Путешествие в Тибет: понять значение Кайласа



Путешественник, фотограф член Русского географического общества Вячеслав Киплюкс — руководитель более 20 экспедиций в пустыни Гоби и девяти экспедиций в Тибет.

Как Земля совершает оборот вокруг солнца, дающего ей жизнь, так и паломники, приезжающие в Тибет, совершают обход или кору вокруг священной горы Кайлас, которая является священной для четырех религий. Фоторепортаж и советы для путешествующих по Тибету

«Чтобы увидеть величие горы нужно быть на расстоянии от нее; чтобы понять ее форму, нужно обойти ее; чтобы почувствовать ее состояние, следует созерцать ее, на рассвете и на закате, в полнолуние и полдень, в солнце и дождь, в снегу и во время бури, зимою, летом, осенью и весной. Тот, кто так созерцает гору, приближается к ее жизни, такой же напряженной и разнообразной, как и жизнь человека».
Лама Анагарика Говинда.



В 2014 год власти КНР решили прекратить без объяснения причин выдачу пермитов — разрешений посетить регион Нгари, где расположена гора Кайлас, озеро Манасаровар, королевство Гуге, долина Гаруды и другие исторические места, и тысячи людей вынуждены были отказаться или перенести свои планы на другое время. Так как мы уже возим паломников в Тибет не первый год, в виде исключения нашей группе из 19 участников все-таки удалось получить разрешение на въезд и попасть в двухнедельный открывшийся коридор въезда в регион Нгари и пройти на Кайлас.
Гора Кайлас находится в отдаленной труднодоступной местности Западного Тибета и является одним из главных мировых водоразделов. В районе Кайласа находятся истоки четырех главных рек Тибета, Индии и Непала: Инд, Сатледж, Брахмапутра и Карнали.
Кайлас вы не спутаете ни с какой-либо другой горой. Он пирамидальной формы со снежной вершиной, грани сориентированы практически точно по сторонам света. В религии бон Кайлас называют Юнгдрунг Гу Це («девятиступенчатая гора свастики»).



Согласно вере последователей религии бон небожитель Тонпа Шенраб, спустившись с небес на землю, и основал царство Шанг-Шунг. Возможно, что именно здесь, в районе горы Кайлас, и находилась таинственная мифическая Шамбала, царство просветленных и мудрых людей. Об этом в своей книге-исследовании «Тибет на крыше мира» пишет известный путешественник Сергей Николаевич Волков. Южная сторона Кайласа прорезана сверху вниз ровной прямой трещиной-расщелиной, идущей посередине. Трещина посередине пересечена горизонтальной. Это и напоминает свастику. Считается, что именно в районе горы расположен вход в таинственную страну Шамбалу. Восхождение на Кайлас не является технически сложным. Но официально на эту гору никто никогда до сих пор не поднимался.



Важно знать, что существует и определенный ритуал перед паломничеством на Кайлас. Согласно ему необходимо сначала окунуться в мертвую воду Ракшас-Тал, где образно погибает вся ваша, потрепанная временем жизни плоть и тело превращается в голый скелет, — образно происходит очищение тела. Затем искупаться в Манасароваре, который очистит и даст новую, молодую и абсолютно здоровую плоть. Точно такие же трансформации происходят при этом обряде омовении и с тонким духовно-энергетическим телом.
Манасаровар — обитель величайшей чистоты и добра, любой, кто прикоснется к его водам, достигнет райских миров, а кто омоется и выпьет воду из озера, достигнет небес и очистится от своих кармических грехов за сотни перерождений. По тибетским поверьям, озеро Манасаровар — это врата духов, связывающие наш физический мир с миром потусторонним. На озере собирают и едят только рыбу, умершую своей смертью, также эта волшебная рыба используется в тибетской медицине и, говорят, очень полезна при болезнях, связанных с бесплодием.



Согласно тибетскому тантрическому буддизму Кайлас — обитель Чакрасамвары, гневной ипостаси Будды Шакьямуни. Кайлас является центральной из девяти мандал Чакрасамвары, одной из них считается гора Алханай в бывшем Агинском Бурятском национальном округе (Читинская область), другой — Дэмчигин-Хиид в Монголии, в пустыне Гоби.
Таким образом, получается энергетический треугольник или пирамида. Чтобы полностью понять значение горы Кайлас, нужно рассматривать ее не только в контексте культуры, религии, истории или географии, но и прежде всего увидеть ее глазами путешественника — паломника.
Как Земля совершает оборот вокруг солнца, дающего ей жизнь, так и паломники, приезжающие в Тибет, совершают обход или кору вокруг священной горы Кайлас, которая является священной для четырех религий. Буддисты-паломники верят, что человек, прошедший 108 кор вокруг Кайласа, переродится в чистой земле.



