В неизведанные края. Часть 5

Оймяконье



День 15 сентября выдался,пожалуй, самым солнечным и самым фотогеничным за всё время путешествия. Поэтому красивых фотографий будет больше, чем в других частях повествования.
После междуречья Лены и Алдана от посёлка Хандыга колымская трасса идёт вдоль правого притока Алдана − реки Восточная Хандыга и врезается вместе с ней в хребты Сетте-Дабан, Скалистый и Сунтар Хаята. В южной части последнего эта река берёт своё начало. После Хандыги проехали посёлок Тёплый Ключ с аэропортом и с тротуарами вдоль трассы, которые удивили так же, как и в бурятском Иволгинске. Затем началась раскисшая часть трассы с одной накатанной колеёй, и для разъезда со встречными приходилось месить целину к обочине. Здесь, пожалуй, чисто городским машинам пришлось бы неуютно.

 


Ближе к горам дорога просохла (а скорее вымерзла) и в кюветах трассы кое где начал встречаться лёд.

 


До недавнего времени участок дороги через хребты был одним из сложнейших на трассе, наш гид Наталья читала в своей дорожной лекции о прижимах над рекой, подобных тем, что мы проезжали на Памирском тракте Но мы их так и не увидели. Как и ранее по пройденному маршруту, сложные участки всей трассы кардинально изменены и улучшены в первую очередь.

 


По фотографиям, да и на месте я, конечно сразу и точно не определю, где заканчивался один хребет и начинался другой. В целом - это такая горная страна и к тому же водораздел бассейнов Лены и Индигирки, куда мы попали в замечательное время золотой осени. К тому же набурханив у духов Алдана ясного неба и тихой погоды.

 


Но даже такие красоты не должны отвлекать водителя от трассы.

 


Может быть скоро и этот участок спрямят, построят мост или выроют тоннель. Но пока надо действовать согласно слов широкоизвестной шофёрской песни.
А мы тем временем оставили за спиной Сунтар Хаяту и въехали в зиму и в довольно знаменитый далеко за пределами Саха Якутии район.

 


Дорога от стеллы идёт вдоль реки Кюбюме, которая, как уже сказано выше, в итоге питает своими водами Индигирку. Подъезжаем к знаменитой развилке трассы «Колыма». Она находится у посёлка Кюбеме, расположенного на другой от трассы стороне реки. В нём когда-то находился Лагпункт ИТЛ Дальстроя, от него строили Хандыгскую трассу в сторону Томтора и Оймякона, через Индигирку и далее к Магадану. Сейчас посёлок практически умер, хотя вроде какой-то одиночка там всё же живёт.
Новая же, современная трасса идёт северней на Усть-Неру.
При планировании экспедиции у Димы была идея по возможности пройти этим южным участком старой трассы, хотя она уже давно перестала поддерживаться ремонтными службами, мосты почти везде развалились. Даже в этом месте старый мост довольно давно развалился и некоторое время на Оймякон на старую трассу переправлялись вброд. Фотки развалин моста да и попыток форсирования вброд можно найти на гугл-картах. А сейчас тут уже построен новый мост.
Всё в экспедиции решалось на месте. Для рекогносцировки заехали на АЗС, заправились и зашли в знаменитое кафе «Куба». Оно стало ещё более известным после фильма Дискавери и 1 канала «Воины бездорожья» (поищите на ютьюбе, кто не видел и сравните с нашим почти гламурным путешествием). Владелец кафешки Сергей поведал, что по старой трассе да ещё на наших не особо проходимых машинах не проехать. Что совсем недавно вертолётами эвакуировали немцев, пожелавших таки попытать удачу. Но до Томтора и Оймякона по новому мосту теперь доехать вообще никаких проблем. В общем, на том и порешили, уплетая вкусный плов от шеф-повара «Кубы». А затем, как всегда до сумерек, ехали в сторону Томтора в поисках места где заночевать.

 


На Оймяконье была единственная ночёвка без «водопровода», но зато на горке совсем не было ни мороза ни тумана ни инея. Ночевали на какой-то технической вырубке с целой горой сухих дров, так что отсутствие воды было вполне компенсировано. Подъехавшие проведать местные полицейские ещё раз подтвердили, что лучше по старой трассе не ехать.
А утром доехали до «того самого места». Посёлок Томтор борется с более известным посёлком Оймякон за этот гипотетически рассчитанный рекорд. Вообще в определении термина «Полюс холода» и топонима Оймякон надо представлять себе не сами посёлки, а большое Яно-Оймяконское нагорье, где лишь в аэропорту Томтора есть постоянно действующая метеостанция, где можно производить какие-то измерения. И где-то тут измерял температуру Обручев. Возможно в каких то низинах в каких то условиях были и более низкие температуры - точным наукам это неизвестно. А пока кучу памятных знаков и обелисков поставили в Томторе. Тут и аэропорт и от трассы ехать ближе чем в Оймякон. И вообще посёлок большой, строится новая школа, а под горой с транспарантом «Оймякон -71°С» пробита штольня, как я понимаю, с намерением создать нечто подобное «Царству вечной мерзлоты» в Якутске.

 


Обратно по уже известной дороге вернулись к кафе «Куба» Перед посёлком Кюбеме «Делика» порвала колесо. Попытки найти источник неприятности особым успехом не увенчались. Вообще вдоль трассы «Колыма» порванные покрышки лежат повсеместно − если не железку, то свой острый камешек щебёнки колёса находят регулярно. Головной боли и хлопот в конце маршрута Диме прибавилось − возвращаться обратно без годной запаски было бы просто нельзя. Да и до конца маршрута было ещё довольно далеко.
А «туристы» беззаботно уплетали гуляш с гречкой «по-кубински», поглядывая на интересную персону за ноутбуком в углу кафешки. Кто это, откуда и куда − никто не поинтересовался, да и вообще судя по улепленной стикерами кассе бензоколонки интересных людей тут хватает. Но транспорт этого путешественника, припаркованный у входа, внушал уважение



После обеда тронулись по новой колымской трассе в «Российский Клондайк»
6
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Маргарита Борисова
Очень интересные у Вас репортажи. Спасибо за подробные описания и фотографии.
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.