По следам пророка Моисея



В библейской истории Исхода меня интересовал не столько сам выход народа Израиля из Египта, сколько пророчество и мессианство Моисея. Ради этого я совершил путешествие в Израиль и Египет, и даже поднялся на «гору Моисея».
Это ночное восхождение на вершину высотой 2285 метров осталось в моей памяти навсегда!

В кромешной мгле вереница дрожащих огоньков поднималась вверх – казалось, звёзды возвращаются в небо. Лишь при свете карманных фонариков сотни людей шли по краю обрыва, чтобы успеть подняться до рассвета и увидеть восход солнца на горе Синай. Мужчины и женщины всех возрастов из различных стран мира жаждали приобщиться к тому, что пережил на этой горе Моисей три с половиной тысячи лет назад. Некоторые не выдерживали быстрого подъёма и сходили с дистанции. Другие пользовались местным такси – «кэмэл» (верблюдом).

Та самая это гора Хорив или Моисей был на другой вершине, это уже не так важно. Важна лишь вера, которая заставляет совершать ночью опасное восхождение на вершину духа.
Однако более мне понравилось схождение с горы, когда в лучах восходящего солнца можно было любоваться безжизненной пустыней.

Ни в школе, ни в Университете нам не рассказывали про Исход и Моисея. Приходилось самостоятельно восполнять пробелы в образовании. Об истории древнего Египта я узнал из 7-го тома Детской энциклопедии 1961 года, когда учился в первых классах. Это пробудило во мне интерес к истории и книгам в целом. Роясь в школьной библиотеке, я подготавливал доклады по истории, литературе, географии, физике. Библию по знакомству достал сосед – священник русской православной церкви.

Библейский миф остаётся единственным источником сведений об Исходе и о Моисее.
Миф – наиболее древняя форма передачи знаний, подчас искажённая. Относиться к мифу нужно с большой осторожностью, не понимая всё в нём буквально, по-современному. Поэтому о Моисее и об Исходе можно говорить лишь предположительно.

Моисей (по иудейски Моше) – первый пророк Бога Авраама, Исаака и Якова, основатель его религии, законодатель, религиозный наставник и политический вождь. В каббале указывается, что Моисей – это кругооборот (гилгул) души Авеля.

Жизнь Моисея и события исхода еврейского народа из Египта в Ханаан (Палестину) относятся предположительно к периоду правления XIX династии в Египте в 1305 - 1196 годах до нашей эры.
Согласно одной из гипотез, правил Египтом во времена Исхода Тутмос IV. Став египетским царём, он получил титул Аменхотеп III.
Другие предполагают, что в Библии речь идёт не о фараоне Рамсесе II, а о его сыне Марнептахе.

Когда фараон приказал топить в Ниле всех еврейских новорождённых младенцев мужского пола, мать Моисея три месяца прятала его в своём доме, после чего положила дитя в просмолённую корзину и поставила в заросли тростника на берегу Нила. Корзину будто бы нашла дочь фараона и дала ему имя Моисей (что означает «спасённый из вод»).

Существует предположение, что доброй принцессой, нашедшей Моисея и усыновившей его, была Термутис – дочь Рамсеса II. Как приёмный сын дочери фараона, Моисей обучался всей мудрости египтян: математике, геометрии, архитектуре, строительству, управлению государственными делами.

Когда Моисей был вынужден бежать из Египта, он поселился у священника земли Мадиамской Иофора и впоследствии женился на одной из его дочерей – Сепфоре.
Около десяти лет Моисей пас овец своего тестя. Лишь самые смелые из посвящённых Иофора поднимались на гору Хорив (считавшейся Божьей горой). В пещере Сербала они проводили несколько дней в посте и молитве. Мудрецы находили там свои вдохновения.

Сколько Моисей был в земле Мадиамской?
Я предполагаю, что не больше десяти лет. Когда Моисей возвращается в Египет, вместе с женой едут оба его сына: Гирсаму 9 лет, Елиезеру 6–7 лет.
Однако Библия утверждает, что «Моисей был восьмидесяти, а Аарон [брат его] восьмидесяти трёх лет, когда стали говорить они к фараону». (Исход 7:7).

Согласно Библии, Моисей умер в возрасте 120 лет. Хотя средняя продолжительность жизни сынов Израилевых составляла 75 лет.
Логично предположить, что умер Моисей в возрасте около восьмидесяти лет. 30 лет он жил в Египте, 10 лет находился в изгнании в земле Мадиамской, 40 лет водил народ по пустыне.

Когда Моисей пас овец близ горы Хорив, он увидел, что терновый куст горит огнём, но не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает.
От неопалимой купины скорее всего исходило яркое сияние, воспринимаемое как огонь.
Ангел Господень окликает Моисея из тернового куста: «Я Бог отца твоего, бог Авраама, бог Исаака, бог Иакова».
Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам». (Исход 3:14).

