещения не заслуживает, только как точка маршрута.
Переночевав в местечке, с утра снова встали на исторический Бабиновский тракт в сторону р.Косьва, он идет довольно четко хоть и используется очень редко, может раз в год кто-нибудь проедет…может реже



Первые несколько километров очень "рабочие" - болота, истоки ручьев и речек, толкали, лебедились…
Едем дальше, разбортовываемся, перегреваемся, на каждой вынужденной остановке в болоте полчища комаров радуются неожиданному пиру и мстят за свое взорванное жилище… покормим их и едем дальше.В итоге болота сменились на красивейшие места, хребты, перевалы, под колесами твердый камень, открылись просторы и ветер сдул комарьё. Как мало надо.Жизнь налаживается!



Проезжаем бродики с разрушенными мостами и домами у мостов (видимо мостовых смотрителей), не забываем поплескаться и помыть радиаторы, забитые болотной тиной наглухо…Температура под +30гр.
По таким красивейшим и диким местам при солнечной и сухой погоде мы долетели до д.Верхняя Косьва и броду через р. Косьва…не скрою опасались большой воды в реке т.к. брод 150 метров шириной, и даже при нашей малой воде чуть выше колена загруженный квадр сносит течением, и думаю при высоте воды в 0,7-1 метр брод квадрами непроходим…смоет и перевернет на камнях.
пересекли, кто-то повисел на подводных камнях, но в целом благополучно …помыли радиаторы, пообедали, кто-то даже искупался…лето!



и повалили дальше по красивейшим местам слева горы справа река к заброшенному поселку золотодобытчиков Тыпыл, дорога отличная проезжая для Нивы и Уаза, по ней пермяки ездят на Косьву рыбачить.Везде полно стоянок рыбацких, но ни одной души не встретили. Странное апокалипстическое чувство - есть дороги,стоянки...и ни единой души,только простор,ветер и тайга.
Брод через р.Тыпыл и далее р.Тылай красивые и с водой нам повезло, бывает там плавают даже ГАЗ-99. Таким образом по каменистым дорожкам иногда даже пересекая небольшие курумы вдоль гор и рек мимо знака Европа-Азия.
Доехали до пос. Кытлым, поселок военных и бывших золотодобытчиков. Военные,что-то копают в соседней горе, по слухам там и горы то нет внутри ,одна крыша, в общем зона-51 по-русски, туда не пускают и охраняют. Золото тоже не моют, драга с 5-ти этажный дом которая на окраине раньше была достопримечательностью, уже распилена на металл и вывезена, только лесопилка продолжает работать.
Некоторые члены команды хотели на г.Конжаковский камень-самую высокую в Свердловской области (1569 м) и поэтому мы на ночь глядя двинули по тропе в гору,миновав знаменитую дорогу идущую по реке.



С утра желающие предприняли попытку восхождения,но на гору из-за дождя и тумана так и не попали



когда они вернулись мы двинулись в стороны Павды, домой...
По пути отдельного внимания заслуживает случай с грозой и молнией:
группа притормозила на минуту в начавшейся дождь, чтоб дождаться отставшего участника и в этот момент метрах в 30 от нас прямо в большую сосну на окраине дороги шарахнула молния! безумный грохот и треск, красные и белые вспышки огня! все были ошеломлены от такого! впечатление,что вот сейчас выгорит вся проводка в квадрах и в тебе…а ведь если б мы не встали то как раз были б в том самом месте, а шли мы кучно…вот уж как говорят пронесло. И сразу после этого взрыва ливень как по команде встал стеной, я сразу промок до нитки, хотя был в мембране.
И мы понеслись, нас будто что-то подгоняло…Мы гнали под такой ливень еще где-то 10 км до деревни и как въехали в нее он тут же закончился и вышло солнце…
Вот уж поверишь в лесного духа, он как будто нас выгнал с треском из тайги…вроде не грешили,но все же чужаки.
Вот так замечательно закончилось наше приключение. Цель достигнута-места красивые увидены, бабиновская дорога пройдена насколько это возможно, а главное мы погрузились в историю, там в отдалении от людей границы ее стираются время там идет медленнее чем в мегаполисах и все явственней воспринимается. Появились новые знакомые и единомышленники. Что еще надо от отдыха?

Немного статистики: пройдено-226 км, ходовое время- 27ч:48мин, средняя скорость-16 км/ч, макс.скорость-67,4км/ч

Фото и отчет на Драйв2 - www.drive2.ru/b/2821364
3
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Сергей Саблин
Повторюсь: жаль, что квадроциклы так уродуют природу, что после их проезда (особенно колонной) долго ничего не растёт:(
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.