Петра. Иордания

"Скажите нам, кто сделал эти горы? Скажите нам, кто рисовал песком? Кому принадлежат все эти взоры, Впечатанные в вечность молотком? Кто скалы рвал как чистые бумаги? Кто мантры пел у красных алтарей? Кто эти демоны, волшебники и маги? Неужто те, кто резали детей?!"

Петра впечатляет.
Когда над головой нависают восьмидесятиметровые красные скалы с поистине инопланетной перспективой, когда стоишь перед величественным фасадом, устремленным в небо, то замираешь соляным столбом, точь-в-точь Лоттовой женой, обернувшейся посмотреть на гибель обреченного народа. Кстати, символично, что история эта произошла на Иорданских землях, на юго-восточном берегу Мертвого моря.



Впрочем, Петра потрясает, как и любое грандиозное строительство, будь то пирамиды в Гизе, истуканы на Пасхе или некрополь в Афинах. Когда смотришь на чудеса природы - горы, водопады, деревья - удивляешься красоте, восхищаешься точностью и гармоничностью, но хорошо осознаешь нерукотворность чудес.

 

Другое дело - чудеса человеческой мысли и рук. Римские амфитеатры, египетские и ацтекские пирамиды, мегалиты Стоунхенджа, базальтовые храмы - все это поражает не только воображение, но и заставляет задуматься о том, что ты сам оставишь после себя. Давно нет строителей всех этих мест, имена их утрачены, но дела их остались в веках.

 

Узкий каньон, извилистой рекой прорезанный в оранжево-коричневом песчанике. Спрессованный столетиями в камень, изрезанный ветром и водой, он возвышается стенами прямо в небо. То с одной стены, то с другой - следы ушедшей цивилизации: стертые силуэты, в которых угадываешь богов, людей, животных. Вот погонщики ведут вереницу верблюдов, нагруженных поклажей. Вот на высоте абрис храмовых колонн и алтаря. А вот неясные контуры давно забытого божества. Ниши, выбитые-то там, то сям в пузырчатом бледном песчанике.

 

Песок везде. Песок и причудливые нагромождения из твердого песчаника. Удивительно, но невозможно увидеть острых пиков или рваных контуров. Горы с купольными верхушками напоминают плавные изгибы строчек арабского письма - все округлено, обдуто ветерами, а, может быть отполировано морскими волнами.

 

Ветер и дожди в Петре словно соревнуются с человеком, кто придумает и изваяет образ сложнее и лучше. Огромный осколок скалы посредине тропы за столетия превратился в гигантскую рыбу, выброшенную волнами на берег: разинутая пасть, поднятые плавники, открытые жабры. На отвесной скале виднеется чье-то застывшее в ужасе лицо - широко открытый в крике рот и большие глаза. Угадывать в замысловатых выступах, трещинах, провалах знакомые очертания можно бесконечно.

 

В этом тоннеле можно кричать и плакать, молчать и слушать, идти и стоять в глухой пустоте непрерывных стен-великанов, местами солнечно-белых, местами цвета красной охры, местами шоколадно-коричневых. Между стен, поднимающихся в поднебесье. Когда-то грубые выступы и повороты тоннеля - Сик - отточены и отполированы до бархатисти.

 

Постепенно каньон становится уже, стены теснятся, оберегая главную тайну Петры - сокровищницу фараонов. Храм появляется неожиданно. Поворот, остается несколько шагов до выхода и вдруг в просвет врываются изумительные колонны гигантского двухэтажного фасада. Фасада, впечатанного в громаду скалы. Увязая ногами в глубоком песке и глядя на монументальный храм, остается только застыть с распахнутым от изумления и восторга ртом.

 

Кто и зачем воздвиг этот огромный город, поселив в нем духовидцев, мудрецов, мистических чудовищ, пророков и отшельников? Набатеи - народ строитель - построили этот грандиозный город, нет, даже не город, священный жреческий центр или погребальный комплекс с пещерами, мавзолеями, склепами. Город, покинутый древним племенем, в котором после них жили ни одни народы. Следы и отпечатки этого многоязычного люда можно прочитать на каменной рукописи Петры. Набатеи не сеяли, не пахали, не пили вина, не выращивали деревьев и не строили домов. Набатеи умели совмещать невозможное - воду и пустыню. Они разводили верблюдов, выпасали стада овец и баранов, ели мясо, запивая его молоком, разбирались в травах и знали пустыню как свои пять пальцев. А еще они возвели Петру.

 

Определить, когда же возникла Петра чрезвычайно сложно. Подобно главному набатейскому богу Душшаре, город выстоял благодаря крепости и твердости скал, а возраст камня может иметь далекие преададамические годы. Созданный из камня, камнем сохраненный, этим же камнем город озадачивает археологов и историков.

 

К когда-то запечатанным за громадой скал, внутренним храмам Петры ведет ущелье длиною 1200 с лишним метров. Сик - это больше, чем проход, это врата в иной мир, если хотите, портал к застывшей во времени мертвой эпохе. Вам будут рассказывать про тектонические процессы, про землетрясения, но это было бы слишком просто. Представьте, что какая-то неведомая сила разделила темно-розовый океан на две гигантские стены и во мгновение ока вода замерла окаменевшим морем по обе стороны прохода. Ничего не напоминает? "И пошли сыны Израилевы по дну моря, как по суше, в по правую руку от них стояла стена воды и по левую стояла стена воды"(Исход 14:22)

Этого ощущение моря вам будет не хватать весь путь, что вы пройдете по ущелью. И прикасаясь к гальковой поверхности розовых скал, можно представить, как грубые выступы и повороты Сика веками вылизывались волнами.

 

Рассказывать о Петре невозможно. Ее надо видеть, слышать, чувствовать.
16
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Кристина Шпенглер
спасибо за репортаж! как будто снова прогулялась по Петре!
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.