О Святой Горе

Прекрасной половине человечества вход на территорию Святого Афона запрещен (кстати, животным женского пола тоже). Представитель другой половины – греческий фотохудожник Костас Асимис, приоткрыл завесу. Его фотографии знакомят с природой и монастырями, с жизнью и делами монахов.

 


Немного истории


Предполагают, что название «Афон» произошло от имени языческого бога. До посещения полуострова Пресвятой Богородицы здесь жили язычники.
Согласно древнему христианскому преданию, в 49 году корабль, на котором Пресвятая Дева с апостолом Иоанном Богословом плыла на Кипр, буря отнесла и прибила к афонским берегам в том месте, где ныне находится Иверский монастырь. Деву Марию так поразили красоты полуострова, что она попросила у Бога это место в удел. Он дал согласие: «Да будет место сие удел и сад твой и пристань спасения желающих спастись». Поэтому Афон называют также «уделом» и «садом Богородицы»
Летописи упоминают о первых подвижниках в IV веке. В VII-ом указом византийского императора Константина IV Погоната полуостров поступает в полное распоряжение монахов, которые к тому времени жили здесь в кельях и небольших монастырях. Во второй половине X века на Афоне начался бурный расцвет монашества, и через столетие здесь было основано сто восемьдесят монастырей. В последующие века история Афона была трагической. Одни монастыри умирали, другие создавались. Сейчас на Святой Горе двадцать монастырей. По существующему закону запрещается как упразднение имеющихся, так и создание новых обителей. Каждый монастырь имеет в афонской иерархии свое место. Древнейший из них основали в 963 году, последний – в 1542-ом. Помимо монастырей на Святой Горе находятся 12 скитов, а также кельи и каливы.
Афон включен в список всемирного наследия Юнеско.

 


Архитектурный стиль монастырей


Существует особый, афонский стиль, который продиктован оборонительным характером средневековья. Каждый монастырь являлся закрытой крепостью, который был окружен стеной с башнями и имел один вход.
Во внутренней части монастыря вплотную к крепостным стенам располагались кельи монахов, пекарня и подсобные помещения. В центре строились храм и трапеза монастыря, а рядом источник – место, где осуществляется водосвятие.
Вне монастыря находятся усыпальницы и некоторые сооружения, в частности – портовое (арсана), которые предназначено для лодок монахов, занимающихся рыбной ловлей. Считается, что пристань – это как «дверь» между миром и монастырем.

 



Монастырские сооружения


Скиты – небольшие поселения монахов, которые основаны на территории монастыря.
Калива – отдельная постройка, которая состоит из нескольких маленьких комнат и небольшого домового храма или часовни. Несколько калив образуют скит. В каждой каливе обычно живут три монаха, составляющее её братство. Обитатели каливы считаются её собственниками и могут иметь несколько последователей или учеников. Занимаются различными ремеслами и ведут строгую аскетичную жизнь. Особенно строги предписания по поводу пищи и богослужений, которые каждый день совершаются в храме каливы, а в праздники – в скитском храме.

Кельями на Святой Горе называются отдельные дома, которые расположены на территории монастырского комплекса и являются его собственностью. Кельи обычно многоэтажны, а во внутренней части имеют открытые арки. Они могут иметь небольшой участок земли для огорода, сада и виноградника. Комната в келье передается в пожизненное пользование поселяющемуся в ней монаху, он обязан делать ежегодный взнос в пользу монастыря. Общее число монахов в кельях разное - в зависимости от монастырей, но обычно не более девяти - двадцати.

Каливы пустынников – жилища аскетов, которые находятся в небольших и труднодоступных местах: в небольших пещерах, расщелинах скал. Каливы пустынников разделяются друг от друга отвесными скалами. Сообщение осуществляется по узким и крутым тропам, а также при помощи веревок и цепей. Здесь живут монахи, которые пожелали отделиться от мира и посвятить жизнь глубокому изучению Святого писания.

