Отдых на Кипре и проблемы туристов



Недавно я вернулся с Кипра, где отдыхал в городке Протарас. Из-за обилия русских пригород стали называть Нью-Протарасовка. Дома я узнал о банкротстве старейшей туристической компании «Нева». Это не стало для меня неожиданностью.
Сегодняшнее обвальное банкротство турфирм я предсказал ещё полгода назад в статье «Зло и добро турбизнеса». В статье "Обманутые туристы Президенту» 23.12.2013 я написал: «От лица всех обманутых туристов я обращаюсь к Президенту России В.В.Путину. Если мы действительно хотим создать гражданское общество, то я считаю своим гражданским долгом предупредить и предложить. Пожалуйста, наведите наконец порядок в отечественном турбизнесе. Не ждите очередного краха крупного туроператора, когда придётся вывозить наших туристов с зарубежных курортов, как это было в 2012 году».

В той же статье я предлагал правительству РФ и лично премьеру Д.А.Медведеву (которого знаю по годам учёбы на юрфаке ЛГУ) не ждать очередного кризиса и банкротства крупного туроператора. Я предлагал:
1\ провести обязательный аудит всех туристических фирм, санацию неблагополучных, укрупнение до 8-10 туроператоров, поставив их под контроль государства;
2\ рекомендации МИД РФ и других государственных структур должны носить обязательный характер для туристических компаний;
3\ правительство должно утвердить типовой договор об оказании туристических услуг, где будет в обязательном порядке прописана ответственность в случае форс-мажора.

Но меня не услышали. И предсказанное свершилось. У нас пока «жареный петух не клюнет», решения не принимаются. Ждут, пока гром грянет…
И гром грянул. 4 июля 2014 года на заседании правительства глава кабинета Дмитрий Медведев признал: «У нас просто обвал какой-то случился на рынке, такого я не помню за всю историю».
Медведев предложил проводить периодические проверки туроператоров и исключать из реестра компаний тех операторов, у кого нет надёжного финансового покрытия.

Сделать я это предлагал ещё полгода назад!
После того, как уполномоченное агентство компании ТЕЗ ТУР ООО "Мегатур СПБ" фактически сорвало в декабре 2013 года мою поездку в ОАЭ, я обратился в суд. 02 июля 2014 года Невский районный суд Санкт-Петербурга удовлетворил мой иск к компании ТЕЗ ТУР и вынес решение взыскать в мою пользу денежную компенсацию, сумму причинённого мне морального вреда и штраф.

Ещё год назад все участники рынка и представители госструктур в один голос прогнозировали, что банкротства продолжатся. Кто будет следующим, не знали, но то, что он будет, уверены были почти все.

За последние две недели приостановили деятельность четыре туроператора. Началось со старейшего туроператора «Нева». Из-за этого отпуск был испорчен примерно у 17 тысяч туристов. Потом заявили о приостановке деятельности турфирмы «Роза ветров Мир», «Экспо-тур», потом «Лабиринт». Пострадали более 27 тысяч туристов. И это только начало.
Сегодня заявил о банкротстве «ИнтАэр», входящий в двадцатку крупнейших туроператоров и специализирующийся на пляжном отдыхе.

Крах "Невы" может стать крупнейшим банкротством на рынке туроператоров и привести к «эффекту домино» – обвалу рынка туристических услуг. А ведь по итогам 2012 года «Нева» была признана самым крупным туроператором России.

Если не остановить обвал, то вслед за банкротством туркомпаний последует банкротство их страховщиков, а за страховщиками последуют банки. А что такое крах банковской системы, мы знаем по дефолту 1998 года.

В чём же причина обвала?

Генпрокуратура считает, что причина в несоблюдении законодательства.
Министр культуры Вл.Мединский полагает, что причина кризиса в жадности турагенств и туристов.
Есть мнения, что 132 Федеральный Закон устарел и требует обновления.

Некоторые эксперты убеждены, что банкротство турфирм похоже на хорошо спланированную акцию.
Я не сторонник «теории заговора», но такой обвал туристического рынка на руку тем, кто надеется ослабить Россию всеми возможными способами.
Хотя, конечно, многие проблемы мы создаём себе сами, и прежде всего тем, что лжём на каждом шагу!

