Петра - путешествие в чудо

Двадцать лет назад в 1996 году я впервые увидел Петру – в фильме Стивена Спилберга «Индиана Джонс и Последний крестовый поход». Красота Петры поразила меня, и я захотел непременно побывать в этом сказочном месте. Двадцать лет я мечтал об этом путешествии, и вот наконец недавно осуществил свою мечту.



Петра – это визитная карточка Иордании. Древний город считается главной достопримечательностью, прославившей восточную страну на весь мир. ЮНЕСКО отнёс это творение древности к одному из семи новых чудес света. Каждый год около полумиллиона туристов приезжают, чтобы посмотреть затерянную столицу набатеев – живой «город мёртвых».

Лично я поехал в Петру не ради любования красотами, а чтобы приобщиться к мудрости живших здесь когда-то людей. Мне говорили, что в широкополой шляпе я похож на Индиану Джонс. В фильме Спилберга «Последний крестовый поход» Индиана искал и нашёл Святой Грааль – чашу мудрости и бессмертия. Могу сказать, что и я нашёл в Петре свой «Грааль».

Я путешествую ради постижения всей глубины разнообразия мира и мудрости тысячелетий.
Чтобы понять настоящее, нужно взглянуть на прошлое через призму вечного. Ведь именно в прошлом разгадка нашего будущего.
Путешествие в Петру – возвращение в настоящее прошлое – это новое седьмое чудо света!

Хашимитское королевство Иордания – страна, где нам по-прежнему рады, русским здесь улыбаются и говорят «welcome». Стоит ответить на блокпостах «рус», и тебя без промедлений пропускают.

Когда мы были в Египте, Израиле и на Кипре, нам предлагали экскурсию в Петру. Но узнав, как быстро и поверхностно проводятся эти экскурсии, мы решили посетить древнюю столицу самостоятельно. За три часа осмотреть всю Петру не реально. Поэтому мы приехали в Иорданию, чтобы побыть в Петре два дня и осмотреть древний «город мёртвых» целиком.

Дорога из Акабы на такси через пустыню потребовала два часа и 70 иорданских динар.
Петра – это археологический парк. Входной билет на два дня (для приезжающих с ночёвкой) стоит 55 иорданских динар, а на один день (для туристических групп) стоит 90 динар (1 динар равен примерно 100 рублей).
Иорданцы ценят свою валюту и повсеместно принимают к оплате только динары.

Перед поездкой я посмотрел много фотографий и фильмов о Петре, но увиденное собственными глазами превзошло все мои ожидания. Никакие эпитеты не могут выразить красоту ущелья Сик. Даже видео не может передать всей объёмности каньона и очарования пустыни.
Об этом мало прочитать, и даже мало увидеть – надо быть там!

Уже при входе я не мог сдержать возгласов удивления. Завораживающее зрелище поражало воображение. Возгласы восхищения не смолкали во всё время нашего путешествия по Петре. – «Просто обалдеть!»

Когда мы вошли в каньон Сик, мне вспомнился фильм «Золото Маккены» и каньон Дель Оро – «погибший Эдамс». У наших спутников я решил узнать их мнение о Петре. Они видели Гранд-Каньон в Америке, и ответили, что Сик им нравится больше. «Гранд-Каньон всего лишь природа, а здесь история и культура».

Обычно туристические группы успевают дойти лишь до Эль-Хазн, и вынуждены, из-за недостатка времени, уходить. Но Эль-Хазн – лишь вход в город набатеев. Самое интересное находится дальше, внутри каньона.

Чтобы с полным правом сказать «я побывал в Петре», нужно:
Подняться к месту жертвоприношений
Преодолеть 800 ступеней к храму Эль-Дейр
Полюбоваться на ночную Петру в отблеске сотен горящих свечей.

Ночью Петра предстаёт в фантастическом виде. Пройти километровое ущелье Сик, освещённое лишь редкими огнями свечей, – это кажется сном или каким-то приключенческим фильмом. Особенно когда под аккомпанемент традиционной бедуинской музыки угощают вкусным бедуинским чаем.

