Нобелевский ужин в ратуше Стокгольма



Я всегда мечтал побывать на ужине, который дают в честь лауреатов Нобелевской премии в здании стокгольмской ратуши.
Здание Ратуши в Стокгольме может показаться старинным, хотя на самом деле оно было построено в начале ХХ века, и является классическим примером архитектуры модерна. В то же время в этом здании воспроизведены элементы шведских зданий эпохи средневековья и ренессанса. Ратуша строилась с 1911 по 1923 год по проекту архитектора Рагнара Эстберга, и вобрала в себя все романтические настроения шведского национального характера.

На постройку Ратуши и колокольни высотой 106 метров увенчанной государственным гербом Швеции – тремя коронами – потребовалось 8 миллионов кирпичей. За торжественным фасадом размещены офисы городских служб, залы совещаний политических деятелей и служащих города, а также практичные банкетные залы и уникальные коллекции произведений искусств. И по сей день в ратуше заседает городское самоуправление.

Мэр Стокгольма заявил, что может прямо у стокгольмской ратуши выпить воды из озера Меларен, а рыбаки даже могут поймать лосось возле Королевского дворца. Что ловят рыбу – я видел, но не видел, чтобы поймали.

Помещения Городской ратуши также являются местом проведения Нобелевского банкета. На банкет приглашается 1300-1400 человек. Первый раз банкет проводился 108 лет назад – 10 декабря 1901 года. Меню банкета хранится в строжайшей тайне. Разрабатывают меню повара ресторанчика при ратуше «Погребка ратуши». Обязательный десерт – мороженое. Но никто не знает, какого сорта оно будет.

Вручение Нобелевской премии происходит в Доме концертов. Право выступить предоставляется лауреату премии по литературе. После вручения премий в здании городской ратуши проводится Нобелевский банкет.

Зал, где расставлены столы, украшается 23 тысячами цветов, присылаемых из Сан-Ремо. Посуда ручной работы. На салфетках и скатертях выткан портрет Нобеля. Посуда кажется весьма скромной, хотя за весь сервиз для банкетов было заплачено в 1991 году 1,6 млн. долларов. Сервиз состоит из 6750 бокалов, 9450 ножей и вилок, 9550 тарелок и… одной чайной чашки. Чашка эта для принцессы Лилианы, которая не пьёт кофе.

Движения официантов рассчитаны с точностью до секунды. Ровно в 19 часов 10 декабря почетные гости во главе с королем и королевой спускаются по лестнице в Голубой зал, где уже сидят все приглашенные. Шведский король ведет под руку нобелевскую лауреатку, а если таковой не окажется — жену Нобелевского лауреата по физике. Первым произнесён тост за Его Величество, вторым — в память Альфреда Нобеля.

В конце банкета подали мороженое, увенчанное шоколадным вензелем «N».
В 22:15 шведский король дал знак к началу танцев в Золотом зале ратуши. Интерьеры Золотого зала украшены 18 миллионами кусочков золочёной керамики.
Есть некоторое неудобство в том, что танцевать нужно подниматься в Золотой зал. А Голубой зал, где накрыты столы, весьма тесный для более чем тысячи гостей.
В 1:30 банкет заканчивается и гости расходятся.

Надо признать, что самое вкусное мороженое я ел в Стокгольме.
Швеция – хотя и монархия, но демократическая. Абсолютно все блюда нобелевского меню можно заказать в ресторанчике. Обед стоит примерно 200 долларов. Так что можно почувствовать себя вполне лауреатом Нобелевской премии, если ещё и прикупить медаль нобелевского лауреата (из шоколада).

Мне всегда приятно приезжать в Стокгольм. Гуляя по Стокгольму, где живут оба моих романа, приятно сознавать, что здесь живёт частичка меня; живёт и будет жить после моей смерти.

Потратил ли Альфред Нобель зря деньги на основание премии?
Лично я считаю, что он потратил деньги не то что не зря, а самым образцово-показательным образом. Это наилучший способ распорядиться накопленным: деньги не разбазарили паразиты-родственники, которые их не заработали; и служат средства фонда делу мира и прогресса.
Именно так и нужно распоряжаться накопленным состоянием – тратить на поощрение творческой деятельности.

В настоящее время размер Нобелевской премии составляет 10 млн. шведских крон (1,5 млн. долларов). В следующем году размер её будет уменьшен, поскольку активы Нобелевского комитета в результате финансового кризиса сократились на 20 процентов.