Божественная и сакральная сила этой горы столь значима, что очищает карму и стирает все причины, которые могли бы привести к рождению в низших мирах, среди животных и людей.
Делая обход вокруг святыни, можно встретить паломников, которые совершают простирание от самой Лхасы. По утверждению тибетцев, такое паломничество длится до трех лет.
Индусы, приезжающие к Кайласу, также стремятся совершить обход вокруг горы. Однако для большинства из них это становится невозможным. Холод и высота являются жестоким испытанием для жителей теплого климата. Многие из них делают попытку совершить ритуальный обход, но обычно это успехом не заканчивается. Поэтому можно видеть, как паломники из Индии, Непала и других стран совершают поклонение белоснежному лику Кайласа в поселке Дарчене.
Тибетцы к непогоде привычны и поэтому чаще всего спят под открытым небом. Некоторые проходят весь путь за один день, для них, как горных жителей, это несложно, а вот европейцам приходиться адаптироваться к высокогорью не один день. Паломники из других стран и туристы по дороге останавливаются в гостевых домах или в палатках. Их груз перевозят яки или же несут нанятые носильщики-шерпы.



При выборе программы важно уделить внимание правильной акклиматизации. Это связано с тем, что некоторая часть людей генетически не имеет возможности адаптации к высотам уже порядка 2500 м. Причиной является отсутствие генов, отвечающих за синтез дыхательных ферментов, без которых невозможен транспорт кислорода в самый главный орган — мозг, и неправильная адаптация к высокогорью в этом случае приводит к тяжелым последствиям. Нелишним будет упомянуть о некоторых неудобствах, возникающих при горной болезни. Люди обладают разными возможностями адаптации и могут вести себя порой неадекватно. Иногда на фоне объективного расстройства самочувствия возникает ощущение разбитости, слабости, удушья, ломоты в суставах, симптомов простуды, головной боли, бессонницы, тошноты и рвоты. Возникают различные психоэмоциональные расстройства — рассеянность, раздражительность, неадекватное поведение.
Мы всегда в экспедициях в Тибет используем метод «ступенчатой» акклиматизации. В этом случае акклиматизация является результатом относительно длительного промежутка времени, этот метод наиболее эффективен во всех отношениях, о чем и говорят результаты нашей экспедиции.

Кора





Утром, совершив поклонение белоснежной вершине Кайласа в Дарчене, мы ступаем на путь Коры протяженностью 54 км на высоте от 4800 м до 5630 м продолжительностью в три дня.
В первый день коры мы проходим 18 ки от поселка Дарчен до монастыря Дира-Пук примерно за шесть-сем часов.
Все точки маршрута, с которых открывается вид на Кайлас, заметны и отмечены молитвенными флагами и чортенами — кладками из камней и черепов яков с выбитыми на них священными мантрами.
Тропа поворачивает с запада на юг, постепенно набирая высоту, и идет по долине реки Ла-Чу.
Здесь Кайлас открывается до самого подножья. Рядом с флагштоком (Тарпоче) находится плато — место небесного погребения 84 махасиддхов и отпечаток стопы Миларепы. (В буддизме достижение сознания Будды доказывается на деле: если ты познал, что мир — иллюзия, то можешь не считаться с законами материи и демонстрировать единую природу всех вещей. Можно привести пример нетленного тела Пандито Хамбо-ламы XII Даши-Доржо Итигэлова, одного из выдающихся бурятских буддийских подвижников XX века.)
Напротив — монастырь Чуку, посвященный основателю тибетского буддизма Падме Самбхаве (Гуру Ринпоче).



Далее на юге открывается западное ребро Кайласа и гора Гуру Ринпоче. На слиянии трех притоков Ла-Чу стоит храм Дира Пук (храм рога самки яка). В скале во внутренней пещере монастыря есть отпечаток ее рога. По легенде, лама Гурва Готсанг Па из Бутана шел вслед за ячихой и так открыл путь через перевал Долма-Ла, по которому сейчас и следуют все паломники.
Монастырь пристроен к пещере, где медитировал великий йог Тибета Миларепа. Не упустите возможности посидеть в пещере и помедитировать.
Напротив монастыря — северная стена Кайласа. Я считаю, что с крыши монастыря открывается самая потрясающая панорама горы. Есть повод подняться на крышу монастыря и сделать свои лучшие фотографии. К тому же с крыши открывается вид на множество ступ вокруг.
Во второй день лучше проснуться пораньше, может быть, даже выйти перед рассветом. От монастыря Дира Пук Гомпа до монастыря Зутрул Пук Гомпа 22 км, примерно от 7 до 10 часов пути. Дорога поднимается к перевалу и проходит через место, где тибетцы оставляют свою старую одежду в знак очищения от грехов и символической смерти, когда душа сбрасывает одежду — тело, она свободна и устремляется в новую жизнь. Здесь же еще один отпечаток стоп великого йога Тибета — Миларепы.