Такого обмана, как в турбизнесе, я не видел нигде. Обещают «отдых в раю», «райские кущи», а на деле вводят в заблуждение. Вначале дают заглотнуть наживку в качестве недорого тура, а после заключения договора начинают прибавлять различного рода доплаты, что ведёт к существенному удорожанию поездки.

Многие работники турфирм сознательно вводят туристов в заблуждение, не рассказывая им всей правды и только обещая, что «всё будет хорошо». Им главное отправить туриста, а дальше «хоть трава не расти». Им деньги дороже здоровья людей!

Некоторые турфирмы просто мошенники. Собирают деньги на путёвки, заранее зная, что обанкротятся, то есть и не собираясь ничего возвращать.
Отдать деньги турфирме легко, вернуть – очень и очень трудно, иногда невозможно.

В Ростуризме советуют: читайте внимательно договоры об оказании туристических услуг.
Но читай не читай, изменить в них тебе всё равно ничего не дадут. Турагенства предлагают туристам подписать договор, по которому почти всю ответственность несёт исключительно турист.
Я пытался вставить в договор некоторые предложения. Не дали. Говорят, это «типовой договор» и в нём не разрешено ничего менять. Или подписывай «кабальный договор», или уходи. И так везде.

Нам советуют изучать учредительные документы турфирмы, в которую обратились, проверять наличие лицензии, размер страхования, чуть ли не состояние банковского счёта.
Да кто же скажет туристу о финансовой несостоятельности?!
Я пытался задавать такие вопросы – мне указали не дверь.

Во время недавнего судебного процесса я задал вопрос представителю компании ТЕЗ ТУР: «какова фамилия менеджера, совершившего ошибку в написании моей фамилии в визе?»
Представитель ТЕЗ ТУРа мне ответил: «Это коммерческая тайна»!

Спрашивается, зачем нужны многочисленные контролирующие госорганы, если гражданин должен сам проверять наличие лицензии, размер страхования, состояние банковского счёта и даже срок годности?

Знаете, почему русские туристы самые смелые туристы в мире? Да потому что они не могут просто взять и отказаться от турпоездки накануне вылета, им грозят штрафные санкции.

Отказ одного туриста от поездки для крупного туроператора не значит ничего. Но если начинают отказываться многие, то рушится рынок, а это грозит банкротством туроператорам. Туристам, разумеется, об этом не говорят, они узнают о банкротстве турфирмы уже на отдыхе, когда их выгоняют из отеля или не предоставляют самолёт.

В России туристический бизнес это чистой воды «пирамида»!
После банкротства в 2012 году туроператора «Ланта-тур» Союз туриндустрии предложил всем операторам пройти добровольный аудит. Как свидетельствует пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина: «Никто этого не сделал!»
А всё потому, что многие турфирмы работают по «серой» схеме, а то и по «чёрной», чтобы не платить налоги.
Как мне рассказал один из работников турфирмы, многие туристы соблазняются большими скидками мелких турагенств, а в результате оказываются ни с чем. Губит элементарная жадность!

За 2012 год обанкротилось более десятка туристических компаний. Самым громким был крах крупного оператора «Ланта-тур», проработавшего более 20 лет на рынке. Пострадали 7 тыс. туристов – 90% всех организованных путешественников, понесших ущерб за 2012 год. Пострадавшие люди получили компенсацию в размере 51% от запрашиваемой суммы.

Иностранные компании постепенно уходят с российского рынка, потому что работают честно и проигрывают в неравной борьбе. Зарубежные перестраховщики не могут и не хотят нести ответственность за злой умысел нашего туроператора. Они работают на доверии. А у нас все друг друга обманывают.

Проблемы в турбизнесе зрели уже давно. Однако власти обратили на это внимание, лишь когда пришлось силами МЧС вывозить туристов с курортов.

