Плёсская сказка

В конце весны появилось желание непреодолимой силы съездить в Плёс. Увиденная незадолго до этого на канале "Моя планета" передача про этот старинный город в некотором смысле явилась катализатором данного желания. Сказано - сделано, но, до некоторых пор, всё время что-то "мешало", то какие-то "неотложные" дела, то погода "старалась" изо-всех сил. При +10-12 и дожде на берегу реки или моря довольно неуютно. И вот, наконец, всё сложилось.
Правда, была упущена небольшая тонкость - как раз в этот день в Плёсе проводился фестиваль "Льняная палитра" и билетов в кассе не оказалось. Пришлось нанимать извозчика. После длительных переговоров с шантажом, уговорами и обещаниями, кучер согласился снизить цену на 500 рублей. Но был весьма опечален приступом филантропии. До такой степени, что на заправке никак не мог правильно сосчитать сдачу - всё время "не хватало". Даже предложил себя обыскать - какой шалун. В итоге вопрос был кое-как улажен.
Дорога до Плёса вполне качественная, в отличие от "направления" в направлении Ярославля. Пару мест, да и то из-за ремонта. Единственное узкое, в прямом смысле, место - мост через реку Таха в Приволжске. По одной полосе, отсутствие обочины, плюс светофор и водители желающие узнать дорогу. Ведь в природе не существует ни карт, ни навигаторов.
Для владельцев "железных коняшек" таких трудностей быть не должно - сел и поехал. Следует знать - с 1 мая по 30 сентября въезд в Плёс ограничен. Чтобы въехать в город нужен пропуск, а где и как его взять сие тайна великая есть. Перед въездом мотель и стоянка, где "коняшку" можно поставить на платную стоянку. "Бугай" в шаровом камуфляже запишет номер вашей "лошадки" в талмуд /где-то уже 21 век, а где-то ещё 19 не начался/ и покажет "стойло". Цену за час не скажу, поелику не знаю.
Если машины нет, следует озаботиться обратным билетом. В билете вам вполне могут отказать, но не отчаивайтесь придя к отправлению, можете сесть в рейсовый автобус ПАЗ и доехать стоя. Дорога займёт около 80-90 минут. После Приволжска появляются свободные сиденья. Или поймать попутку. Не следует полностью доверять расписанию найденному в интернете. Непременно зайдите в здание автостанции и посмотрите расписание - могут быть "сюрпризы".
Там же у шлагбаума на въезде толпится небольшая кучка людей, желающих доехать до нужного им места на электрокаре. Цена 30 рублей. "Здравое" желание - Плёс "огромен", не обойти за день. Но, все люди разные, пошли пешком. За это решение вознаграждены шикарной панорамой города с Соборной горы.



Спустившись с горы и пройдя по улице Горького /бывшая Юрьевская/ вышли на Торговую площадь /ныне Революции/, где проходил фестиваль и показ мод. Рядом расположена красивейшая Воскресенская церковь 1871 года постройки. С неё открывается великолепный вид на Волгу и сам Плёс.

 


Спустившись на набережную, в первый момент показалось, что где-то большой пожар. Оказалось, на набережной десятки лоточников жарят шашлык - русское "национальное" блюдо, в последнее время превратившееся в манию. Тут же жарят, тут же едят. "Удовольствие" 100 рублей, плов 150. Сувениры, изделия из льна всё промелькнуло перед нами. "Аттракционы" - лопни 6 шаров получи приз. Художники продают свои творения - есть вполне приличные и достойные работы.
Ну и конечно волжская рыба — только из коптильни, прямо горячая, очень вкусная — судаки, лещи и подлещики, сомы, красноглазки. Палаток с рыбой великое множество, цены самые разные, зависят от размера и сорта рыбы.
Удалось забраться на дебаркадер чтобы сфотографировать волжские просторы. Хозяин или сторож очень внимательно смотрел как бы эти приезжие не спёрли кнехт или лебёдку. Уследил - не спёрли.