Мы решили непременно подняться на самую высокую точку – место жертвоприношений. Здесь проводились самые важные собрания набатейского народа. Для этого мы встали до рассвета, и были первыми, кто вошёл в Петру в момент открытия парка – в 6 утра.

Мы много слышали о такой достопримечательности Петры как набатейский скальный храм Эль-Дейр, возведённый в 1 веке нашей эры. Эль-Дейр был гробницей последнего набатейского царя Раббиля II, умершего в 106 году. Название «Монастырь» появилось во времена крестоносцев, когда царская гробница использовалась христианами в качестве храма.

От входа в Петру до Монастыря мы прошли 6,5 километров. Чтобы своими глазами увидеть это монументальное творение высотой 45 метров и шириной 50 метров, мы поднялись в горы, преодолев 800 ступеней. Пеший подъём занял чуть более часа, поскольку мы отказались ехать на лошади или муле.

У каждого сколько-нибудь заметного памятника нас встречали возгласами бедуинские женщины: «one dinar, good price, one dinar, help me, help my baby…»
Бедные женщины в сплошном чёрном облачении (абай) вынуждены на сорокоградусной жаре лежать на горячих камнях и предлагать свои сувенирные товары проходящим мимо белым бездельникам.
Мне лично было не по себе. На жертвеннике я дал динар, три раза купил воды и один раз сфотографировал бедуинскую девушку за один динар.

Говорят, в Петре замедляется ощущение движения времени. Наверное, это так. Кажется, время здесь остановилось, когда люди покинули это место и закончилась история Набатейского царства.

История Петры, с одной стороны, хорошо изучена. Но с другой стороны, столица государства набатеев до сих пор хранит множество тайн. На территории археологического парка обнаружено около 800 различных исторических объектов. Но это лишь 15% того, что было в древней Петре. Так что новые раскопки древнего города могут поразить весь мир!

Город расположен в горах на высоте более 660 метров над окружающей местностью. Это хорошо защищённое место почти четыре тысячи лет назад заселили племена кочевников. Историки полагают, что собственно город построили набатеи — арабские племена, осевшие на этих землях в 3 тысячелетии до н.э.

Вход в город был только один: через извилистое километровое ущелье. Ущелье (Сик) образовалось в результате естественного разделения горы. Его длинна 1200 метров, высота до 100 метров. Узость прохода иногда не более 3-4 метров.

Впервые Петра упоминается в египетских документах под названием Пел, Села или Сеир (XV — XIV вв. до н.э.). Она была древней столицей Эдома.
Шифман в книге «Набатейское государство и его культура» (М., 1976. с. 14-15) пишет, что современное название «Петра» появилось при переводе иудейского названия Села (Sеla) «скала» на греческий язык. Ранее Петра назывался Рекем («разноцветный»).

Во второй половине II тыс. до н.э. территорию Петры населяли мидианитяне – пастушеские племена, жившие в Северной Аравии к северу от Акабского залива.
Иосиф Флавий в книге «Иудейские древности» (IV.7.1) пишет, что царь мидианитян Рекем основал город и назвал его своим именем. На протяжении всей набатейской истории город носил название Рекем.

Упоминание о Петре встречается в кумранских рукописях и переводах Библии на арамейский язык. В Книге Царств (XIV.7) говорится, что приблизительно в XIII веке до нашей эры область Петры, известной под названием Села, населяли хорреи.
Во второй половине IX в. до н.э. хорреев, по-видимому, изгнали эдомиты и территория стала называться Эдом ("красный").
В начале VIII в. до н.э. иудеи разгромили эдомитян и захватили Селу (Петру).

В VII—VI веках до н.э. кочевые племена набатейцев завоевали Петру и перенесли сюда из Гайи свой административный и сакральный центр.
Процветать столица Набатейского государства начала с 1-го века до н.э. Петра – был оазис в пустыне, город садов и фонтанов. Вода собиралась из различных источников в радиусе 25 км.
Уровень дождевых осадков в Петре в год составляет лишь около 15 сантиметров. Чтобы сохранить воду, местные жители вырубали каналы и водоёмы прямо в скалах. В городе было расположено 200 подземных резервуаров для воды и два водопровода (техническая и питьевая вода). Вода стекала по керамическим трубам, размещённым под углом на горных утёсах. По мнению специалистов, набатеи достигли таких высот в гидравлике, до которых мы дошли только в XXI веке.