Российские туристы лишены каких-либо гарантий, если туроператор вдруг не сможет выполнить свои обязательства перед клиентами и партнёрами. Когда в 2010 году обанкротился «Капитал тур», 6 тысяч российских туристов не смогли вылететь на отдых, а ещё 2 тысячи оказались заложниками отельеров за рубежом. Одна зарубежная турфирма из-за долга российского оператора выселила наших соотечественников из отеля, отобрав у них паспорта.

Когда в июле мы отдыхали на Кипре в Протарасе, то к счастью, избежали подобных проблем. Но сейчас на Кипре, в Турции, Испании некоторые отели заставляют россиян повторно оплачивать проживание либо принуждают покинуть отель, невзирая на обстоятельства.

Рассчитывать на помощь турфирмы в трудной ситуации не приходится. Даже если удастся дозвониться до справочной службы туроператора, наиболее частый ответ: «у нас нет информации по этому вопросу, ждите».

Многие турфирмы просто мошенники. Они собирают деньги с клиентов за путёвки, зная, что оставят клиентов без услуг и без денег. Поэтому и страхуются на гораздо меньшую сумму, чем собирают с туристов денег.
Один из старейших и ведущих российских операторов внутреннего туризма компания «Раена» продала путёвок на 8 млн. рублей, тогда как ответственность компании застрахована на 500 тыс. руб. в "Росгосстрахе".

Такой «бизнес» по сути мошенничество – статья 159 Уголовного кодекса России!

Чтобы обезопасить туристов от банкротств операторов, можно было бы внести в страховку тура пункт о невыезде в случае краха туроператора. Но у нас предлагают заключить страховку «от невыезда» из России. Хотя во всём остальном мире «страховка от невыезда» предполагает страхование от невыезда из страны пребывания.

Почему?

Да потому что это обман и выманивание денег у туристов. Если турист не уедет из дома, это его проблемы. А вот если он не сможет выехать из страны пребывания, это уже проблемы для туроператора. А зачем туркомпании лишние проблемы? Туристов просто кидают на произвол судьбы, не вывозя с курорта. Они знают, что МЧС всё равно вывезет.

В Интернете уже появились призывы пострадавших россиян к Владимиру Путину с просьбой решить проблему деятельности туркомпаний, которые постоянно срывают отдых тысячам россиян.
Недавно обманутые туристы записали и разместили в Интернете видеообращение к президенту В.В.Путину. «Находимся на острове Родос в Греции. Турфирма «Нева» не оплатила наше размещение на острове, трансфер и обратные билеты. Нам никто не может помочь, мы очень рассчитываем на вашу помощь и поддержку».

Банкротство турфирм это показатель кризиса всей российской туриндустрии, которая идёт ко дну якобы из-за массового демпинга туркомпаний. Хотя клиенты особого снижении цен не ощущают. Цены на одни и те же туры в России порой выше, чем в Европе.

Более того, нынешнее обвальное банкротство турфирм это показатель кризиса всей российской экономики!

Начальник визового отдела компании ТЕЗ ТУР, обнаружив в готовой визе ошибку в написании имени, решила ничего не говорить об ошибке туристу. Надеялась, авось не заметит. Пусть турист сам расхлёбывает проблемы на границе. Такие вот «высокие технологии туризма».
А ведь это обман потребителя – статья 200 Уголовного кодекса РФ!

В процессе суда я задал вопрос представителю компании ТЕЗ ТУР: должны ли менеджеры проверять правильность документов перед тем, как выдают их туристу? Мне ответили, что проверять должны, но ответственность за правильность не несут.
Сам ТЕЗ ТУР тоже ответственность нести не может, поскольку не отвечает за действия своих турагентов, и даже не может быть привлечён в качестве ответчика в суде.

«Страховые выплаты не лишают туриста права требовать возмещения морального вреда», говорят в Ростуризме.
Вот только как доказать этот вред?
В нашем законодательстве нет чётких критериев, по которым можно было бы оценить моральный ущерб. Поэтому всё решает суд по своему собственному усмотрению.
Суд удовлетворил мои исковые требования и обязал выплатить мне компенсацию морального вреда, причинённого компанией ТЕЗ ТУР.
Но почему до сих пор не принимают закон о моральном ущербе?