 


Позже попасть стало невозможно, а ближе к вечеру причалил теплоход "Валерий Чкалов" пришедший из Костромы или Ярославля.
Естественно Плёс это Левитан. Музей и гора, на которой он создавал свои шедевры. Летом 1888 года вместе с Алексеем Степановичем Степановым и Софьей Петровной Кувшиновой путешествуют по Волге в поисках места для этюдов. С борта парохода замечают старинную деревянную церковь XVII века, стоявшую на Петропавловской горе. Церковь покорила Левитана и его друзей. Они сходят на берег. Плёс живописно расположенный на холмах очаровал путников.
Насколько я помню из лекций по истории архитектуры, уровень Волги после строительства Горьковского водохранилища поднялся на 3-5 метров. Получается гора была ещё выше относительно реки. Из тех же лекций осталось - в старину в Плёсе был таможенный пост по сбору податей с проходящих мимо кораблей. А что никто не прошёл мимо не заплатив, в дно были вбиты деревянные сваи для создания искусственных порогов. С берега вызывал лоцмана, который за мзду, по одному ему известным приметам проводил лодьи и прочие речные суда.



Надо заметить что Исаак Ильич должно быть был физически крепок. Взобраться на эту кручу даже по лестнице довольно утомительное занятие, а ведь он поднимался не по одному разу в день с тяжелым этюдником. Никакой степаэробики и фитнеса не надо.
На горе установлена скульптура Художника за работой и деревянная церковь святых Петра и Павла. К сожалению, новодел, старая сгорела в 1903. Но всё равно очень красиво. Награда за преодоление и усилия ещё один роскошный вид с горы.

 


При желании и наличии времени можно прокатиться на теплоходе за 250 рублей. Мелочь, а приятно.
Если хочется узнать о Плёсе побольше можно записаться на экскурсию.
Умереть с голоду не получится, прямо на набережной несколько кафе и ресторанов, не считая упомянутых ранее шашлычников. В кафе "Дача" можно пообедать сытно и вкусно. Цена на любителя, кому как - салат оливье с курицей, сибирские пельмени с бульоном, свежие овощи (в меню написано что выросло, то выросло), запечённое филе сёмги с морсом и квасом обошлось в 800 рублей на двоих. Есть пиво, куда ж без него, есть и более "градусные" напитки.
В процессе поиска дороги на гору Левитана наткнулись на церковь Варвары /1821/. Построена на месте утраченной в 1702 году одноимённой деревянной церкви.



Уже вечером возвращаясь на автостанцию наткнулись на здание присутственных мест 1786 года.



Памятник Великому Князю Василию Дмитриевичу. Скульптора Алёшина 1910 года.



Тут же рядышком Успенская церковь. Построена в стиле провинциального московского барокко 1699 году.



Встречает и провожает гостей города ансамбль Троицкой и Введенской церквей рядом с автостанцией. Являлся доминантой Троицкой слободы. Троицкая церковь выполнена в стиле барокко, построена в 1808 году на средства местных мещан и купцов.



Девушкам и женщинам, желающим посетить храмы - возьмите платочки или чем покрыть голову. Обычно в других церквах на входе висят платки, но в Плёсе ни в одной церкви их не оказалось.

Да простит меня администрация сайта, ежели я что-то нарушил. Решил присовокупить картины с видами Плёса, таким как его видел Левитан.
Тихая обитель. 1890 год.
Церковь в Плесе. 1888 год.
После дождя. Плес. 1889 год.
Вечер Золотой Плес, 1889 год.

 
10
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Борис Зверев
3
Интересный очерк, спасибо!
А как выглядит ограничение на въезд? Там что, по периметру забор со шлагбаумами?

Кстати, причину могу предположить. Говорят (говорят, т.е. по слухам), Плёс и окрестности облюбовал для своей резиденции один известный высокопоставленный (ещё более высокопоставленным) государственный деятель (экс врио царя, то есть). Может, из-за этого...
Сергей Юлаев
4
Пожалуйста, но совершенно не на чем.
"Ограничение" выглядит, как везде - шлагбаум, металлический заборчик и пара милиционеров.
Утром они стояли около мотеля /ближе к окраине города/, а вечером перебрались к автостанции.
По моему, ограничение введено правильно. Плёс очень маленький, дороги узкие и если пропускать всех желающих на авто, проходу не будет в прямом смысле.
А про "высокопоставленного деятеля" это не слухи. Мистер ДАМ прилетает на вертолёте. И у него в Плёсе дача.
Галина Боинчану
0
Спасибо, интересно!
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.