В Петре была построена искусная система запруд, водосборных цистерн, тоннелей, самотечных каналов, наполняемых речкой Айн-Муса. Это позволяло предотвращать сезонные наводнения и в то же время обеспечивать водой 50 тысячное население города плюс тысячу приезжих торговцев.

Римский историк Страбон так рассказывал об античной Петре: это богатый мегаполис застроенный виллами, весь в цветущих садах, бассейнах. На улицах были торговцы из многих стран, здесь можно встретить греков, римлян, индусов и даже китайцев.

Римляне много раз пытались захватить Петру, но им это удалось только после того, как солдаты пошли на хитрость и перекрыли водопровод. В 106 году нашей эры римский император Траян провёл успешную военную кампанию и аннексировал Набатею. Последний правитель Петры Раббиль II подписал отречение от власти в пользу Рима. Император Траян включил Набатейское царство в состав Римской империи как провинцию Каменистая Аравия со столицей в Петре.

Древняя Петра располагалась на перекрёстке торговых путей, соединяющих Красное море и Персидский залив с морем Средиземным. Через Петру проходила известная на Древнем Востоке «Царская дорога», а с другой — караванный тракт из Южной Аравии — «Путь благовоний», который ко II веку стал частью Великого шёлкового пути. Торговые караваны, пересекавшие Аравийскую пустыню, отдых, пищу и воду могли найти только в Петре.

Торговля водой, благовониями и специями приносили Петре большие богатства. Но когда открыли морские пути на Восток, сухопутная торговля сошла на нет, и Петра стала пустеть.

Набатейское царство просуществовало почти три века. В 363 и 747 годах в этом районе произошли два сильнейших землетрясения, которые сильно разрушили город. Но когда город полностью опустел, точно неизвестно.

После владычества римлян, Петрой владели византийцы, арабы, а в XII веке она стала добычей крестоносцев. После крестоносцев с XVI до начала XIX века Петра оставалась опустевшей. Почти никто не знал, где находится заброшенный город.

Заново «открыл» Петру швейцарский путешественник Иоганн Людвиг Буркхардт (также известный как Джон Льюис, Джин Луи 1784 – 1817). В молодости Буркхардт принял ислам, изучил арабский язык (чтобы читать Коран) и стал паломником. Он взял себе имя шейх Ибрагим Ибн Абдалла, чтобы беспрепятственно посещать святые места.

По одной версии, Иоганн Людвиг Буркхардт искал могилу Аарона (брата Моисея). Вместе с караваном Буркхардт отправился от Дамаска до Каира, и в конце августа 1812 года оказался недалеко от предполагаемого места расположения столицы набатеев. Открытие Петры было для него самого неожиданным.

По другой версии, Буркхардт неоднократно слышал о существовании заброшенного города мёртвых. Он обманом упросил местных арабов отвести его на могилу пророка Аарона. Хотя на самом деле Буркхардт искал загадочную Петру. Бедуины повели его в горы. После прохода по дну извилистого каньона взору изумлённого швейцарца открылись развалины Эль-Хазн. Таким образом Буркхардт оказался первым за шестьсот лет европейцем, который увидел Петру.

Позднее шотландский художник, гравёр и театральный декоратор Дэвид Робертс совершил путешествие в Петру и сделал рисунки города мёртвых. В 1840-х в Лондоне были изданы шесть томов под названием «Святая Земля, Сирия, Идумея и Нубия», где были опубликованы 247 литографий с путевых зарисовок Робертса.

Многие сооружения Петры воздвигались в различные эпохи и при разных хозяевах города. После присоединения к Римской империи, римляне строят триумфальную арку, вымощенную дорогу, театры, храмы.
Построенный в I в. н.э. амфитеатр изначально имел 45 рядов и мог вмещать до 6 тыс. зрителей. Это единственный в мире театр, вырезанный в скале. При римлянах театр расширили.

Как жили набатеи? Какие проблемы их волновали? Каков опыт жизни этого народа?

