Сокровища Балкан. Форты Росе

Форты занимают западную оконечность полуострова. Северная его часть, выходящая на акваторию Боко-Которской бухты,скрывает преимущественно подземные катакомбы и доты. С юга, от турецкого форта 17 века проходит почти разрушенная железная дорога, на береговой оконечности которой еще можно распознать остатки грузового порта.

Первые укрепления на поселении были построены турками. На сохранившиеся крепости массово возят туристов из Херцег-Нови и Котора.

В конце 1930х годов, разрушив два турецких форта практически до фундамента, итальянцы при помощи местных рабочих отстроили практически идеальный форт береговой линии обороны полуострова, надежно охраняющий Боко-Которский залив от морского вторжения.
С этого форта и стоит начать осмотр укреплений.

Форт состоит из двух зданий - основного трехэтажного комплекса с казармами, батареей противолодочной обороны на крыше, дотами для станковых пулеметах по всему периметру и дополнительного кирпичного здания, вход в который, по нашему пониманию, возможен исключительно через затопленные части подвала основного здания. Ни дверей, ни окон в кирпичном комплексе не обнаружено - исключительно бойницы и метровая толща кладки.


Вход в форт. Левая стена - собственно кирпичное здание. Правая просто поддерживает земляную насыпь.


Основное здание сделано крайне добротно из каменных блоков с элементами металлической арматуры.

 

Раньше вход защищали массивные двери. Сегодня из стальных частей мало что сохранилось.


Второй этаж - открытый. Здесь только защитные стены и лестницы на батареи.

Третий этаж - собственно батареи и доты.


На переднем плане - платформа для орудия. Справа - щель, через которую подавались патроны лифтами с первого этажа и подвала.


Дот, вход в который есть только изнутри форта.


Масштаб строения в сравнении с человеческим ростом.

Внутренние переходы достаточно узкие. Исключение - первый этаж, где по коридору проложены рельсы для подвозки снарядов к лифтам.


Спуск на первый этаж.


Редкие сохранившиеся заслоны в наддверной части казармы. Вроде уже югославские, а не итальянские.


Склад. Жилые казармы попросторнее.


В центре казармы - люк, ведущий в затопленную часть подвала.


Единственный сохранившийся лифт для снарядов.

В эпоху, не знавшую пластика, перегородки выточены из дерева. На верхнем этаже сохранился сложный механизм из кучи шестеренок, которые облюбовали летучие мыши.


Лестница, ведущая в дот.

Существует также отдельная тупиковая пристройка, представляющая собой Т-образный коридор с окнами для стрельбы из пулеметов или аналогичного автоматического оружия.


Станок и бойница.


Далеко не единственное место форта, где видны следы боев. На стенах - сплошные выбоины от пуль.


Единственный изолированный участок незатопленного подвала. Играем в ужастики.

С водой на полуострове и сейчас напряженка, тем не менее, умывальники оснащены трубами для подачи пресной воды.


А вот туалеты далеко не WC. Интересно, что подставки под ноги выточены вручную из цельных красных кирпичей и потом отштукатурены.


А вот эти трубы остаются загадкой. Похоже на вентиляцию, но ее смысл не ясен, а приводной механизм не найден.

Нижняя часть укреплений по северному побережью мыса также основана на старом форте. Немцы, выбивая итальянцев с плацдарма, начисто разнесли надземную часть форта, оставив небольшие фрагменты. Зато по линии берега в скалах накопали неплохую линию катакомб с выходами на береговые батареи.


Все, что осталось от небольшого форта.


Здесь стояло ну очень крупное орудие.

От разрушенного форта до катакомб вела широкая дорога. Вход в катакомбы представляет собой коридор шириной метров пять.


Раньше можно было пройти свободно, но недавно кто-то завалил проход ветками растущих выше колючих кустарников.


Приходится спускаться к воде и заходить через батареи.



Катакомбы внутри достаточно однообразны - один длинный коридор с пятью одинаковыми выходами на батареи, множество комнат-ниш в скале и один тоннельный выход по винтовой лестнице на маленький закрытый дот, скорее наблюдательный, нежели боевой.

 


Местные жители - пещерные сверчки. Пару лет назад было много, сейчас приходится искать по комнатам.

И самая известная точка комплекса - базы для ремонта лодок. Спроектированные как укрытия для небольших субмарин, до конца 1980х годов использовались как ремонтный цех для военных и гражданских судов.

Всего таких баз две, но доступна с земли одна, оборудованная причалом и часто посещаемая туристами. Вторая находится ближе в поселку Росе, и попасть на нее можно только долго прыгая по скалам.


Вход в базу.


Не Балаклава, конечно, но тоже впечатляет.

 


Дверь ведет на электростанцию, топливохранилище и к тоннелю на поверхность.



Подземная электростанция, видимо, обслуживала весь комплекс фортов. По крайней мере, технологические мощности четырех турбин существенно превосходят объем потребления присоединенного оборудования самой лодочной базы.
Скорее всего, именно здесь находятся приводные механизмы вентиляции фортов.

 


Турбины 1980х годов, в отличном состоянии.


Из турбинного зала можно попасть в тупичок, открывающий выход на поверхность через вертикальный тоннель. Высота подъема метров пятьдесят.

В верхней части тоннеля - заваренный люк. Выходит в небольшой форт - на фото ниже он на вершине скалы, в кипарисах.



Лодочная база, возможно, станет первым объектом для массового посещения туристами. Уже сейчас к пристани постоянно плавают лодки, из внутренних помещений убирается мусор. К сожалению, от деятельности неизвестных уборщиков страдает оборудование - все защитные сетки взломаны, заметно уменьшилось количество оригинальных единиц техники.

Сами же форты, несмотря на доступность подъезда и легкость определения местонахождения, остаются практически не посещаемыми. От этого их интересность, пожалуй, только возрастает.
13
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.