Можно верить Библии или не верить. Иаков тоже видел в Вифеле видение-лестницу с Элохимом на вершине, по которой всходили и нисходили ангелы. Сейчас так рассказывают об инопланетянах, входящих в свою летающую тарелку.

Бог наделяет заикающегося от рождения Моисея способностью чудотворства и делает его толмачём брата Аарона. Господь говорит: «Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать».

Когда в результате посланной Богом смерти первенцев египтян у фараона умер сын, правитель Египта уступил. Израильтянам дали три дня, чтобы пойти в пустыню, совершить там жертвоприношение и поклониться своему Богу (поскольку в Египте делать это было запрещено).

Библейский текст указывает точную дату Исхода – 14 день месяца, в который израильтяне до сих пор празднуют «Песах»(Пасху). Пасха означает, что Господь прошёл мимо израильских домов и поразил смертью лишь первенцев египтян.

Сколько человек составило Исход?
В Библии указывается точное число – «603 тысячи 550 человек, не считая колена Левиина».
Леннарт Мёллер в книге «Дело об Исходе» пишет, что общее количество составило примерно 2 млн. человек, поскольку нужно считать женщин и детей, плюс «сброд» (людей, вышедших с израильтянами).

Огромное количество рабов покинуло страну. В результате Египет остался без существенной части рабочей силы. Причём израильтяне вышли со всем имуществом, с большим количеством крупного и мелкого рогатого скота; к тому же заняли у египтян золотые и серебряные вещи.

Фараон решил вернуть работников или убить их. «И взял шестьсот колесниц отборных и все колесницы Египетские, и начальников над всеми ими». «И погнались за ними Египтяне, и все кони с колесницами фараона, и всадники, и всё войско его» (Исх.14:9).

Когда войско фараона настигло израильтян, те стояли лагерем перед морем. Переход народа Израиля через расступившееся Чёрмное (Красное) море считается одним из самых больших чудес. Над природой этого явления до сих пор ломают голову учёные.

Есть гипотеза, согласно которой в описываемое Библией время на острове Санторини произошло извержение вулкана. В результате образовалась громадная волна высотой от 100 до 200 метров, которая уничтожила минойскую цивилизацию на острове Крит. Предполагают, что именно это вызвало мощный отлив с последующим цунами в Красном море, чем и воспользовался Моисей.

Библия утверждает, что Моисей сорок лет водил народ Израиля по пустыне. Люди верили обещаниям Моисея, что он ведёт их в Землю Обетованную, «где текут мёд и молоко».
Евреи прошли через Синайскую пустыню несколько раз. От подножия горы Хорив до библейского города Раамсеса нужно идти в среднем 6 дней. Это дорога с многочисленными колодцами тянулась вдоль богатого рыбой моря, и была той самой, которую выбрал Моисей, когда возвращался в Египет.

Хотя климат на Синае за 3 тысячи лет менялся, однако вряд ли очень сильно. Кто был в Египте, помнит крутые скалы, солёные степи, каменистые кручи, ни реки, ни источника, ни деревца. Трудно представить, как в течение сорока лет 603 тысячи 550 человек жили в пустыне, где не прокормилась бы и тысяча.

«Свобода не утолит вашей жажды в пустыне», – говорил Моисею священник Иофор.

Народ Израиля сполна вкусил горький хлеб свободы. Многие возроптали, вспоминая о рыбе и овощах, которыми в Египте их иногда одаривали по воле фараона. «Уж лучше быть в рабстве в Египте, чем умереть в пустыне», – говорили не согласные с Моисеем. – «Мы изберём нового вождя, и он отведёт нас в Египет».

Моисей должен был бороться не только против общего изнеможения и против клеветы, но и против заговоров честолюбивых начальников, вроде Корея, Датана и Абирама, которые разжигали народные восстания, чтобы низвергнуть пророка.

«Есть ли у тебя план?» – спрашивали у Моисея. Он отвечал, что надобно верить. Вера есть ожидание невидимого и осуществление ожидаемого.
Самонадеянный разум конфликтует с непостижимостью веры, обнажая противоречие между нашей тленной физической природой и нетленностью бессмертного духа в нас.

Только тот бог есть Бог истинный, чьи предсказания сбываются в точности.
Всякое поражение Бога должно быть объяснено ошибкой человека.

Библия рассказывает, что в пустыне Сур Бог усладил горькую воду, повелев Моисею вложить в неё указанное им дерево. В пустыне Син Бог послал множество перепелов, а затем в течение всех следующих 40 лет ежедневно посылал евреям с неба манну.

Манна описывается в библейском тексте как нечто сошедшее от Господа неизвестным людям способом. Каждое утро на месте высохшей росы появлялось что-то похожее на чешую или иней. Моисей объясняет, что это хлеб, который послал Господь.