И вот он, перевал Долма-Ла — высшая точка коры (5600 м). По буддистским канонам Долма — имя Тары, богини-заступницы, родившейся из слезы Будды сострадания Авалокитешвары.
На перевале паломники, развесив молитвенные флаги с именами близких, молятся о новой чистой и счастливой жизни! Теперь каждому дана возможность вступить в новую жизнь, все ошибки вам прощены, карма очищается, и вы начинаете свою жизнь с чистого листа. На спуске с перевала расположено озеро Гаури-Кунд. Тибетцы зовут это озеро Тукже-Тсо, что означает озеро Благодарности.



Вечером мы ночуем в гостевом доме монастыря Зутрул Пук, что в переводе означает «пещера чудес». Последний монастырь на пути к Дарчену. Утром можно заглянуть в монастырь. Здесь Миларепа, соревнуясь с ламой Бон Наро Бон-чунг, выиграл мистический поединок.
В третий заключительный день мы выходим из монастыря Зутрул Пук Гомпа в поселок Дарчен. В этот день нам предстоит пройти 12 км за три-четыре часа пути. Дорога снова выводит в широкую долину, разделяющую массив Кайласа и озеро Манасаровар, По дороге можно посмотреть еще одну пещеру Миларепы, отсюда идет тропа, выходящая через перевалы к монастырю Гьяндрак.
В Дарчене замыкается священный путь, ведущий к освобождению. Кора завершается. Тут паломники обычно обедают и в тот же день едут на живительное озеро Манасаровар, где отдыхают, купаются в горячих источниках

Манасаровар





Большинство паломников проводят хотя бы одну ночь на берегу этого священного озера. Буддистский храм Чиу («маленькая птичка») возвышается над бирюзовой гладью священного озера Манасаровар. Это очень известный и значимый монастырь, в котором хранится прижизненная скульптура Будды-Чомденте. В нем не раз медитировал Миларепа. Только с вершины этого монастыря открывается фантастический вид на оба озера, Ракшас-Тал и Манасаровар, и великолепные заснеженные вершины Кайласа и Гурла-Мандаты. Этот монастырь очень почитаем паломниками, в нем есть пещера, священное, сакральное для буддистов место. По преданию в этой пещере провел последние семь дней жизни на Земле Гуру Ринпоче — великий маг и усмиритель злых духов Падмасабхава.

Советы путешественникам





Мир меняется с пугающей скоростью, уникальные культурные ценности Тибета исчезают на глазах, подгоняемые под общие стандарты, древние обычаи низводятся до уровня фольклора. 15 лет назад тибетец в джинсах был редкостью, все носили традиционную одежду и вели традиционный образ жизни. Год от года мы видим, как цивилизация вторгается в сакральный мир Тибета. Успейте путешествовать, открывая этот мир полный тайн и загадок. Время не ждет!
Кора с подъемом до высоты 5600 м — испытание не из легких. Возможны приступы горной болезни, болит голова, ощущается нехватка кислорода.
Я бы посоветовал людям, которые хотят сделать кору вокруг Кайласа, внимательно отнестись к выбору правильно спланированной программы, а также к экипировке. Хорошие горные ботинки, ветрозащитный спортивный костюм, термобелье и легкая теплая куртка в условиях Тибета — жизненная необходимость. По утрам и к вечеру, когда заходит солнце, в горах довольно холодно, может пойти снег и дождь. Поэтому желательно иметь дождевик и маску. Особое внимание нужно уделить обуви, иметь хорошие высокие треккинговые туристические ботинки со снегозащитными гамашами. Если ботинки новые, то обязательно разносите их заранее перед дорогой. Температура комфорта спальника должна быть не менее–5 °C. Помните, здоровый сон важен и необходим для восстановления организма.

Питание


Почти на каждой стоянке стоят палатки, что-то вроде чайной, где можно перекусить. Следует знать, что ваше меню ограничится теплым чаем, лепешкой и лапшой быстрого приготовления типа доширак, больше на маршруте вам, скорее всего, ничего не предложат. Возможно, на три дня коры лучше взять с собой некоторое количество продуктов. Это сухари, сухофрукты, сыр твердый, одну-две баночки красной икры. Икра содержит значительное количество полноценных белков, жира, витаминов, ее особенно рекомендуют всем нуждающимся в усиленном питании.
По калорийности икра красная превосходит мясо, молоко и другие продукты! Воду следует пить только бутылочную, ее можно купить по дороге в чайных.

Гестхаусы





Опыт показывает, что паломников год от года становится больше, поэтому нужно выходить на кору пораньше, чтобы гарантированно иметь ночлег (наличие палаток снимает эти проблемы). В XXI веке Тибет все так же полон тайн и загадок и притягивает к себе множество паломников и любопытных туристов из многих стран, все так же остается труднодоступен и попасть сюда очень непросто. Это единственная закрытая для свободного посещения территория в мире.
В сентябре 2014 года западный Тибет по прогнозам будет открыт, и состоится еще одна экспедиция. Это будет самое уникальное духовное путешествие в Тибет 2014 года.
16
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Елена Судакова
Очень хочу в Тибет
Мария Вдовкина
Здорово! А что на счет живой и мертвой воды, зеркал времени? Было ли что-то мистическое? Что-то изменилось после коры?
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.