Разумеется, получение Нобелевской премии не может быть стимулом для творчества. Важен сам высокий уровень претензий и требований, который писатель должен и хочет достичь в своём творчестве.
Вопрос не в том, кому присудили премию, а изменится ли мир к лучшему в результате этого!

Любопытно, что в детстве Альфред Нобель мечтал стать поэтом. Однако всю жизнь успешно занимался предпринимательством. И всё же в конце жизни он остался верен своему призванию и написал драму «Немезида», реализовав свою мечту стать писателем. Наверное, поэтому в его завещании одна часть премии должна была доставаться «человеку, создавшему наиболее значительное литературное произведение идеалистического направления».

Альфред Нобель был меценатом, и является сейчас (в лице Нобелевского фонда).
Говорят, будто альтернативой жестокому рынку является благородное меценатство.
Но дело не в рынке или в государстве, а в самом художнике!
Художественные произведения создаются вопреки рынку, вопреки системе, потому что художественный акт это протест, это революция, и всякий художник – революционер!

Самый опасный недуг для художника — это сытость, удовлетворённость физическая и духовная. Сытость убивает душу! А потому художник должен быть голоден и одинок.
А если вдруг появятся деньги, слава... Ведь тогда будет хуже, ведь тогда вдохновение может исчезнуть. Писательство потому и не может быть промыслом! Подлинное искусство бескорыстно, потому что от Бога!

Настоящие творения создаются не ради гонорара. Творчество — это единственное противоядие против смерти; мука и в то же время радость, облегчающая страдания жизни.

Люди творят ради удовольствия, которое получают от процесса творчества. Поэтому мало кто променяет вдохновение на богатство. Подлинное творчество бескорыстно. Как только корысть возникает, вдохновение сразу же пропадает. Книги должны писаться, как Евангелие!

Гениальные произведения создаются не ради денег, хотя порой и делаются на заказ; это плоды неразделенной муки либо невостребованной любви. Художник творит, потому что не может иначе, — для него это жизнь! В духовном производстве трудно рассчитать прибыль, потому что оно лишено развлекательности. Существует только один признак таланта: когда творят не ради денег, а ради вдохновения, и только ради этого.

Гениальные творения — это всегда плод страданий человека. Поэтому шедевры создаются в лишениях, а отнюдь не в комфорте. Возможно, чтобы написать “Реквием”, необходимо было ощутить дыхание смерти. Произведения подобного рода — это результат торжества духа над скудостью материальных условий. Некоторые художники даже находят в нищете своеобразный кайф и просто влюблены в свою бедность.

Такое самоограничение есть проявление веры, которая и дарит вдохновение. Творчество это соломинка, за которую хватаются смельчаки, зная, что спастись невозможно. Настоящее искусство есть воплощение трагизма человеческого существования, это отчаянная попытка художника создать шаткий плотик посреди бушующих мерзостей окружающей жизни в надежде спасти свою свободу.

Талантливый человек творит независимо от обстоятельств, я бы даже сказал, наперекор им. Гений вырастает не в комфортных условиях, он всегда есть преодоление трудностей в драме под названием “жизнь”. Потому искусство — это всегда борьба с мерзостями окружающей действительности в процессе утверждения себя. Подлинное творчество представляет собой путь на Голгофу, где благодаря страданиям тела происходит высвобождение духа. Именно плоды становления духа и составляют шедевры.
Художник тем и нравится, что бросает вызов обществу своим творчеством, своим образом жизни. Ведь привлекает то, на что сам не способен. Писатель должен говорить то, в чём страшно признаться читателю. В конечном итоге, интересует даже не само произведение, а личностный подвиг его создателя, личность самого творца! Истинное творчество — всегда восстание, истинный художник — всегда революционер. Потому что искусство — это протест против цивилизации!

Творит художник не потому, что надеется быть понятым, а от неустроенности, преодолевая страдание, а вовсе не от душевного комфорта. Для него творчество — самоспасение! Именно потому истинное творчество бескорыстно. Таково назначение художника — превращать страдания в произведения искусства. Главная же цель — чистота души, постижение Истины и обретение покоя.

Жизнь требует искать удобства, неправдою платя за быт. Но не комфорт мне руководство, а Голос, что во мне звучит. Он требует предельно честным быть в каждом слове и в беде, и не искать тёплого места, а быть лишь искренним везде. Плевать на страхи и потери, угрозы жить мне в нищете. Я не хочу удобства цели, важнее мне не лгать себе. Свобода мне важнее денег, любовь превыше, чем расчёт. Мне нужен искренности берег. Всё остальное же — не в счёт!» (из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература
0
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.