 



Еда монахов. Физический труд

Пища афонских монахов не отличается большим разнообразием: хлеб, растительное масло, вино (уставом не запрещено), маслины, бобы и овощи. Рыбу готовят только в праздничные дни, мясо исключено. Монахи принимают пищу в большой трапезной, обычно узкой и длинной, которая украшена росписью. В глубине трапезной находится место игумена. На его столе тоже, что едят все монахи: в пищи все равны. Во время трапезы один из монахов, который назначается по очереди, читает молитвы.
Все освященные кушанья подают одновременно. Есть монахи начинают после соответствующего знака игумена, по его жесту и заканчивают. Первым из-за стола выходит игумен, за ним следуют все остальные, молча. У дверей стоят чтец, повар и трапезарь, которые, низко кланяясь, просят прощения, если что было не так.
Во вторник, четверг, субботу и воскресенье монахи принимают пищу дважды: утром после литургии и вечером. В понедельник, среду и пятницу – один раз, в обед.

Время, которое остается после молитв и богослужений, распределяется между отдыхом и физическим трудом. Каждый из монахов выполняет определенную работу (послушание), которая назначается игуменом монастыря. Достаточно много иноков заняты тяжелым трудом: рубят и грузят дрова, занимаются огородом, ухаживают за виноградником и делают вино.

 



Будний день Пантелеймонова (русского) монастыря


Жизнь монахов на Афоне всецело посвящено православной церкви и, главным образом, проходит в молитвах и служению Богу. Время на Афоне определяется по византийским часам, которые работают по-разному в определенное время года. Отсчет начинается с заката солнца, в это время башенную стрелку ставят на полночь.
Утреня начинается в 6 часов утра (час ночи по европейскому времени) и длится не менее четырех часов, далее – литургия, ещё около часа. Один час отдыха, после которого почти все, даже старики, в течение двух часов трудятся: в лесу, на виноградниках, в огороде, на уборке территории…
В 14 часов – трапеза, затем вновь начинаются послушания (работы). В 18 часов пьют чай и есть возможность короткого отдыха. Далее в церквях и храмах служат вечерни – не менее часа. После наступает время трапезы, если это не постный день. Вслед за трапезой звонят к повечерне, оно продолжается в течение часа, после которого наступает «келейное правило»: молитвы с поклонами в келье.
Службы в монастырях длинны, особенно под воскресенье и праздничные дни – в общем, по времени достигают 12 часов.

 


Лица монахов




 



Костас Асимис – человек «солнце»


Как-то фотохудожник сказал, что ехал на Святую гору «за экзотикой», а получилось так, что Афон «превратился в мою любовь».

Родился Костас в Ташкенте, куда его родители, греческие политэмигранты, попали после гражданской войны в 1946-1949 гг. Он жил и учился в Югославии. В 1982 году переехал на постоянное место жительства в Грецию, Салоники. В 1985-ом открывает собственную фотостудию. В 1984 году впервые приехал на Святую Гору и с тех пор длится их взаимный «роман». Более 30 лет занимается съемками природы и монастырей, ведет фотохронику монашеской жизни, занимается восстановлением и реставрацией фотоархива второй половины XIX века – первой половины XX-го.
Его фотопроект «Мой Афон» проходит в городах России с 2009 года, в Ставрополе в музее изобразительных искусств благодаря добрым отношениям со специалистами и большой посещаемости жителей города – дважды.

 
12
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Елена Климентова
Спасибо за возможность посмотреть Афон. А кто-нибудь знает женские монастыри, куда не пускают мужчин?
Светлана Чанилова
Елена, здравствуйте. Есть женские монастыри  и их сейчас более, чем достаточно. Но православная церковная традиция никогда не знала женщин-«священниц», практика «рукоположения» женщин в священнический и епископский сан не разрешается Православной Церковью. Поэтому априори женских монастырей "в чистом виде" нет
Светлана Чанилова
Против женского священства есть несколько аргументов.
Во-первых, «священник на литургии — это литургическая икона Христа, и алтарь — это комната Тайной вечери.
На этой вечери именно Христос взял чашу и сказал: пейте, это Кровь Моя. …Мы причащаемся Крови Христа, которую дал Он Сам, именно поэтому священник должен быть литургической иконой Христа. …
Поэтому священнический архетип (первообраз) – мужской, а не женский» (диакон Андрей Кураев, «Церковь в мире людей»).
Светлана Чанилова
Во-вторых, священник — это пастырь, а женщина, созданная как помощница, сама нуждается в поддержке и совете и потому не может нести пастырское служение в полноте.Свое призвание, по мнению Православной Церкви, женщина призвана осуществлять в материнстве.
татьяна Бабенко
0
4ed11e4860dae20fc41797c314d6eb28
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.