География места жительства, климат формируют образ жизни людей и их образ мыслей.
Набатеи жили на перекрёстке торговых путей, а значит информационных и культурных потоков. Но это были не просто торговцы. Набатейцы – это удивительная цивилизация и культура.

Сами они не оставили о себе никаких письменных свидетельств. Хотя имели свой собственный язык и письменность, их алфавит был похож на арамейский и еврейский. Однако пока не найдено ни одной записи на языке набатеев.

Образованный грек родом из Сицилии по имени Диодор в I веке до н. э. писал о набатеях как о воинственном племени приблизительно в 10 000 воинов, коими были все мужчины-набатеи. Они не сеяли, не пахали, не пили вина, не выращивали деревьев и не строили домов. Более того, это чуть ли не каралось смертью.
По словам Диодора: «Раньше набатеи жили смирно, получая пропитание от скотоводства, но когда александрийские цари развернули торговое судоходство, набатеи принялись не только нападать на потерпевших кораблекрушение, но стали также строить пиратские корабли и грабить плавающих по морю».

Когда в Петру проникли арабы, они увидели Эль-Хазн ("Мавзолей с урной") и стали его обстреливать. Арабы полагали, что в урне, на вершине храма круглой формы с конической кровлей, спрятаны сокровища фараона. Они так и называли Эль-Хазн – сокровищница фараона ("Хазне-эль-Фарун").
Кстати, русское слово «казна» от тюркского корня «хазн».
Арабы знали, что набатеи клали в могилы ценные вещи, которые могли пригодиться умершим после смерти. На урне Эль-Хазн до сих пор заметны следы от пуль.

Куда же исчезли сокровища набатеев?

Возможно, когда-нибудь раскопки дадут ответ на этот вопрос.
В 1996 году археологи обнаружили ещё один этаж под Эль-Хазн. А в 2003 году раскопки позволили обнаружить четыре погребальные палаты, где нашли кости 11 людей. Они могли принадлежать набатейскому царю Арете III или Арете IV.

Археологи считают, что Эль-Хазн был построен в 1 веке нашей эры во времена правления царя Аретаса IV – когда Петра достигла зенита своего могущества.
Высота храма равняется 39 метрам, ширина – 28.
Эль-Хазн был мавзолей и место религиозного поклонения. Предполагают, что первоначально это был храм богини Исиды.

Строительство Эль-Хазн стоило огромных денег и большого искусства многочисленных строителей. Для возведения данного сооружения было изменено русло реки, создана система дамб и прорублен в скалах 30 метровый тоннель, чтобы отвести потоки воды и спасти город от наводнений.

Строили Эль-Хазн сверху вниз – как все вырубаемые в скале здания. Очевидно, что у Эль-Хазн был архитектор, который продумал каждую деталь и процесс постройки. Если бы расчёт оказался не верен, то слишком тяжёлая верхняя часть могла обрушиться. У строителей не было права на ошибку, поскольку восстановить неверно отколотый кусок было невозможно. При строительстве внутренних комнат почти в полной темноте, строители вынесли 5-6 тысяч каменных блоков.

В Эль-Хазн видно влияние архитектуры Греции и Рима. На фронтоне различима скульптура Исиды, голова Медузы, греческая богиня Ника, воинственные амазонки, два кентавра, и даже скульптура египетского бога-орла Гора, уносящего души умерших.
Судя по жертвеннику, в Эль-Хазн приносили жертвы богам. Жертвоприношения были важной частью верований набатеев.

Глядя на этот шедевр античного зодчества, трудно представить, как столь совершенное строение было вырублено топором или долотом. Наблюдательные люди заметили поразительную гладкость стен и колонн. Особо внимательные обнаружили даже следы фрезы по обработке камня. Профессионалы говорят, что наша цивилизация пока «так не может».
Рассказывают, что в мае 2007 года в Петре были найдены мумии мужчины ростом 5,5 метров и женщины 3,8 метра. Однако информация была закрыта.

Так в чём же смысл истории набатейского народа?

Р.Дж.Коллингвуд в книге «Идея истории» утверждает что смысл истории в духовном развитии и самопознании духа.
«История – не знание того, какие события следовали одно за другим Она – проникновение в душевный мир других людей, взгляд на ситуацию, в которой они находились, их глазами и решение для себя вопроса, правилен ли был способ, с помощью которого они хотели справиться с этой ситуацией».

