В неизведанные края. Часть 4

Якутск



После покорения трассы А360 «Лена» экспедиция на сутки остановилась в Якутске в гостинице «Vesta». В субботу 12-го утром часть группы отправилась из Якутска на Ленские столбы − на автомобиле в самый ближайший к ним посёлок, а там на моторной лодке. Я не поехал, наслушавшись рассказов Натальи, уже сплавлявшейся в этих местах. Решил, что в сравнении с Синскими столбами Ленские выглядят не так живописно и чего-то чересчур впечатляющего не увижу. Кстати, часто именно синские фотографии вставляют в магнитики под видом Ленских столбов.
Зато неспешно погулял по Якутску. Тот ещё город контрастов. Особых достопримечательностей и в Якутске нет. Стилизованный под острог торгово-развлекательный городок и торговый центр «Кружало» в центре. Река Лена от центра давно ушла − острог то изначально конечно на берегу стоял. А сейчас от смотровой площадки у памятного столба о вхождении в состав России по пойме до основного русла километра полтора по прямой. Теплотрассы, разумеется, по поверхности или в совсем неглубоких приямках. Все постройки − на сваях. Если старые пятиэтажки на них выглядят как-то обыденно, то новые высотки под 20 этажей на таких же сваях впечатляют. Хотя конечно с парадного вида их прикрывают. А вот плитка тротуарная на вечной мерзлоте нормально не живёт − вся идёт волнами и после малейшего дождика тротуары превращаются в сплошные водоёмы. Как и асфальтовые дороги, впрочем. Поэтому пожалел, что сапоги не надел на прогулку. В субботу 12 сентября Якутск готовился к воскресной встрече Дня города. Репетировали самодеятельные коллективы, на площадях ярмарки развернули, развесили транспаранты и флажки. Конечно же субботние свадьбы. В ювелирных салонах предлагали скидки на бриллианты, как впрочем и на другую ювелирку. На сувениры интересны конечно серебряные недорогие вещички с местными орнаментами и мотивами, но как и всё азиатское это выглядит достаточно объёмно и требует вкуса и конечно же лучше личного выбора. Унты по цене порядка 30 000 можно и на заказ сшить, в Якутии наверное вещь необходимая и по снежным зимам немаркая, но в европейскую грязь такое везти просто жалко. Из напитков − конечно же водка 56 градусов. Ну а попробовать строганину, оленину и прочие северные яства можно в кафешке «Кружало» там же в этом стилизованном городке.

 


Воскресное утро дня города Якутска не задалось. С одной стороны опять же счастливый знак − дождь в дорогу, с другой − опять не поснимать толком. Загрузились в транспорт и поехали напоследок посмотреть «Царство вечной мерзлоты» − штольни, пробитые в горе с кристаллами льда на сводах и экспозицией ледовых скульптур и мамонта в отдельной особо охлаждаемой комнате. Приехали за 40 минут до открытия и в ожидании набрели в окрестностях на пожалуй более интересную достопримечательность − экологоэтнокомплекс «Чочур Муран». По сути − ресторан, но с такой этнографическо-краеведческой отделкой и внутренним убранством, которому может позавидовать любой краеведческий музей. Чучела животных и рыб, включая 55-килограммового тайменя, бытовые вещицы, россыпи монет и ассигнаций царского времени, какая-то утварь и одежда для фотосессий. На каждом этаже свой обеденный зальчик для торжеств. Ужасно понравилось.Так что если что и смотреть в Якутске − то это в первую очередь. Правда добираться на северную окраину города удобно только на такси. Я ничего не снимал, без нормальной вспышки снимать интерьеры − дело неблагодарное, а бытовое фото из этих массово посещаемых мест можно легко найти в сети. Но наши «обозники» в ледовых штольнях обфотали каждую комнату и снялись на всей ледовой мебели, устали их ждать на улице.
На паром попали ближе к обеду − подъехали удачно и влезли последними двумя своими машинами прямо перед отходом. Встретили джип из Кирова, с которым встречались на границе Якутии. К несчастью с одним из путешественников случилась неприятность: при смене колеса сорвало рычажный домкрат и ему разбило челюсть. Остался в Якутске в больнице. А второй с помятым крылом «Крузака» покатил дальше к намеченной цели.

 



Якутия озёрная



Уже на пароме небо начало разъясниваться, значит день города в Якутске всё-таки обещал состояться. Но мы уже выезжали на трассу Р-504 с таким легендарным названием «Колыма». Начинается она где-то в южной части Нижнего Бестяха, а уже за посёлком на севере начали мелькать отметки >30 км.
В Якутии по разным данным от 600 до 800 тысяч озёр. Это становится очевидным уже в начале колымской трассы. Да и то − не каждую лужицу на обочине тут называют озером.

 


На ночёвку встали в районе посёлка Маралыйы. С наступлением темноты с озера потянуло туманом. В свете налобных фонариков это выглядело этаким микродождём, лупившим из темноты в лицо. И спать ночью наверное первый раз было несколько зябко, поскольку пока серьёзно не упаковывался и спал в мешке налегке.

 


Раннее утро на озере было живописным. Пока ходил со штативом по кочкам − встретил местного охотника, посетовавшего на плохую охоту. Узнав куда едем, ничего не сказал, но по взгляду было видно недоумение по поводу такого непонятного маршрута и вообще вида отдыха: «Ещё одни чудики едут за туманом, причём буквально».

 


Далее по трассе потянулась череда озёр, сэргэ с чооронами, надписей на якутском языке, шаманских деревьев и былинных якутских богатырей.

 


Подъехали к парому через Алдан. На трассе «Колыма» это единственное место, которое делает её непроходимой в межсезонье в момент становления или схода льда на реке. Как, впрочем, и паром в Якутске. В отличие от Ленского парома на Якутск, где курсируют 5-6 паромов всегда полностью забитых, на Алдане траффик намного меньше и ждать заполнения парома можно очень долго, да и к тому же у паромщиков, как и у таксистов, свои порядки и договорённости: кто, кого и когда везёт. Мы ждали почти три часа. Перекусили, посмотрели в бинокль на вышедшего на противоположном берегу к реке лосёнка (на свою голову, кстати − по наводке паромщиков, наверное, на противоположном берегу заурчали лодки с охотниками), Костя искупался в Алдане − вода была вполне подходящей для краткого погружения. В итоге пришёл ещё один паром и забрал всех, страждущих переправы.

 


На другом берегу Алдана через несколько километров въехали в посёлок Хандыга. В вечернем свете он выглядел мрачновато, да и история его образования и функционирования тоже нерадостная − здесь была пристань и распределительный лагерь дальневосточного ГУЛАГа. Отсюда начали тянуть автомобильную дорогу на Оймякон и дальше в Магадан. Когда-то в советские и немного в постсоветские времена от Хандыги в Якутск бегали суда на подводных крыльях, но в 1998 году эту последнюю регулярную связь со столицей Якутии отменили.
Заправились. От местной дамы за рулём такси узнали где можно встать на ночёвку, выехали за посёлок на берег Алдана и разбили лагерь. Что хорошо в стоянках на сибирских реках - полно отличного сухого плавня на костёр даже в сырую погоду. Но торчащая отовсюду проволока, может быть от плотов с тех далёких времён, заставляла внимательно смотреть под ноги и беречь новые сапоги.

 


Утром по морозцу выехали на восток, в Оймяконье
4
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.