Заявления Ростуризма и пресс-секретаря Союза туроператоров России Ирины Тюриной не имеют для турфирм никакой обязательной силы, поскольку Тюрина не официальное лицо, а юридическую силу имеют только заявления должностных лиц государственных органов.

Ростуризм не имеет контрольных и надзорных функций, а только информирует туристов и рекомендует не посещать опасные страны. Но и эти рекомендации не обязательны для турфирм. Так Ростуризм и Посольство РФ в Бангкоке предупреждали туристов не посещать столицу Таиланда, а турфирмы при этом продолжали продавать путёвки, поскольку для них эти рекомендации не запрет.

Когда на основании рекомендаций МИД РФ и Ростуризма мы решили отказаться от поездки в Таиланд, гендиректор турфирмы заявила, что мы должны будем уплатить 100 долларов, а потом ещё 500 долларов штрафных санкций. Суд не поверил представителям компании ТЕЗ ТУР, будто они производили соответствующие оплаты контрагентам.

Так и хочется спросить: СКОЛЬКО МОЖНО ВРАТЬ?!

Почему свидетели в гражданском суде предупреждаются об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, а ответчик может врать сколько угодно и представлять подложные документы суду?!

Ростуризм в письме от 03.12.13 № 4960/ИА разъяснил, что «При расторжении такого договора до начала путешествия туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта». Однако гендиректор ООО «Мегатур СПб» Каштанова Н.В. отказалась выполнять данные указания Ростуризма и возвращать мне полностью стоимость путёвки за поездку в Таиланд.

Почему от оплаченной экскурсии отказаться почти невозможно, не потеряв денег, даже по причине плохих погодных условий? А потому что обязательных постановлений на этот счёт нет. Хорошая фирма возвращает деньги, заменяет или переносит экскурсии, а плохие турфирмы не возвращают денег вовсе.

Когда мы были на Майорке, первый день нас попросили провести в другом номере, а в качестве компенсации предложили вместо HB две недели FB. Когда мы пришли в номер, нам принесли шампанское. Так вот извинились!

Без всяких проблем, но тоже с шампанским нас встречали на Кипре в отеле «Cavo Maris».
А вот у нас почему-то не считают нужным извиниться за свои ошибки. Наплевать им на клиента. Их не беспокоят даже отзывы об их фирме. «Дураков ещё много найдётся», – полагают турагенты.

Основная задача работников турфирм – как можно больше (и желательно подороже) продать туров и экскурсий. А то, какими будут эти «продукты», им до лампочки.
«Оставьте нам свои деньги, и пошли вон отсюда!» – вот логика наших бизнесменов.

Как-то мы отдыхали в одном отеле, и решили поужинать в ресторане. Мы заранее зарезервировали столик, и даже сделали предварительный заказ. В итоге мы прождали полтора часа (!) пока нас обслужат. Так и не дождавшись ни напитков, ни еды, мы ушли. А хозяин заведения – Михаил Андреевич – жил в отеле, и ему было совершенно безразлично, довольны его посетители или не довольны.

Когда «Нева» 16 июля официально объявила об остановке работы, на курортах за границей находились около 6 тыс. туристов "Невы". И ещё около 20 тысяч уже заплатили за путёвки. Ответственность «Невы» застрахована в СК «Восхождение» на 454 млн. рублей. А все расходы превысят 550 млн. Очевидно, что страхового возмещения не хватит всем пострадавшим туристам.

Любопытно, что «Восхождение» не входит во Всероссийский союз страховщиков. ЦБ приостановил лицензию страховой компании «Восхождение». И хотя это решение Центробанка правильное, однако запоздалое. ЦБ не должен был допустить, чтобы страховщик набрал объем обязательств, выплатить который ему не под силу.

Это похоже на мошеннический сговор!

