Северная Осетия: Дзивгис, Куртатинское ущелье, Скальная крепость, Верхний Фиагдон и многое другое

Мы съезжаем с дороги на Владикавказ и держим путь в сторону Верхнего Фиагдона. С равнины в горы. Дорога идет через ущелье. Виды захватывают дух. Слева бежит резвая река Фиагдон. Справа - Цейский заповедник. Узкая, извилистая и невероятно красивая дорога.



Мы останавливаемся в небольшом поселке Дзивгис население которого меньше, чем народу в заезжающих сюда туристических автобусах. Оно резко появляется среди скал. К нему ведет мост через Фиагдон. Для путешественников это селение в Куртатинском ущелье, растерявшее в советские годы большую часть своих жителей, сохранило массу всего интересного. И этот процесс вообще был характерен для Осетии, из гор люди переселялись на равнины. Ситуация чем-то схожа с нашими деревнями, где весной и летом становится оживленней.

Сначала направляемся к старинной церкви Святого Георгия. Исследователи датируют её XVII-м веком постройки.



На двух старинных колоколах надписи на грузинском языке. Очевидно, это были царские дары для небольшой сельской церкви.



Внутри церкви есть помещения, подобные тем, что можно увидеть в святилищах Уастырджи. Понятно, что здесь проводятся своего рода застолья (насколько корректно так высказаться в контексте храма). Например, старинный праздник “джиоргуба”, проводившийся в Дзивгисской церкви, подразумевал жертвоприношениями в виде различных домашних животных. Но и сегодня здесь отмечаются различные праздники, свадьбы.



Вообще, корректнее было бы сказать, что это целый комплекс, куда входит и храм, и святилища. А, почитав умных людей, процитирую и вовсе точно (но тут важно приготовиться, чтобы вникнуть). Культовый комплекс Дзывгъисы Уастырджи дзуар, состоит из христианского храма св. Георгия и святилища, а также святилища Дзывгъисы Уастырджийы кувандон и Уацилла.
В Осетии существует множество мест, посвященных святому Георгию, Уастырджи (уас — «святой», стыр — «великий», джи — «Джио, Георгий»). Их можно условно разделить на дзуары (места незримого присутствия святого покровителя) и кувандоны — места моления святому (обычно располагаются вблизи дорог и на перевалах).

 


Сохранились в селении и древние склепы, но эту тему я планирую осветить несколько шире в заключительном рассказе о поездке в Северную Осетию. Сохранность склепов очень хорошая. Возле склепов носятся молодые девчонки из очередной туристической группы, радостно крича "Череп, череп".

 


Здесь же возле склепов цырты. Это своего рода мемориалы, стелы, которые осетины высекали в память о почитаемых членах общества, особенно тех, кто погиб в бою. Ставились в местах хорошо заметных.



Здесь же в Дзивгисе уникальная скальная крепость, построенная в XIII-XVI веках. Дзивгисские Предпещерные замки — группа из шести небольших скальных жилищ. Крепость настолько сливается, с горой Кариу-хох, в которой она и притаилась, что разглядеть ее получается не сразу. Сооружения наверняка имели и оборонительное значение. Что любопытно, крепость по-большому счету предоставлена сама себе и не поставлена на учет как памятник.

 


Двигаемся дальше. Вид на село Цмити, где сохранились остатки древнего поселения с башнями, стенами, могильниками. Выходцами отсюда считаются многие осетинские рода и фамилии. Ниже относительно крупное село Верхний Фиагдон, которое, впрочем, тоже стремительно уменьшается.



Здесь дорога на печально известный Кармадон. А левее мы видим уникальный в своем роде памятник. Считается, что первый памятник Ленину появился в Ногинске, однако здесь утверждают, что их памятник первый, так как появился непосредственно в день смерти Ильича.



Здесь же и первый памятник (а точнее, бюст) Сталину. Чего уж там. Правда, уточнение - первый в Осетии.

 


Рядом памятниrи и куда менее известным широким массам людям.


От Верхнего Фиагдона одна из дорог уходит на селение Хидикус и здесь же и оканчивается. Дальше горы, горы, горы и Грузия. В селении довольно известный Аланский Успенский мужской монастырь (Фиагдонский). Продолжая тему всего самого-самого (а на Кавказе, разумеется, это очень любят), утверждается, что это самый высокогорный в России монастырь. Постройки монастыря в значительной мере новоделы.

 


Где-то за монастырем есть святилище Касута. Через две недели после пасхи туда обычно приходят с жертвенными пирогами те семьи, где в течение года родились мальчики, и молятся о благополучии и здоровье новорожденных. Кроме того, в день Касуты дзуар водят молодых невесток к реке и молятся о том, чтобы у них рождались мальчики. (Источник: Цагаева А. Д. Топонимия Северной Осетии Ч.2. — Орджоникидзе, 1975)

Дальше двигаемся по единственной теперь дороге на практически опустевший Кармадон. Даже со спутника это печально известное ущелье рассматривать жутко. Понимаешь, почему цвет на снимке резко другой.

 


Заканчивалось же это путешествие посещением совершенно удивительным местом. Так называемый Кадаргаванский каньон. Признаться, здесь было даже немного жутковато. От масштабов, от бездны и скорости реки. Фиагдон здесь протекает по узкой щели несколько десятков метров. Река словно разделила каньон на две части. Глубина каньона составляет 60 метров, а ширина 3-4 метра.

 


Ну и, конечно, на Кавказе не получится обойтись и без легенды, связанной с этим местом:

"В древние времена дороги у скал Кадаргавана не было... Люди передвигались по очень узкой опасной тропе, проходящей в скалах высоко над бурлящей горной рекой. В то время кровная месть на Кавказе бессмысленно губила много достойных людей. Однажды на этой узкой дороге повстречались два осетина-кровника из враждующих фамилий. Всадники ещё издалека узнали друг друга, но оба хотели избежать кровопролития. Один из них напрfвил коня к пропасти, к грохочущему Фиагдону.
Перепуганный конь, точно слушался сильного хозяина, и вскоре они благополучно очутились на берегу реки. Ни на секунду не задумываясь, джигит направил коня в кипящий Фиагдон.. Стойкость и мужество боролись с бешеным течением, и всадник победил реку. Джигит далеко объехал своего кровника, и уставший рухнул на травянистый берег отдохнуть. Тут раздался звон копыт второго всадника, который через мост прискакал к своему врагу по адату.
Он не поднял оружия, а подал руку для рукопожатия. Оба радостно посмотрели друг на друга и сняли папахи. И они увидели, то оба поседели. Первый — когда боролся с пропастью и рекой. Второй — когда наблюдал за поединком человека и стихии. Так, стойкость, мужество и Кадаргаван примирили кровников..."
17
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.