Разрушенные старообрядческие церкви Заволжья

Одна из местных бабушек-старообрядцев. В Сих почти не осталось, а те, что остались молятся дома - церковь совсем разваливается. А раньше, говорит, со всех окружных деревень сюда съезжались, даже со всего района - церковь-то старообрядческая тут одна такая была. И в газеты писала, и какие-то телевизионщики приезжали - некому её восстанавливать, не на что, да и особо не для кого - старообрядцев тут с каждым годом становится все меньше - молодые все или в православии, или вообще не верующие, так что останется от той церкви через пару лет только груда бревен да досок... Зато такими местами интересуются "старьевщики", которые ездят по глухим деревням и скупают старинную вещи, особенно любят они иконы - если по-хорошему не отдаешь, могут и ночью залезть в окно и ограбить. Поэтому ко мне, когда я приехал в деревню, относились с подозрением - уж не "старьевщик" ли?



Сама Будилихе довольно большое село, иногда даже с каменными домами, что для "лесного" Заволжья довольно редкая вещь.



Но очень много домов выглядит плачевно - жить тут просто некому - слишком далеко от областного центра, даже дачников не много, эти зато скупили все что можно в радиусе 50 км от Нижнего.



Старообрядческая община (Белокринницкого согасия) в Будилихе зарегистрирована в 1906, одной из первых в губернии. Деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построена, вероятно, на основе старого молитвенного дома. Четверик с пятигранным алтарем, с многоярусной колокольней на кирпичных столбах, завершавшейся луковичным куполом. Закрыта не позже 1930-х. В настоящее время в аварийном состоянии, основной объем здания обрушился и скорее всего восстановлению не подлежит...



"Луковка" сейчас валяется уже где то на земле, доски растаскиваются на заборы...



Перед ней располагается пруд - думается, что когда-то тут было очень красиво!



А это уже у Ветлуга - очень сильно разлившаяся в этом году!



Рыбаки



Пойму полностью затопило - летние рыбацкие домики находятся в воде, дорога - тоже



Весной чехонь ловится как сумасшедшая!

 


А вот с одной из деревень река подмыла несколько домой, некоторые вообще смыла, вместе с жильцами, помню даже в новостях говорили.



Ветлуга



В стороне от Ветлуги, уже в Ковернинском районе, в старинной деревне Мартыново, стоит на кладбище ещё одна полуразвалившаяся церковь - Успения Пресвятой Богородицы. Эта единоверческая церковь была построена в 1854 году и сейчас находится, как вы видите, в ужасающем состоянии.

 


В одной из стен пробита большая дыра

 


Что интересно, здесь же, в Мартыново, находится преинтересная усадьба, которая после революции являлась школой, после развала СССР - магазинов, теперь она постепенно разваливается, как и сама деревня... Странно, что ещё наличники не все сперли

 


Ну и последнее место, про которое я хочу вам сегодня рассказать находится в деревне Попово, что в Борском районе. Оно ещё знаменито тем, что именно тут родился Н.А.Бугров. Видимо по этому он построил тут многожество зданий, предназначенных для самых разных нужд. Когда-то тут были: старообрядческая молельня, здание богадельни, общежитие для учащихся (1903 год), служебный корпус, здание бани. Сейчас от всего этого осталось немногое... Однако когда-то тут учились дети старообрядцев, которые по понятным причинам посечать обыкновенные школы не могли да и не хотели. Вообще, грамотность среди староверов была очень высокая. Однако к концу XIX века "домашние старообрядческие школы" исчерпали свои возможности. Они были малы, да и предпринимательские дела купцов-старообрядцев требовали более грамотных кадров. Ведь в них в основном давали богословское образование, и они уже не удовлетворяли возросших потребностей в грамотности, особенно технической. Николай Александрович понимал необходимость легализации образования детей старообрядцев в соответствии и канонами исповедуемой ими веры. Ему требовались технически грамотные кадры, ведь большинство его работников и служащих были старообрядцами.



В связи с этим, купец и промышленник задумал основать легальную школу для детей старообрядцев по светской программе.