Основная проблема, на мой взгляд, отсутствие как такового государственного регулирования и, как следствие, получаем высокий риск банкротства как со стороны агентств, так и со стороны туроператоров.
«У нас что получается: сами по себе туристические операторы — они довольно разрослись, некоторые из них стали очень похожи на МММ. … Просто недопустимая ситуация. Следственный комитет уже дело возбудил, как водится. Надо, чтобы МВД их проверило», — сказал премьер-министр Д.А.Медведев.

2 августа было объявлено о прекращении деятельности турфирмы "Лабиринт", чья ответственность застрахована на 160 млн. руб. в компании "Восхождение". Число пострадавших клиентов «Лабиринта» может составить 65 тыс. Если все пострадавшие туристы обратятся в страховые компании, то сумма возмещения не превысит 2 тыс. руб. за тур.

В фонде «Турпомощь», созданного в 2012 году для возвращения туристов на родину в случае банкротства туроператора, всего 370 млн. рублей.
По подсчётам Ассоциации туроператоров России (АТОР), из-за задержек авиарейсов около 20 тыс. человек не смогут вернутся в Россию. Уже сейчас вылететь за границу не смогут 6-7 тысяч человек.

Компания "Идеал-тур" задолжала авиакомпании "Оренбургские авиалинии" около 1,5 млрд. руб. за перевозки. При этом ответственность турфирмы была застрахована лишь на 30 млн руб. «Идеал-тур» работал примерно с 30 туроператорами — это все потенциальные банкроты.
Клиентов «Лабиринт» уже отказались перевозить. А их сейчас за границей около 27 тысяч человек!
По данным Ростуризма, за выходные с заграничных курортов вывезли 5,5 тысяч россиян. За границей остаются 17 тысяч туристов.
Любопытно, что и «Лабиринт» и «Идеал-тур» связаны общими владельцами.

«Эти турагентства действуют по принципу "пирамид", ни за что не отвечают», – признал премьер-министр Д.А.Медведев. – "Я думаю, что просто нужны периодические проверки на будущее и исключение из реестра туроператоров тех компаний, у кого нет надёжного финансового покрытия».

У нас всё построено на обмане. Российское общество – это общество взаимного обмана и недоверия. Все обманывают всех! И застраховаться от этого невозможно.

Ростуризм не исключает новых банкротств в туротрасли. Поэтому необходимо ужесточить контроль за деятельностью всех, кто занят сегодня в турбизнесе!

После череды громких банкротств, в турбизнесе был разработан законопроект № 547123-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации». Я ознакомился с ним и предлагаю:
1\ Придать Ростуризму функции надзорного и контрольного органа.
2\ Рекомендации Ростуризма, МИД РФ и других государственных структур должны носить обязательный характер для туристических компаний.
3\ Необходимо провести обязательный аудит всех туристических фирм, санацию неблагополучных, укрупнение до 8-10 туроператоров, поставив их под контроль государства.
3\ Правительство должно утвердить типовой договор об оказании туристических услуг, где будет в обязательном порядке прописана ответственность туроператора, в том числе и в случае форс-мажора.

P.S. Хотя по моему иску к компании ТЕЗ ТУР суд вынес решение в мою пользу, я хочу оспорить это решение, поскольку оно не прояснило некоторые принципиальные вопросы, необходимые для помощи всем обманутым туристам.

ПОМОЧЬ МОЖНО ЛИШЬ ТОМУ, КТО САМ СЕБЕ ПОМОЧЬ ХОЧЕТ!

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература
6
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Светла Багинска
1
Так давно пора уже самим, без посредников, получать визы и бронировать перелёт и гостиницы). Но нет, большинство ленится, и путешествиям предпочитает "тюленинг" на пляжах 😟
Виталий Сочнов
0
Пора уже давно научиться планировать и организовывать путешествие самостоятельно, тем более что для себя это делается.
Совок как гос. строй остался вроде бы в прошлом, а у некоторых людей в сознании "совок", как образ мышления и восприятия действительности, присутствует и по сей день, к сожалению. Не надо было думать и париться раньше - за тебя уже всё подумали и сделали, только главное танцуй под дудку партии и не вякай лишнего и всё будет замечательно... Сейчас же другое время уже. Пора уже перестать думать, что русским туристам все должны.
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.