Набатейцы были ветвью иудейства, но в религиозном плане не подчинялись духовенству в Иерусалиме. Первоначально в верованиях набатеев превалировало идолопоклонство. Их боги были в форме каменных кубов («кубы джинов»). Главный бог был некий Душарра – Бог Горы.
Однако постепенно, под влиянием различных культурных веяний, идолы приобрели человеческий образ.

По моему мнению, есть житейское объяснение истории, а есть, я уверен, объяснение сакральное.
Везде во все времена люди заботились о выживании – этим наполнены их каждодневные заботы. Но везде была и забота о существовании после смерти.

В Набатее верили, что после смерти человек продолжает жить в ином мире, и жизнь эта мало чем отличается от той, что он вёл на земле. Поэтому при погребении умерших обеспечивали всем необходимым. Тела в скальных усыпальницах клали в специальные подпольные ниши, а остальное пространство гробницы заполняли едой, украшениями, орудиями труда или символами власти.

Набатеи верили, что по лестнице душа поднимается на небо. Поэтому над входом в пещеру, где был захоронен человек, делали фасад – нисходящая лестница переходящая в восходящую.

Всё, что осталось от набатеев, это их ритуальные храмы – свидетельства веры в посмертное существование.

Останки Петры служат назиданием для живущих ныне и для будущих поколений.

На развалинах Петры я невольно задумался о том, что останется от цивилизации, которая озабочена лишь накоплением материального богатства и не беспокоится о духовном наследии.

Сколько миллионов людей жили до нас! И сколько ещё будет жить после нас?!
Однако мало кто задумывается над тем, на что мы тратим свою столь короткую жизнь…

Раньше люди искали Святой Грааль, Ноев ковчег, Шамбалу… Теперь все ищут только выгоду. Ничего святого у людей не осталось – всё на продажу…

Одного мусульманского учёного-мудреца спросили:
«Почему мы слышим назидания, наставления, но не можем извлечь из них пользы, они не находят своего отражения в нашей жизни?
Мудрец ответил: «По пяти причинам:
Первая: Аллах наделил вас многими щедротами, даровал вам несчётное число благ, но вы утратили чувство благодарности пред Ним.
Вторая: совершив прегрешение, вы перестали чувствовать страх пред Божьим гневом, вы перестали делами и словами просить о помиловании.
Третья: вы не следуете тому, что знаете.
Четвёртая: в вашем окружении есть праведные, благонравные люди, но вы и не думаете равняться на них.
И последняя: вы хороните умерших, провожаете в иной мир многих из ваших близких и знакомых, но не можете извлечь из этого поучительного урока»

Не может быть единой колеи к Истине, каждый идёт своим путём

Важен сам процесс поиска Истины, путь ради самого пути

Окончательная цель самосовершенствования — любовь ко всему

Всё есть школа мудрости, потому что Смысл — он во всём

Благодарить, за всё благодарить — в этом секрет счастья

Благодарность исходит от понимания

Жизнь смертью не кончается

Надо быть собой и делать то, к чему тебя зовёт сердце

Открой своё сердце, забудь про ум, и ты почувствуешь, как надо жить, что правильно, а что неправильно

Только в гармонии духа и тела можно постичь суть вселенской гармонии

Только состоянием души, желанием творить любовь измеряется всё, что мы делаем, к чему стремимся, чего достигли в этом мире
ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ!
(из моего романа–быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература

Король Иордании Хусейн много сделал для того, чтобы Петра была включена в список наследия ЮНЕСКО и стала одним из самых посещаемых туристами мест в мире.
Хотелось бы посоветовать нашим руководителям побывать в Петре, чтобы приобрести опыт, как из воды делать золото, а на камнях – деньги.

P.S. Читайте продолжение рассказа об Иордании в следующих моих постах: «С бедуинами в пустыне Вади-Рам», «По следам пророка Моисея», «Где Иоанн крестил Иисуса», «Загадка Иордания» и др.

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература
2
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Григорий Ливертовский
Спасибо за интересный материал.
Думаю он выиграл бы от фотоиллюстраций.
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.