Интересна история появления этого учебного заведения. Впервые о нем заговорили в 1888 году. Тревогу били православные священник и псаломщик села Кантаурово. В рапорте благочинному округа В.И. Беляеву они сообщали, что "в д. Попово открыта старообрядческая школа купцом I гильдии Н.А. Бугровым в нововыстроенном здании без разрешения Высшего начальства. В ней под руководством учителя из старообрядцев обучалось 30 мальчиков. В.И. Беляев лично едет в Попово, но присутствующие на занятиях 17 учеников все успели скрыться прежде, чем мы были пушены в дом". Появление здесь школы не было случайным, как сообщала газета "Старообрядец" "населенные пункты округи деревни Попово, Белкино, Тюрпно, Зуево, Ситниково, Кучиши, Шлыкове. Плосково, Филипповское с населением - в 90 душ мужского пола сплошь заряжены расколом".



За школой велся двойной контроль - инструктора народных училищ и местного духовенства. Но все-таки школа была легализована, а чтобы ее учредителя впредь не упрекали в самоуправстве, был разработан и растиражирован "Устав старообрядческого одноклассного училища Министерства народного просвещения в д. Попово Семеновского уезда Нижегородской губернии". По нему Н.А. Бугров состоял "Учредителем и Почетным Блюстителем школы". Первая в нижегородском крае старообрядческая шкала вступила в свои права первый пункт в уставе школы гласил: < Старообрядческое одноклассное училище Министерства Народного Просвящения Училища в д. Поповой, учережденное 1-ой гильдии купцом Николаем Александровичем Бугоым, назначается для обучения детей мальчиков исключительно старообрядческого исповедания. Учреждение этой школы было разрешено не в пример для других подобных ходатайств, и существование ее было обусловлено особливыми требованиями. Условий было несколько: чтобы число учеников не превышало 120 человек: в школу принимались дети крестьян беглопо-повской секты только из 16-ти деревень Семеновского уезда, смежных с д. Поповой. "Все желающие обучатся в училище, принимаются по надлежащим удостоверениям из местных волостных правлений о принадлежности их родителей исключительно к старообрядчеству". Освящал вновь открытую школу отец Михаил из Городца. Добротное здание школы Н. А. Бугров построил из красного кирпича, оно было создано переходами с двумя жилыми корпусами. По свидетельству современников оно представляло собой "училище нового типа". Интересны также сведения о том, как описывал в 1890 году первую в России старообрядческую школу благочинный, надзиравший над ней: "Училище находится в обширном деревянном доме. Передняя половина - из двух светлых и высоких комнат, приспособленных к классным занятиям, задняя и над ней мезонин - для проживания учеников, учителей и служащих. В одной из комнат на передней стене прекрасный портрет ныне царствующего императора в вызолоченной рамке овальной формы с короной наверху".



Немного поодаль от основного комплекса зданий находится, ещё один корпус, в которой сейчас располагается поповская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья. Тут ещё в 1925 году открылся дошкольный детский дом.



В 1936 году его перевели в Чкаловск. А на смену привезли ребят из Оранской колонии строгого режима. В 1941 г. многие из колонистов отправились на фронт. Поповский детский дом приютил детей из блокадного Ленинграда, дал кров детям, оставшихся сиротами. В 2005 году исполнилось 80 лет детскому дому.
В 60-х годах детский дом был преобразован в школу-интернат, где учились и воспитывались дети из малообеспеченных, многодетных, неполных семей.В 1975 году школа-интернат стала коррекционной школой-интернатом для умственно отсталых детей. За этот период контингент детей существенно изменился , увеличилось количество детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.В настоящее время школа-интернат занимает одно здание, состоящее из двух корпусов: учебного и спального.Здесь обучаются и воспитываются дети, имеющие нарушения в умственном развитии из малообеспеченных семей, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

10
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Вероника Далецкая
1
Спасибо вам за интереснейший рассказ. А ведь раньше старообрядческие общины были самыми крепкими и их деревни и храмы самыми богатыми. А теперь. Православные-то храмы, при наличии сильной РПЦ, восстанавливать некому, а тут и подавно. Жаль, скоро нечего будет восстанавливать.
Дмитрий Баланин
0
Привет! Поправьте ссылки в статье, много битых
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.