Еврейское слово «манна» может происходить от «манн» («что»). В Библии говорится, что: «она была, как кориандровое семя». Манна имела сладкий вкус и напоминала мёд. Кроме того, её ели в «сыром» виде и выпекали как хлеб. Манна утоляла голод и не вызывала потребности в другой пище.

В третий месяц по выходе из Египта израильтяне подошли к горе Синай, где Бог дал Моисею правила, как нужно жить Сынам Израиля. 40 дней провёл Моисей на горе Хорив, получив от Бога каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями, ставшими основой Моисеева законодательства (Торы).

Вся история Моисея сводится к простому вопросу: сам он выдумал десять заповедей или же они действительно были даны ему Свыше?

Моисей подчёркивал, что заповеди были написаны «перстом божиим».
Но тогда почему Моисей разбил их?

Моисей был грамотный человек, обучался в храме Амона-Ра в Мемфисе, был посвящённым в Карнакском храме. Во время изгнания он многому научился у своего тестя – священника мадиамского Иофора.

В Десяти заповедях ничего принципиально нового не содержится. Всё это можно найти в более древних документах: законах Хаммурапи, хеттских и среднеассирийских законах. Уже более пяти тысяч лет известно правило: «чего себе не желаешь, того и другим не делай; как хочешь, чтобы с тобой поступали, так и с другими поступай».

В Десяти заповедях (декалоге) Моисей сконцентрировал главное. В дальнейшем к десяти заповедям он прибавил множество более частных предписаний характера юридического, морального и ритуального. Всё это стало основой законодательства Торы.

40 дней Моисей был на Горе Хорив. Многие задают вопрос: чем он питался все эти дни?
Моисей хорошо знал эти места, где в течение десяти лет пас овец. Знал он места скрытых водных источников, что и продемонстрировал в Кадесе, ударив по скале, из которой хлынул поток воды. В пустыне можно было встретить и оливковое дерево.

Самый драматичный момент Исхода – когда Моисей сошёл с горы, увидел отступничество народа и предательство своего брата Аарона, созданного им «золотого тельца», которому поклонялись евреи.
Отношения Моисея и Аарона – пример взаимоотношений пророка и священника. Священник может предать веру, пророк – никогда!

«Это ты, Моисей, сделал эти скрижали, чтобы мы жили по твоему закону!» – кричали вероотступники. – «Мы не станем жить по заповедям твоим. Мы свободны».
«Нет свободы без закона!» – возражал Моисей.

В гневе пророк разбивает скрижали. И хотя одна из заповедей гласит «не убий», Моисей приказывает убить всех, кто поклонялся золотому тельцу. «Убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего» (Исход 32:23). А было их три тысячи!

Сколькими людьми можно пожертвовать ради светлого будущего?

Моисей ХХ века – вождь мирового пролетариата Ульянов (Ленин) – полагал, что ради мировой революции можно пожертвовать всем народом, оправдана и гражданская война.

«Когда же кончится братоубийственная война?!..» – спрашивают в отчаянии у Моисея вероотступники.

«Кто не будет жить по закону Божьему, тот по закону этому умрёт», – отвечает Моисей.

«Мы не будем жить по твоему закону, чтобы ты царствовал над нами», – возмущались оппозиционеры.

Моисей не претендовал на верховную власть. Напротив он напоминает народу о его традиции не доверять никому абсолютной власти и не закреплять её. „Ни я не буду владеть вами, ни мой сын не будет владеть вами; Господь да владеет вами“ (Книга Судей, 18:23).

– Сам по себе я ничто, – говорит Моисей. – Теперь, когда народ выведен из Египта, во мне нет нужды. Моя миссия выполнена.
– Народу всегда нужен вождь, – отвечает Аарон.
– Я не вождь, я обычный человек. Просто стал избранным для миссии, которая выполнена. Если я могу слышать голос Господа, значит, и вы можете слышать.

Очевидно, что Моисей пережил воздействие Высшей Силы, как бы её ни называли. Он не мог не верить в то, что пережил. Народ в целом не может так верить, как верил Моисей. Вера – это личный опыт, индивидуальный феномен, а не массовый.

Зачем же сорок лет водил Моисей народ по пустыне?
Он хотел изжить в людях рабство. А народ малодушничал, бунтовал. Вера пророка испытывалась безверием и косностью народа.

– Разве Бог говорит только через Моисея? Все наши скитания бессмысленны. Разве Бог не знает дорогу к Земле Обетованной?
– Приведи нас Господь завтра в Ханаан, разве стали бы выполнять Закон его, как велено? – объяснял Моисей.
– У нас есть дети и желание осесть на своей земле. Что ещё нужно?
– Любовь друг к другу. Желание жить не одним пропитанием!

Рабы, при всём желании, не могли мгновенно стать свободными. Поэтому Моисей решил, что все, кто старше 20 лет, должны умереть в пустыне: «Основать новый Израиль можно на любви к закону, а не на подчинении»!



ПРочитать полностью данный по со всеми видеороликами можно в моём блоге
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература
3
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.